Управление некоммерческими организациями

Самое актуальное и важное на тему: "управление некоммерческими организациями" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Ввиду того, что некоммерческие организации, цель их создания, порядок регистрации и деятельности принципиально отличаются от организаций коммерческих, управление в некоммерческих организациях заключает в себе целый ряд тонкостей и индивидуальных моментов.

В некоммерческих организациях, для которых извлечение прибыли не является основной целью, и миссия которых строится на не всегда четко определенном принципе служения обществу, внутреннее планирование — процедура достаточно сложная. Отсюда вытекает и сложность четкой регламентации деятельности некоммерческих организаций, их регулирования и управления ими.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» и другими законодательными актами, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

В состав управления некоммерческой организацией входит высший и исполнительный органы управления.

Высший орган управления некоммерческой организацией

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение четкого соблюдения целей, для достижения которых данная организация создавалась.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение таких вопросов как: внесение изменений в устав некоммерческой организации, определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества некоммерческой организации, формирование исполнительных органов некоммерческой организации и, в случае необходимости, досрочное прекращение их полномочий, утверждение годового бухгалтерского отчета и баланса, утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений, а также создание филиалов, открытие представительств некоммерческой организации, участие в других организациях, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Исполнительный орган управления некоммерческой организации

Основная функция исполнительного органа управления некоммерческой организацией — текущее руководство деятельностью некоммерческой организации.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Для некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций Законодательством РФ предусмотрено одновременное наличие коллегиального и единоличного исполнительных органов управления.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение любых вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, определенной Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими Федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Исполнительный орган некоммерческой организации действует от имени организации без доверенности, представляет интересы организации в отношениях с государственными, общественными и иными организациями, физическими лицами, утверждает нормативные документы, регламентирующие производственную и хозяйственную деятельность организации, заключает и расторгает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банковских учреждениях, выполняет финансовые операции, принимает на работу и увольняет сотрудников, издает приказы и дает указания, обязательные для всех сотрудников некоммерческой организации.

Помимо высшего и исполнительного органов управления в некоммерческих организациях могут также создаваться надзирающие и контролирующие органы: попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия). По закону обязательно создание попечительского совета в фондах, общественных фондах и контрольно-ревизионного органа во всех видах общественных объединений. В других некоммерческих организациях создание таких органов не обязательно, но, как правило, в большинстве учредительных документов предусматриваются периодические проверки финансовой деятельности организации специальным ревизионным органом, ревизором или аудитором, и зачастую учредители сами заинтересованы в создании попечительского совета.

Порядок формирования и ведения деятельности попечительского совета определяется уставом, который утверждается учредителями. Как правило, для соблюдения принципа независимости попечительского совета от других органов организации учредительными документами предусматривается такая схема: первый состав попечительского совета формируется учредителями, а последующее включение новых членов совета на место выбывших происходит по решению большинства оставшихся членов.

Для работы в попечительском совете привлекаются, как правило, люди, пользующиеся уважением, обладающие необходимым опытом в области деятельности, соответствующей целям организации.

Тема 15 Особенности управления некоммерческими организациями

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческой организации присущи следующие свойства:

наличие юридического лица;

основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Читайте так же:  Процедура получения свидетельства о рождении

Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.

Следует обратить внимание на два момента:

возможность возникновения юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций (объединений) и для некоммерческих партнерств;

некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица.

Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно – правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.

По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:

по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда;

в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским кооперативам.

Основной целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли — другой важный признак некоммерческой организации.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Возможная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации.

Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого сектора последняя носит ограниченный характер.

Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.

Во-вторых, возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.

Читайте так же:  Расчет выхода в декретный отпуск калькулятор

В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.

Некоммерческие организации имеют особый статус в правовом поле. По этой причине все аспекты, связанные с осуществлением их деятельности, имеют свои особенности. В этой публикации система управления некоммерческой организацией будет рассмотрена через вопросы, связанные с ее работой.

Несмотря на то, что существуют разные способы организации НКО, их объединяет присутствие в структуре двух управляющих органов: в любой некоммерческой организации есть высший совет и исполнительный комитет.

В НКО, которое сформировано на принципах членства участников, высшим управляющим органом может быть собрание. Однако важно понимать, что общественные организации, которые также относятся к некоммерческим, имеют огромное количество участников. В этом случае в совет или собрание входит ограниченное число членов, представляющих интересы определенных групп участников.

Органы управления такой организации могут решать следующие вопросы:

  • Внесение изменений и корректировка устава НКО.
  • Реорганизация, в том числе ликвидация (данные полномочия не относятся к вопросу ликвидации фондов, поскольку это находится в компетенции суда).
  • Определение стратегии развития и принципов формирования имущественных активов.
  • Назначение исполнительной власти организации и решения, связанные с прекращением ее полномочий.
  • Принятие отчетов и балансов за год.
  • Формирование и принятие плана финансового развития НКО.
  • Решения об открытии филиалов, представительств.
  • Решение о вступлении в состав других фондов и организации.

В некоммерческих организациях, формирование которых не основано на условиях членства, высшим органом управления обычно является совет. Его функции и полномочия определяются уставом. Это постоянно действующий коллегиальный орган, функции которого заключаются в следующем:

  • Утверждение финансовой отчетности.
  • Принятие решений об открытии филиалов/представительств.
  • Принятие решений об участии в других фондах и организациях.

В большинстве НКО исполнительный орган в своей деятельности опирается на положения, прописанные в уставных документах.

Данное подразделение НКО может быть коллегиальным. Им осуществляется непосредственное руководство, а подчиняется он непосредственно высшему органу, осуществляющему управление деятельностью организации.

Все структуры НКО должны осуществлять свои функции исключительно в интересах организации, в противном случае на них можно воздействовать дисциплинарно или материально с целью возмещения причиненных убытков.

Руководители НКО и члены управляющих структур должны осуществлять четкий контроль над деятельностью организации, обеспечивать отсутствие столкновения интересов.

Это означает, что при ведении хозяйственных операций должны учитываться интересы НКО. Использование возможностей некоммерческих организаций в любых других целях, кроме прописанных в уставе, может рассматриваться как грубейшее нарушение.

Структура органов управления некоммерческой организации зависит от того, основана ли организация на членстве. Тем не менее, общим для всех организаций является наличие двух органов управления: «высшего» – волеобразующего и «исполнительного» – волеизъявляющего. Исполнительный орган является постоянно действующим.

1. В организациях, которые основаны на членстве, высшим органом является обычно собрание (съезд) участников. Поскольку многие общественные организации являются массовыми и имеют значительное количество членов, учредительными документами может быть предусмотрено, что в работе высшего органа принимают участие не все участники лично, а их выборные представители (делегаты, уполномоченные). Такой высший орган обычно называется съезд либо конференция. Попробуйте сформулировать, какое количество голосов имеет уполномоченный. Обязан ли он следовать указаниям выдвинувших его членов по выносимым на голосование вопросам?

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ):

· изменение устава некоммерческой организации;

· реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, которая проводится по решению суда);

· определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

· образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

· участие в других организациях.

Определите, является ли эта компетенция исключительной, то есть могут ли эти вопросы быть делегированы другим органам некоммерческой организации согласно ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. К чьей компетенции относится изменение учредительного договора?

2. В организациях, не основанных на членстве, функции высшего органа выполняет специальный орган, предусмотренный учредительными документами: совет учредителей, либо лиц, назначаемых учредителями, например, наблюдательный совет, попечительский совет в некоммерческом фонде (ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), правление – в государственной корпорации. За некоторыми исключениями (например, в отношении благотворительных организаций) ограничений в отношении субъектного (персонального) состава такого органа законодательство не предусматривает.

Читайте так же:  Если испорчен паспорт что делать

Следует учитывать, что в организациях с единственным учредителем (например, учреждение) высший коллегиальный орган зачастую вообще не создается, а соответствующие полномочия реализуются непосредственно учредителем.

Подобные постоянно действующие коллегиальные органы управления (попечительский, наблюдательный, художественный совет, правление, политсовет, комитет партнеров и другие органы) могут создаваться и в некоммерческих организациях, основанных на членстве. К их ведению может быть отнесено, в частности:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

· участие в других организациях.

Структура и функции этих органов должны определяться уставом с учетом ограничений, установленных для отдельных организационно-правовых форм.

Членам высшего органа управления могут компенсироваться расходы, непосредственно связанные с участием в работе этого органа, однако некоммерческая организация не вправе выплачивать им вознаграждение за выполнение возложенных на них функций (ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

3. Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Центр тяжести правового регулирования здесь переносится на учредительные документы конкретной организации.

Исполнительный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления (ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Органы некоммерческой организации должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно (ст. 54 ГК РФ). В случае нарушения этого требования, они могут быть привлечены к дисциплинарной или материальной ответственности и обязаны возместить причиненные организации убытки.

Закон содержит определенные требования к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.

Заинтересованные лица, которыми признаются руководители, члены органов управления и контроля над деятельностью некоммерческой организации, обязаны избегать конфликта интересов. Это означает, что при осуществлении хозяйственных операций с организациями или гражданами, по отношению к которым заинтересованные лица являются участниками, сотрудниками, кредиторами или родственниками, они обязаны соблюдать, прежде всего, интересы некоммерческой организации и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Вопрос о совершении некоммерческой организацией сделок, в которых имеется заинтересованность, то есть усматривается возможность расхождения собственных интересов заинтересованного лица (как сотрудника, родственника, кредитора или участника контрагента) и интересов руководимой им некоммерческой организации, относится к компетенции органа управления некоммерческой организацией или органа надзора за ее деятельностью – то есть решение об их совершении принимает не само заинтересованное лицо, а иной независимый орган (см. ст .27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Если этот порядок не соблюден, то сделка является оспоримой.

Управление некоммерческой организацией в большинстве случаев осуществляется по схеме, сходной с управлением в коммерческих организациях (ООО, ОАО и пр.). В некоммерческих организациях также существуют высший орган управления с определенной компетенцией и исполнительный орган.

Исключение составляют фонды, порядок управления которыми определен их уставами, а также потребительские кооперативы. Состав и компетенция органов управления общественных и религиозных организаций (объединений) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях).

Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

В Законе о некоммерческих организациях определены вопросы, относящиеся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации (изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, участие в других организациях и т.д.), и порядок принятия его решений.

Важно отметить, что члены высшего органа управления не должны получать вознаграждения за возложенные на них функции. Исключение составляют компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации, который может быть коллегиальным и (или) единоличным, осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления.

Читайте так же:  После погашения кредита возврат страховки

Возможны случаи, когда члены исполнительного органа некоммерческой организации являются заинтересованными лицами.

Ст. 27 Закона о некоммерческих организациях в связи с этим вводится и раскрывается такое понятие, как конфликт интересов.

Руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, лица, входящие в состав органов управления некоммерческой организации или органов надзора за ее деятельностью, являются заинтересованными лицами в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с организациями, являющимися поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров некоммерческой организации или гражданами (при этом указанные лица должны состоять с вышеназванными организациями или гражданами в трудовых отношениях, являться участниками, кредиторами этих организаций либо состоять с этими гражданами в близких родственных отношениях или являться кредиторами этих граждан).1 1 Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? // Законодательство. 1998. N 1. С. 18.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

В целях предотвращения этого конфликта на заинтересованных лиц возлагается обязанность соблюдать интересы некоммерческой организации и прежде всего в отношении целей ее деятельности.

В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки она должна быть одобрена органом управления некоммерческой организации или органом надзора за ее деятельностью, в противном случае сделка может быть признана судом недействительной с возмещением убытков некоммерческой организации заинтересованным лицом.

Правовые аспекты управления некоммерческими организациями

Изображение - Управление некоммерческими организациями proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fmedia%2Fcache%2F5d%2F80%2F5d800e1ea0c45c55ffdb44dadc1dd261

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 13.11.2016 2016-11-13

Статья просмотрена: 401 раз

Фатина Е. С. Правовые аспекты управления некоммерческими организациями // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 359-363. — URL https://moluch.ru/archive/127/35281/ (дата обращения: 01.04.2019).

В статье проводится анализ управления различными формами некоммерческих организаций. Автором выделяются корпоративные и унитарные некоммерческие организации. В статье рассматриваются органы управления в некоторых некоммерческих организациях.

Организационно-правовые формы некоммерческие корпоративных организаций раскрывает п.3 ст. 123.1 ГК РФ. Они могут быть созданы в форме: потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Изменения, введенные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», расширяют этот перечень, добавляя к некоммерческим корпоративным организациям адвокатские палат и адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами.

Изображение - Управление некоммерческими организациями proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fblmcbn%2F35281%2F35281.001

Рис. 1. Организационно-правовые формы некоммерческих корпораций

Рассмотрим структуру органов управления в некоторых отдельных видах корпоративных некоммерческих организаций.

Стандартная структура органов общественной организации выглядит следующим образом.

Изображение - Управление некоммерческими организациями proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fblmcbn%2F35281%2F35281.002

Рис. 2. Структура органов управления некоммерческих корпоративных организаций

Ассоциация (союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных и иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей (п. 1 ст. 123.8 ГК РФ).

Так в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции по Иркутской области на 29.10.2016 года числится 85 ассоциаций (союзов).

Особенности ассоциации (союза):

‒ количество участников — не менее 2 (п. 1 ст. 123.9 ГК РФ);

‒ ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);

‒ члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в случаях, предусмотренных законом и/или уставом (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);

‒ ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Система управления ассоциацией отражает ее правовой статус некоммерческой организации. В основе управления ассоциацией (союзом) заложено правовое положение, согласно которому структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления ассоциацией (союзом), порядок принятия ими решений и выступления от имени ассоциации (союза) устанавливаются учредительными документами ассоциации (союза), разработанными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях» и другими законами. Законом определен следующий состав распорядительных и исполнительных органов управления ассоциации (союза):

‒ общее собрание участников (высший орган управления);

‒ совет ассоциации (союза), осуществляющий общее руководство в период между общими собраниями участников;

Читайте так же:  Аванс по договору купли продажи недвижимости

‒ исполнительный орган управления: единоличный (директор, генеральный директор) или коллегиальный (правление, дирекция).

По закону к компетенции исполнительного органа отнесены все вопросы руководства текущей деятельностью ассоциации, за исключением вопросов исключительной компетенции общего собрания участников или совета директоров. Руководство текущей деятельностью ассоциации согласно действующему законодательству определено полномочиями и статусом директора. Этим ограничивается законодательная база создания и функционирования исполнительного органа ассоциации (союза).

Согласно ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Некоммерческие унитарные организации — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [3].

Согласно параграфу 7 главы 4 ГК РФ к унитарным некоммерческим организациям относятся фонды, учреждения (государственные, муниципальные и частные), автономные некоммерческие организации и религиозные организации.

Изображение - Управление некоммерческими организациями proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fblmcbn%2F35281%2F35281.003

Рис. 3. Виды унитарных некоммерческих организаций

Рассмотрим структуру органов управления унитарных некоммерческих организаций на примере фонда и учреждения.

Фондом является организация, деятельность которой заключается в аккумулировании имущества и управлении этим имуществом для реализации уставных целей [4].

Согласно ГК РФ, структура органов управления фонда должна в обязательном порядке включать:

1) Высший коллегиальный орган, формируемый в соответствии с порядком, установленным уставом фонда. Он в свою очередь избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.) и может назначать коллегиальный исполнительный орган фонда (правление). К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда

2) Уставом фонда должно предусматриваться обязательное формирование попечительского совета. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

3) В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

‒ определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

‒ образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

‒ утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

‒ принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

‒ принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

‒ изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

‒ одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В зависимости от собственника выделяют:

Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы;

Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные государственные муниципальные образования;

Частным признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учредителем (собственником) частного учреждения могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица, соответствующие требованиям ст. 15 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.Частное учреждение может быть создано собственником (физическим или юридическим лицом), высшим органом управления в частном учреждении является собственник либо учредитель. Исполнительный орган частного учреждения может быть коллегиальным и (или) единоличным, осуществляющий текущее руководство деятельностью учреждения и подотчетен высшему органу управления учреждения. К компетенции учредителя так же относится назначение ревизионной комиссии (ревизора). Ревизионная комиссия (ревизор) является органом внутреннего финансового контроля над финансово-хозяйственной деятельностью, но не является органом управления. Компетенция и численный состав ревизионной комиссии определяется уставом учреждения.

Изображение - Управление некоммерческими организациями 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here