Воспрепятствование проведению проверки

Самое актуальное и важное на тему: "воспрепятствование проведению проверки" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

За период 2009 года и 1 полугодие 2010 года по материалам Управления Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2F65.rospotrebnadzor.ru%2Fdirections%2Fpractice%2F58651%2Fimages%2Farticles%2Fbablo

судами к административной по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ предусматривающей ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей привлечено 4 должностных лица с применением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 5 000 рублей.

Визиты проверяющих – явление неприятное и неизбежное. Как часто могут проводиться проверки, каковы полномочия контролеров? Какими правами и обязанностями обладает предприниматель? Как ему вести себя, если практика – реальное поведение ревизоров – расходится с теорией – нормами, закрепленными в законодательстве?

Наверное, каждый, кто тем или иным образом сталкивался в сфере предпринимательской деятельности с розничной торговлей, достаточно хорошо знаком с таким органом, как Роспотребнадзор.

Проверки, которые проводят сотрудники этого контролирующего органа, нередко затрагивают практически все нюансы бизнеса.

Контролеры не могут заявиться в организацию “как снег на голову”.

Во-первых, контролирующие органы могут провести плановые мероприятия по надзору, в соответствии с утвержденным планом проводимых мероприятий, который ежегодно составляется в каждом территориальном органе Службы и утверждается его руководителем. Обратите внимание, что они проводятся вне зависимости от сроков внеплановых проверок.

Во вторых могут провести внеплановые проверки, которые проводятся в случаях:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

В-третьих, лицо, осуществляющее административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ) в рамках расследования в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ может проводить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с целью поиска доказательств по делу об административном правонарушении.

Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее Закона) предписана обязанность руководителя, иного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить проверяющим, возможность ознакомиться с документами, связанными с проверкой, обеспечить доступ экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Право на посещение территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору и надзору в сфере защиты прав потребителей, означает свободный, беспрепятственный доступ должностных лиц, осуществляющих надзор, к объектам, подлежащим проверке.

Существует еще одна обязанность, возлагаемая на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя при проведении в отношении их проверки это обязанность обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

В связи с этим очень важным моментом является ваше правильное поведение в условиях внезапности появления сотрудников контролирующего органа. При этом к визиту неожиданных гостей должен быть подготовлен не только руководитель, но и те сотрудники, которые могут остаться в его отсутствие за старших или его заместителей.

Самое нежелательное в подобных ситуациях – это паника и страх. Не бойтесь, очень важно сохранить спокойствие. Абсолютное большинство ошибок и глупостей совершается именно по причине взвинченных нервов и под влиянием страха.

Читайте так же:  Материальный вред это

Как правило, любая проверка начинается с объявления о ее проведении и предъявления служебных удостоверений лиц, которые являются представителями контролирующего органа. Еще один важный документ, который должен быть в наличии у проверяющих и предъявлен вам для ознакомления, – это распоряжение о проведении контрольных мероприятий.

Если же все документы в порядке, то проверка неизбежна. Как правило, представители Роспотребнадзора чаще всего проверяют или соблюдение прав потребителей при продаже товаров (исполнении работ, услуг), либо соблюдение санитарных правил и норм.

В случае если все же с вашей стороны будет, какое-либо необоснованное препятствие проведению проверок либо уклонение от проведения проверок необходимо помнить, что требования Закона о порядке проведения проверок распространяются не только на контролирующие органы, но и обязывают юридических лиц и предпринимателей соблюдать права контролирующих органов, выполнять их законные требования, относящиеся к предмету проверки.

Причем этим же Законом, а именно частью 2 статьи 25 Закона предусматривает ответственность юридических лиц, их руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей за нарушение норм Закона, за необоснованные препятствия проведению проверок, за уклонение от проведения проверок.

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2F65.rospotrebnadzor.ru%2Fdirections%2Fpractice%2F58651%2Fimages%2Farticles%2Fvesi

В случае если Вами в ходе проверки будут совершенные указанные действия, проверяющий имеет право составить протокол об административном правонарушении в отношении лица препятствующего выполнению его прямых обязанностей по проведению проверки по части1 ст. 19.4 КоАП РФ предусматривающей ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Законные распоряжения (требования) контролирующего органа могут выражаться в устной либо в письменной форме.

Неповиновение лица может, выражается в открытом отказе исполнить распоряжения или требования должностного лица, осуществляющего государственный надзор.

Воспрепятствование состоит в создании препятствий для осуществления должностными лицами своих обязанностей.

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2F65.rospotrebnadzor.ru%2Fdirections%2Fpractice%2F58651%2Fimages%2Farticles%2Fpalec

Неповиновение, воспрепятствование в осуществлении полномочий следует отличать от сопротивления, сопровождаемого насилием либо угрозой насилия должностному лицу, выполняющему возложенные на него обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2F65.rospotrebnadzor.ru%2Fdirections%2Fpractice%2F58651%2Fimages%2Farticles%2Fkoleni

Сопротивление в отличие от неповиновения всегда выражается в активном физическом противодействии осуществлению должностным лицом полномочий, которыми оно наделено в связи с исполнением своих обязанностей в рассматриваемой области. В этих случаях за сопротивление подобного рода и оскорбление должностных лиц виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со ст. 318 или 319 УК РФ.

Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

(Наименование в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 125-ФЗ.

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, –
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 125-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 159-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2015 года Федеральным законом от 27 октября 2015 года N 291-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, –
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(Статья дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ)

1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в совершении виновным лицом действий, направленных на создание препятствий для осуществления должностным лицом органа государственного контроля (надзора)), органа муниципального контроля деятельности по проведению проверок, либо совершение действий, направленных на избежание проведения таких проверок.

Читайте так же:  Можно ли сдать некачественный товар без чека

Необходимо отметить, что обязанность виновного лица по соблюдению требований должностного лица касательно проведения проверки должна быть закреплена в установленном законом порядке.

Так, например, в силу ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

2. Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если действия виновного лица, подпадающие под признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, привели к невозможности проведения или окончания проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их следует квалифицировать по ч. 2 данной нормы.

В качестве квалифицирующего признака, влекущего применение более строгого наказания по ч. 3 комментируемой нормы права, законодателем предусмотрена повторность совершения противоправного деяния, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, в течение одного календарного года с момента привлечения к административной ответственности.

Получите консультации и комментарии юристов по статье 19.4.1 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

  • ГлавнаяИзображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2F77.rospotrebnadzor.ru%2Ftemplates%2Ft3_blank%2Fimages%2Fsystem%2Farrow
  • ПРЕСС-ЦЕНТРИзображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2F77.rospotrebnadzor.ru%2Ftemplates%2Ft3_blank%2Fimages%2Fsystem%2Farrow
  • Пресс-центрИзображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2F77.rospotrebnadzor.ru%2Ftemplates%2Ft3_blank%2Fimages%2Fsystem%2Farrow
  • Уклонение от проведения проверки является административным правонарушением

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» плановые выездные проверки осуществляются органами Роспотребнадзора на основании разработанных ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры. Утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок, доводится до сведения заинтересованных лиц, путем размещения на официальном сайте органа Роспотребнадзора в сети «Интернет».

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или представления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

К сожалению, некоторые предприниматели желание законодателя оградить бизнес от излишних проверок и создать благоприятный климат для его развития восприняли закон как возможность злоупотреблять своими правами.

Так, в практике Управления Роспотребнадзора по г. Москве встречаются случаи воспрепятствования хозяйствующими субъектами проведению проверки, выражающиеся в уклонении от получения уведомления о проведении проверки, отсутствии должностных лиц проверяемого объекта при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Такие действия фактически срывают или затягивают сроки проведения проверки.

Отдельные предприниматели, уведомленные о проведении проверки, заранее принимают меры по сокрытию нарушений, по смене адреса осуществления деятельности и другими способами уклоняются от проведения проверок.

Между тем, Федеральным законом от 18.07.2011 №242-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включена статья 19.4.1, предусматривающая административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Читайте так же:  Список документов для подачи на алименты после развода

Как показывает практика, должностными лицами органов государственного контроля в случае уклонения субъекта предпринимательской деятельности от проведения проверки составляются протоколы об административных правонарушениях по статье 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалы дела направляются на рассмотрение в суд.

Чем же грозит воспрепятствование проверке или уклонение от нее?

Часть 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)» гласит: воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влекут за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей, на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей.

Действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей, на юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, на юридических лиц от 50000 до 100000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в 2012 году в отношении девяти юридических лиц возбуждены административные дела по ч. 1 и ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дел были направлены в судебные органы для привлечения юридических лиц к административной ответственности. Постановлениями (решениями) судов юридические лица привлечены к административной ответственности за уклонение от проведения проверки. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 175 тыс. рублей. В 2013 году по указанной статье привлечено к административной ответственности 9 юридических лиц, общая сумма штрафов составила 185,5 тыс. рублей.

В случае уклонения субъекта предпринимательской деятельности от проведения проверки в текущем году, повлекшего невозможность ее проведения, проверка может быть запланирована в следующем году.

Напоминаем, что за повторное уклонение от проверки штраф для юридических лиц составляет до 100000 рублей. Должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от шести месяцев до одного года.

Нормативная база, регламентирующая проведение проверок

Мероприятия по контролю/надзору за соблюдением закона субъектами предпринимательства и способы защиты прав последних регламентированы законом «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294) и принятыми в соответствии с ним нормативными актами.

ВАЖНО! Данный закон распространяет свое действие не на все сферы контроля. Его положения не применяются к таким видам контроля, как налоговый, валютный и т. п., к оперативно-розыскной деятельности и в других случаях, указанных в ст. 1 закона № 294.

Особенности в отношении отдельных видов контроля, в общем подпадающих под закон № 294, могут быть определены соответствующими отраслевыми законами.

Эти нормативные документы устанавливают:

  • порядок действий должностных лиц надзорного органа в ходе проверочных мероприятий;
  • правила оформления действий при проверках, в том числе когда проведение таковых невозможно;
  • права, обязанности сторон и иные вопросы, связанные с указанными правоотношениями.

Невозможность проведения проверки: основания, последствия

В случае невозможности проведения выездного (планового, внепланового) проверочного мероприятия контролирующим органом оформляется акт о невозможности проведения соответствующей проверки.

Так, в п. 7 ст. 12 закона № 294 зафиксированы случаи, когда наличие этого документа обязательно:

  • отсутствие на месте проведения надзорного мероприятия предпринимателя или его представителя, уполномоченного должностного лица хозяйствующего субъекта;
  • фактическое отсутствие деятельности хозяйствующего субъекта;
  • иные действия (бездействие) руководителя хозяйствующего субъекта, его представителя, послужившие причиной непроведения проверочного мероприятия.

Составленный акт становится основанием для планирования дальнейших действий относительно проверяемого субъекта. В перечисленных случаях госорган имеет право:

  • На повторное контрольное мероприятие. В течение 3 месяцев с даты составления акта может быть принято решение об осуществлении новой плановой или внеплановой выездной проверки, которую не нужно включать в ежегодный план, а также предварительно уведомлять о ней хозяйствующего субъекта.
  • Возбуждение производства по делу об административном правонарушении согласно ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Квалификация отсутствия лица, повлекшего невозможность проверки по ч. 1 ст. 19.4.1, приводит к отмене постановления административного органа и невозможности дальнейшего привлечения к ответственности за данное нарушение (см. постановление ВС РФ от 08.06.2015 № 49-АД15-3).

Форма акта о невозможности проведения соответствующей проверки

Специальных требований к форме акта о невозможности проведения проверки законодателем не установлено, поэтому она может быть разработана и утверждена органом госконтроля самостоятельно.

Читайте так же:  Территория общего пользования в многоквартирном доме

По общему правилу акт составляется на бланке госоргана в экземплярах по количеству заинтересованных в его составлении лиц.

Юридическая сила любого акта, в том числе акта о невозможности проведения проверки, обусловлена наличием следующих обязательных положений:

  • название документа;
  • дата и место составления акта, которые должны соответствовать дате и месту актируемого события;
  • данные о проверяемом субъекте;
  • основания проведения проверки;
  • данные о должностных лицах, проводящих проверочное мероприятие;
  • текст документа;
  • подписи ответственных лиц.

Представляется необходимым, чтобы при составлении акта присутствовали свидетели или понятые, которые подтвердят содержание акта своими подписями.

Вопрос об ознакомлении проверяемого лица с актом о невозможности проведения проверки законом № 294 не урегулирован.

Посмотреть форму акта о невозможности проведения проверки можно здесь: Акт о невозможности проведения проверки – образец.

В случае необоснованноговоспрепятствования проведению проверки КоАП РФпредусматривает ответственность для виновных в этом лиц по ч. 2 ст. 19.4.1(в том числе для препятствовавших отдельным контрольным мероприятиям).

При этом важно иметь в виду, что для установления виновности действий проверяемого субъекта необходимо, чтобы:

  • требования должностного лица госоргана были четко выражены, изложены ясно и основаны на законе;
  • обязанности хозяйствующего субъекта по соблюдению требований должностного лица при проведении проверки были закреплены в законодательных актах (например, ст. 12, 25 закона № 294).

Состав правонарушения, указанного в ч. 2 данной статьи, является материальным. То есть ответственность наступает в том случае, если противоправные действия повлекли невозможность своевременного проведения или завершения проверки. Квалифицированный состав ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает усиленную санкцию за повторное нарушение. Размер штрафа таков:

  • Для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб. При повторном нарушении — штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.
  • Юридических лиц — от 20 000 до 50 000 руб. При повторе — от 50 000 до 100 000 руб.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.4.1 КоАП РФ, уполномочены рассматривать мировые судьи (чч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Таким образом, акт о невозможности проведения проверки является обязательным документом, составляемым в определенных законодателем случаях. Обязательность его составления обусловлена необходимостью зафиксировать факт несостоявшейся проверки. На основании акта о невозможности проведения проверки соответствующий орган определяет дальнейшие действия в отношении проверяемого субъекта.

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.kamprok.ru%2Fkamchassets%2Fplugins%2Fajax-archive-calendar-mod%2Floading

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.kamprok.ru%2Fkamchassets%2Fuploads%2F2019%2F03%2F52417fa8cf7d64d0ec8c291c9518563d_XL-200x150

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Замена жилого помещения в общежитии на подходящее для инвалида с учетом состояния его здоровья

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.kamprok.ru%2Fkamchassets%2Fuploads%2F2019%2F03%2F1526213968_2-_-1_cr-200x150

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Правовые методы защиты прав дольщиков

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.kamprok.ru%2Fkamchassets%2Fuploads%2F2019%2F03%2FNakazanie_za_ezdu_v_netrezvom_vide_v_Rossii-200x150

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Об уголовной ответственности за пьянство за рулем

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.kamprok.ru%2Fkamchassets%2Fuploads%2F2019%2F03%2F916e5aadf8b4d8e2713ebb04806e7530-200x150

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Внесены изменения в Уголовно-исполнительный и Уголовный кодексы Российской Федерации

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.kamprok.ru%2Fkamchassets%2Fuploads%2F2019%2F03%2Fshutterstock_160387394-200x150

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Изменена подсудность ряда уголовных дел небольшой тяжести

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.kamprok.ru%2Fkamchassets%2Fuploads%2F2018%2F12%2F25-let-konstitutsii

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.kamprok.ru%2Fkamchassets%2Fuploads%2F2016%2F02%2Fb_nuremberg

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за уклонение от проверки

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.kamprok.ru%2Fkamchassets%2Fuploads%2F2016%2F01%2Fi-56

Отношения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с контрольно-надзорными органами, которые проводят проверки деятельности предприятий и ИП, в части организации и проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии со статьей 9 названного закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, в соответствии с их полномочиями, ежегодных планов.

Утвержденный руководителем такого органа ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа в сети «Интернет».

Кроме того, прокуратуры субъектов Российской Федерации формируют сегмент сводного плана указанных проверок по соответствующему субъекту Федерации и размещают его своем сайт, а Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и в срок до 31 декабря текущего календарного года размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Таким образом, чтобы узнать включено ли конкретное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в план проверок достаточно зайти на сайт контролирующего органа, сайт прокуратуры субъекта или сайт Генеральной прокуратуры.

Кроме того, о проведении проверки контролирующий орган уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего распоряжения или приказа почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным возможным способом.

Читайте так же:  Перенос судебного заседания по административному делу

Несмотря на доступность информации о запланированных проверках, представители организаций и предприниматели нередко пытаются уклониться от их проведения.

Вместе с тем статьей 25 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения закона. Согласно части 1 данной статьи при проведении проверки:

— юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц;

— индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В части 2 статьи 25 указанного Закона приводятся отдельные нарушения, также наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это необоснованное препятствие проведению проверок и уклонение от проведения проверок и (или) неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, что влечет административную ответственность.

В настоящее время административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена статьями 19.4, 19.5, 19.7, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные статьи предусматривают ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) соответственно, а также непредставление сведений (информации) или образцов продукции, необходимых для осуществления государственного надзора (контроля).

Кроме того, в случае выявления фактов уклонения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от проведения проверки в отношении каждого «уклонившегося» может быть проведена отдельная, но уже прокурорская проверка.

Прокурор Тигильского района Камчатского края

При уклонении от проведения проверки земельного законодательства вас накажут штрафом

Почти каждый владелец земельного участка рано или поздно сталкивается с такой процедурой, как мероприятия по государственному земельному надзору.

Какой информацией необходимо обладать перед проведением данной процедуры?

Необходимо знать, что государственный земельный надзор осуществляется как в форме проверок (плановых и внеплановых), так и в форме административных обследований объектов земельных отношений.

На территории Вологодской области мероприятия по государственному земельному надзору осуществляют должностные лица Управления Росреестра по Вологодской области, являющиеся государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель и имеющие соответствующие удостоверения.

Предметом проверок является соблюдение требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, об использовании земельных участков по целевому назначению, либо связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в указанных целях.

О начале проведения проверки извещают путем направления по адресу жительства, месту нахождения соответствующего уведомления.

При получении такого уведомления, необходимо явиться по указанному в уведомлении адресу, предъявить инспектору паспорт и правоустанавливающий документ (при их наличии) на указанный в уведомлении земельный участок.

К сожалению, в деятельности Управления Росреестра по Вологодской области встречаются случаи воспрепятствования гражданами, юридическими лицами проведению проверки, выражающиеся в уклонении от получения уведомления о проведении проверки, отсутствии должностных лиц проверяемого объекта при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Такие действия фактически срывают или затягивают сроки проведения проверок.

В связи с этим, Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) включена статья 19.4.1, предусматривающая административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Как показывает практика, должностными лицами органов государственного контроля в случае уклонения граждан (юридических лиц) от проведения проверки составляются протоколы об административных правонарушениях по статье 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материалы дела направляются на рассмотрение в суд.

Чем же грозит воспрепятствование проверке или уклонение от нее?

Видео (кликните для воспроизведения).

Часть 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ гласит: воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влекут за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей, на юридических лиц — от 5000 до 10000 рублей.

Изображение - Воспрепятствование проведению проверки 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here