Являются ли письма минфина нормативными актами

Самое актуальное и важное на тему: "являются ли письма минфина нормативными актами" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Такие определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов. Полномочия Минфина России по ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах были конкретизированы в пункте 1 статьи 342 Кодекса Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (пункт 13 статьи 54).

Письменные разъяснения финансовых и налоговых органов

НК РФ» (о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений, а также об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком указанных письменных разъяснений). Тем не менее, здесь необходимо иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых, данное письмо Минфина, как говорилось выше, не может считаться нормативно-правовым актом. Во-вторых, под «письменными разъяснениями, адресованными не ему» в данном случае понимаются разъяснения, адресованные именно другому конкретному налогоплательщику.

Статус и юридическая сила разъяснений и писем минфина россии

Письма фнс россии – формально не нормативные акты, а практически?

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Письма Минфина России и ФНС России не являются нормативными актами, в силу чего они не обязательны для исполнения налогоплательщиками, а суды вправе не руководствоваться ими при вынесении решений. Следовательно, письма финансовых и налоговых органов носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют субъектам налогообложения руководствоваться непосредственно нормами налогового законодательства, даже если эти нормы отличаются от трактовки, изложенной Минфином или ФНС России.
  2. Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения или при начислении пени, может быть исполнение тех разъяснений, которые были направлены непосредственно конкретному налогоплательщику (налоговому агенту) или неопределенному кругу лиц.

Являются ли письменные разъяснения Минфина России и ФНС России, обязательными для налоговых органов? Да. Подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ устанавливает обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в которых выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций (Письмо Минфина России от 7 августа 2007 г.
№ 03-02-07/2-138).

  • Налоговые органы обязаны исполнять только те письма Минфина и ФНС, которые адресованы непосредственно им, даже если таковые не являются нормативными актами.
  • Таким образом, субъекты налоговых правоотношений должны с осторожностью использовать позиции, изложенные в письменных разъяснениях, если таковые носят спорный характер. Следовать указанным в письмах положениям необходимо с учётом анализа норм НК РФ и судебно-арбитражной практики, который может быть осуществлен в рамках налоговой консультации.

Являются ли письма минфина нормативными актами ссылка на закон

Письменные разъяснения финансовых и налоговых органов

Многие нормы российского налогового законодательства часто весьма сложны для понимания и применения, поскольку не всегда могут быть однозначно истолкованы В этой связи Налоговый Кодекс РФ (далее – НК РФ) предусматривает такой инструмент, как письменное разъяснение. К таким разъяснениям относятся:

  1. письма Минфина России по вопросам налогоплательщиков о применении законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 34.2 НК РФ);
  2. письма Минфина России, адресованные налоговым органам, которыми последние должны руководствоваться по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ);
  3. письма ФНС России (адресованные как налогоплательщикам, так и налоговым органам), разъясняющие нормы о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

При этом разъяснения для налогоплательщиков можно подразделить на две группы:

  • разъяснения, адресованные неопределенному кругу лиц;
  • разъяснения по вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций.

Письменное разъяснение уполномоченного органа может служить обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Также использование письменных разъяснений может освободить налогоплательщика от пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Являются ли письма Минфина России и ФНС России нормативно-правовыми актами?

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. (Приказ Минюста России от 04.05.2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).

Читайте так же:  Последние поправки в УК РФ

Прежде всего необходимо отметить, что НК РФ является законодательным актом прямого действия и детально регулирует налоговые отношения. В соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, министерство принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, которые издаются в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009. Пунктом 2 указанных Правил издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Кроме того, Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02/07/2-138 «О порядке применения письменных разъяснений Минфина России…» определено, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
Таким образом, письмо Минфина России не отвечает критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта, – не является официальным документом, принятым (изданным) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленным на установление, изменение или отмену правовых норм.

Являются ли письменные разъяснения Минфина России и ФНС России, обязательными для налоговых органов?

Да. Подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ устанавливает обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в которых выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций (Письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138).
Что касается разъяснений ФНС России, которыми должны руководствоваться налоговые органы, то они также обязательны для исполнения налоговыми органами. Это положение подтверждается и в самих письмах Минфина и ФНС. Письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/[email protected] информирует о том, что на сайте службы (www.nalog.ru) содержится раздел «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». ФНС России обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России.

Может ли налогоплательщик руководствоваться письменным разъяснением, адресованным другому конкретному налогоплательщику?

По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 13322/04), «сам факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия этого письма, если в нем содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение».
Такую позицию поддерживает и Минфин, указывая в Письме от 16.11.2006 № 03-02-07/1-325, что налогоплательщик может руководствоваться разъяснением, адресованным другому конкретному налогоплательщику, в том случае, если такое разъяснение содержит вопросы общего характера, оно не подготавливалось на основе исследования конкретных обстоятельств и не «является актуальным применительно к соответствующим правоотношениям, возникшим в конкретном налоговом (отчетном) периоде».

В тоже время в Письме Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 говорится, что выполнение налогоплательщиком «письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ» (о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений, а также об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком указанных письменных разъяснений). Тем не менее, здесь необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, данное письмо Минфина, как говорилось выше, не может считаться нормативно-правовым актом. Во-вторых, под «письменными разъяснениями, адресованными не ему» в данном случае понимаются разъяснения, адресованные именно другому конкретному налогоплательщику. То есть, вина лица исключается, а пени не начисляются, в том случае, когда лицо руководствовалось разъяснениями, данными лично ему либо неопределенному кругу лиц (на что содержится прямое указание в п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), но не другому конкретному налогоплательщику.

Читайте так же:  Трудовой договор с иностранным работником

Руководствуются ли арбитражные суды разъяснениями финансовых и налоговых органов при рассмотрении налоговых споров?

Арбитражные суды, рассматривающие налоговые споры, не связаны положениями разъяснений, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 АПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел (Постановление Президиума ВАС от 16 января 2007 г. № 12547/06).
Тем не менее, единого подхода к этому вопросу нет. Одни суды в своих решениях не обращают внимания на письменные разъяснения, другие в мотивировочной части своих постановлений ссылаются на них. На практике складывается ситуация, что письма Минфина (в особенности направленные в качестве разъяснений налоговой службе) фактически приравниваются по статусу к нормативным документам, на их исполнении налогоплательщиками настаивают налоговые органы и сами опираются на них в своей деятельности.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Письма Минфина России и ФНС России не являются нормативными актами, в силу чего они не обязательны для исполнения налогоплательщиками, а суды вправе не руководствоваться ими при вынесении решений. Следовательно, письма финансовых и налоговых органов носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют субъектам налогообложения руководствоваться непосредственно нормами налогового законодательства, даже если эти нормы отличаются от трактовки, изложенной Минфином или ФНС России.
  2. Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения или при начислении пени, может быть исполнение тех разъяснений, которые были направлены непосредственно конкретному налогоплательщику (налоговому агенту) или неопределенному кругу лиц. Поэтому, в силу того, что разъяснения, как правило, адресованы конкретным заявителям, применение содержащихся в них мнений и заключений другими налогоплательщиками ко всем прочим случаям может осуществляться ими на свой риск.
  3. Налоговые органы обязаны исполнять только те письма Минфина и ФНС, которые адресованы непосредственно им, даже если таковые не являются нормативными актами.

Таким образом, субъекты налоговых правоотношений должны с осторожностью использовать позиции, изложенные в письменных разъяснениях, если таковые носят спорный характер. Следовать указанным в письмах положениям необходимо с учётом анализа норм НК РФ и судебно-арбитражной практики, который может быть осуществлен в рамках налоговой консультации.

© 2019 Регистрация оффшоров. ООО “Мегаполис-Консалтинг”. Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.

Письма Минфина не являются нормативными правовыми актами

Письма Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция ведомства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в обращениях налогоплательщиков, – поясняет Минфин в своем письме № 03-02-08/28 от 08.04.2009.

Таким образом, письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему органом государственной власти, является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Также в устанавливается, что к таким дивидендам подлежит применению налоговая ставка 20 процентов, тем самым вводится иное правило, не содержащееся в статье 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс). В подтверждение нормативного характера данного письма общество указало, что оно направлено Минфином России для применения в работе налоговыми органами, а также опубликовано совместно с письмом Федеральной налоговой службы от 26.

По мнению Президиума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) .

выраженному в постановлении от 16.01.2007 N 12547/06, названные письма не отвечают критериям нормативного правового акта (ч.

1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ), а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, следовательно, и рассматриваться судами в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. По мнению Минфина России .

Такие письма носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Эти письма не имеют статуса официального комментария к Кодексу. Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с ч.

Разъяснения Минфина нормативными актами не являются

Одним из таких федеральных органов исполнительной власти является Минфин России, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» переданы функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах.

Читайте так же:  Как подать документы на наследство

Вопрос: Являются ли письма Минфина России нормативными правовыми актами?

Подлежат ли письма Минфина России официальному опубликованию? Можно ли трактовать в суде письма Минфина России как официальный комментарий к НК РФ?

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о письменных разъяснениях Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщается следующее.

Согласно п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Указанные письменные разъяснения Минфина России не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 »О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Такие письма носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Эти письма не имеют статуса официального комментария к Кодексу .

Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с ч. 1 ст.

Один из самых наболевших вопросов налогового законодательства — статус писем Минфина России. Могут ли налогоплательщики считать их нормативными правовыми актами?

Если на этот вопрос ответить положительно, то, значит, налогоплательщики вправе требовать признания писем недействующими, когда они противоречат законодательству. Если же ответ отрицательный, то письмо, какие бы предписания оно ни содержало, — это всего лишь мнение должностного лица, и, следовательно, любое требование о признании его недействительным будет просто абсурдным.

Поскольку законодательство на этот счет хранит молчание, разрешить проблему должна судебная власть. И судебные органы уже неоднократно высказывались по этому вопросу, рассматривая статус писем Минфина, МНС и ФНС России. Вот только их точки зрения зачастую прямо противоположны (см. «За и против»).

Последний раз по данной проблеме Высший Арбитражный Суд РФ высказался в Решении от 06.03.2007 № 15182/06. Несмотря на то что оно было вынесено еще в марте, его текст был обнародован совсем недавно.

На этот раз ВАС РФ встал на сторону налогоплательщиков, признав, что в определенных случаях письма органов власти могут являться нормативными актами, подлежащими обжалованию в арбитражных судах (см. «Аргументы ВАС РФ»).

Минфин с арбитрами не согласен

Хотя ВАС РФ четко заявил о возможности признания писем Минфина России нормативными актами, последний придерживается на этот счет иного мнения. В Письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 финансовое ведомство указало, что нормативные правовые акты издаются им в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009. Пунктом 2 указанных Правил установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, и в связи с этим они не подлежат обязательной публикации. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке. Это относится как к ответам на вопросы налогоплательщиков, так и к письмам, адресованным в ФНС России.

Ответы, подготовленные по обращениям налогоплательщиков, не обязательны для исполнения налоговыми органами и налогоплательщиками. Опубликованные письменные разъяснения Минфина должны восприниматься «наряду с иными публикациями специалистов в этой области».

Видео (кликните для воспроизведения).

Разъяснения, направляемые финансовым ведомством в ФНС, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм. Они не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм и не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.

Как видим, в отличие от ВАС РФ министерство отрицает саму возможность признания письма нормативным актом. Впрочем, с практической точки зрения для налогоплательщиков гораздо важнее позиция судей по данному вопросу.

Письмо Минфина — это не нормативный акт

Письмо является нормативным актом и может быть оспорено в суде

Как следует из Письма Минфина России от 10.06.2004 № 03-02-5/2/35, этот документ содержит разъяснения налогового законодательства, которые никого ни к чему не обязывают. Он не устанавливает обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, поэтому не носит нормативного характера и, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Читайте так же:  Пакет документов необходимый для регистрации ооо

В данных обстоятельствах заявление о признании недействующим абз. 7 названного Письма не подлежит рассмотрению.

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 13322/04

Оспариваемые заявителем письма не являются нормативными правовыми актами, поскольку не устанавливают правовых норм, а также не проходили государственной регистрации в Минюсте России, обязательной для нормативных правовых актов.

Кроме того, оспариваемое заявителем Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.05.2005 № 03-05-01-05/54 является ответом на запрос.

Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2005 № ГКПИ05-1625

Письмо ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223 устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Несоблюдение указанного требования может повлечь юридические последствия в виде отказа в государственной регистрации на основании представления в регистрирующий орган заявления, подписанного неуполномоченным лицом, что является нарушением прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и возлагает на них дополнительные обязанности.

Решение ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06

Письмо МНС России от 17.02.2004 № 04-2-06/127 содержит признаки нормативного правового акта. Судом указано, что данное Письмо адресовано налоговым органам и направлено на установление единообразного порядка обложения суточных налогом на доходы физических лиц, который по указанию МНС России должен быть доведен до нижестоящих (подчиненных) налоговых органов, что отличает это Письмо от разъяснений по конкретным вопросам налогоплательщиков.

Решение Президиума ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04

АРГУМЕНТЫ ВАС РФ

В ВАС РФ обратилось акционерное общество с просьбой признать недействующим Письмо Минфина России от 16.01.2006 № 03-04-15/01, ссылаясь на то, что, руководствуясь им, налоговая инспекция неправомерно доначислила обществу НДС.

Суд пришел к выводу, что Письмом от 16.01.2006 № 03-04-15/01 Минфин России установил правовую норму, обязательную для неопределенного круга лиц, что является признаком нормативного правового акта. Следовательно, общество обоснованно обратилось в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим положения данного Письма, нарушающего его права.

Положение Письма, нарушающее налоговое законодательство, было признано недействующим. Суд мотивировал свою позицию следующими аргументами:

полномочиями по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов наделено Министерство финансов РФ;

налоговые органы в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

из текста оспариваемого Письма следует, что содержащееся в нем положение устанавливает обязательные правила формирования налоговой базы при выполнении налогоплательщиками строительно-монтажных работ для собственного потребления;

Федеральная налоговая служба направила Письмо Минфина России от 16.01.2006
№ 03-04-15/01 нижестоящим налоговым органам для использования в работе и для информирования о нем налогоплательщиков;

оспариваемое положение Письма Минфина России от 16.01.2006 № 03-04-15/01 фактически было применено в отношении акционерного общества при проведении камеральной налоговой проверки.

Решение ВАС РФ прокомментировал кандидат юридических наук, партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Рустем АХМЕТШИН:

— ВАС РФ уже неоднократно высказывался по поводу статуса писем Минфина и ФНС России. Причем точка зрения судей по этому вопросу неоднократно менялась — выносились судебные акты как за, так и против того, чтобы рассматривать письма в качестве нормативных актов.

Надо сказать, что Письмо Минфина России от 16.01.2006 № 03-04-15/01 — не самый «удобный» документ для обжалования. Есть несколько моментов, которые свидетельствовали не в пользу того, что его не следует считать нормативным актом:

· оно подписано директором департамента, а не министром;

· оно не было официально опубликовано;

· данное Письмо представляет собой ответ на частный вопрос.

Тем не менее арбитры решили, что вышеперечисленные сложности не исключают возможности судебного оспаривания Письма как нормативного акта. Ведь директор департамента вправе давать разъяснения законодательства от имени министерства. Хотя Письмо и не было опубликовано, ВАС РФ решил, что возможность его признания нормативным актом не зависит от соблюдения формальных требований. А то обстоятельство, что в нем рассматривается частный случай, также не препятствует его оспариванию налогоплательщиком, к которому были применены его положения.

Ссылаясь на НК РФ, судьи указали, что исходящие от Минфина разъяснения налогового законодательства обязательны для работников ФНС России. И Налоговая служба довела Письмо от 16.01.2006
№ 03-04-15/01 до сведения налогоплательщиков, обеспечив тем самым его неоднократное применение. Судьи сочли, что это явно указывает на его нормативный характер.

При этом ВАС РФ все-таки не сделал однозначного вывода о том, что любое письмо по определению является нормативным актом. В Решении от 06.03.2007 № 15182/06 сказано, что этот вопрос должен решаться с учетом всех обстоятельств дела. Поэтому вопрос о том, можно ли оспорить в арбитражном суде то или иное письмо министерства, должен решаться отдельно по каждому заявлению налогоплательщика.

Читайте так же:  Справка из бти для продажи квартиры

В целом можно сказать, что ВАС РФ вынес полезное для налогоплательщиков решение. Правда, это решение вынесено в первой инстанции, и нельзя исключать, что оно будет обжаловано в порядке надзора.

Статус и юридическая сила разъяснений и писем Минфина России

Минфин России в письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/[email protected] «О полномочиях налоговых и финансовых органов» высказал следующую позицию: » Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства . а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности».

Коммерсант освобождается от штрафа, если в своих действиях руководствовался письменными разъяснениями Минфина России.

В подобной ситуации отсутствуют основания для начисления пени и привлечения к ответственности, – говорится в Определении Высшего арбитражного суда РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7502/09 (далее – Определение). К таким выводам судьи приходили и раньше.

Безусловно, они на руку бизнесмену.

Проблемная ситуация: Являются ли письма Минфина России нормативными правовыми актами? Подлежат ли письма Минфина России официальному опубликованию? Можно ли трактовать в суде письма Минфина России как официальный комментарий к НК РФ?

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о письменных разъяснениях России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщается следующее.

Письма ФНС России – формально не нормативные акты, а практически?

Однако практика в скором времени должна измениться – КС РФ постановил, что такие акты в сфере налогового законодательства могут быть оспорены в судебном порядке (Постановление КС РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П ; далее – Постановление).

Рассмотрим, какими доводами руководствовался Суд при принятии такого решения и почему возникла необходимость в его вынесении. Суд решил: Заинтересованные лица должны иметь возможность оспаривать в суде акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе ФНС России, содержащих разъяснения налогового законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Разъяснения Минфина нормативными актами не являются

От редакции: как нам представляется, появление двух приводимых ниже разъяснений в некотором роде спровоцировано ситуацией, когда по письму Минфина налоговые органы обязывали осуществить перерасчет коэффициента К1 по ЕНВД.

Поэтому возникла необходимость отделить циркуляры, направляемые в ФНС, от писем, носящих частное мнение. Хотя ни те, ни другие нормативными документами все же не являются.

Вопрос: Являются ли письма Минфина России нормативными правовыми актами?

Подлежат ли письма Минфина России официальному опубликованию? Можно ли трактовать в суде письма Минфина России как официальный комментарий к НК РФ? В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о письменных разъяснениях Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщается следующее.

П исьмом от 05.04.11 № 03-04-05/9-218 Минфин разъяснил, что обязанность Минфина России давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах установлена в пункте 1 статьи 34.2 НК РФ. Письменные разъяснения России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативно-правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации.

ВАС разъяснил, в каких случаях письма Минфина могут быть обжалованы

Если письмо Минфина направлено в ФНС России, доведено налоговиками до региональных управлений и применено инспекцией при налоговой проверке, письмо признается нормативным правовым актом и может быть обжаловано в Высшем арбитражном суде.

Такой вывод следует из решения Высшего арбитражного суда РФ от 06.08.08 № 7696/08. Напомним, в прошлом году Минфин России официально заявил, что его письменные разъяснения, опубликованные в правовых базах данных и СМИ, не являются нормативными актами.

Письменные разъяснения финансовых и налоговых органов

Многие нормы российского налогового законодательства часто весьма сложны для понимания и применения, поскольку не всегда могут быть однозначно истолкованы В этой связи Налоговый Кодекс РФ (далее – НК РФ) предусматривает такой инструмент, как письменное разъяснение.

Видео (кликните для воспроизведения).

К таким разъяснениям относятся: письма Минфина России по вопросам налогоплательщиков о применении законодательства РФ о налогах и сборах (ст.

Изображение - Являются ли письма минфина нормативными актами 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here