Судебный контроль за исполнением уголовного наказания

Самое актуальное и важное на тему: "судебный контроль за исполнением уголовного наказания" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Осуществление судебного контроля за исполнением наказания

Библиографический список
Нормативные акты и официальные документы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с последними изменениями от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 14.11.2016).
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (с последними изменениями от 28.11.2015 № 358-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 14.11.2016).
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с последними изменениями от 06.07.2016 № 375-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 14.11.2016).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (с последними изменениями от 06.07.2016 №375-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 30.11.2016).
5. ФЗ РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с последними изменениями от 20.04.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 14.11.2016).

Судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения.

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного званий, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе.

Задачи контрольной деятельности судов:

  1. контроль за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, с целью предупреждения корыстных и должностных злоупотреблений; суды проверяют материалы, представленные администрацией исправительного учреждения, других органов, исполняющих наказание;
  2. контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, с целью охраны прав и законных интересов осужденных;
  3. контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, других государственных и негосударственных организаций по обеспечению надлежащего исполнения осужденными своих обязанностей.

Виды судебного контроля:

  1. осуществляемый при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений, и дел особого производства (при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения). Суд оценивает деятельность персонала исправительного учреждения по соблюдению гражданских, трудовых прав осужденных во время отбывания наказания;
  2. контроль при производстве по уголовным делам:

а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде о грубом нарушении законности со стороны должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность. Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. Суды проверяют, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных;
б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда;

  • судебный контроль при рассмотрении предложений, заявлений, жалоб осужденных на действия персонала. Могут быть обжалованы действия государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, в результате которых нарушены права гражданина, созданы препятствия к осуществлению прав либо возложены обязанность или незаконно привлечены к ответственности.
  • Судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

    Конституция РФ значительно повысила роль суда в обеспечении защиты нрав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, расширив его компетенцию и возможности. Часть 3 ст. 56 Конституции РФ гарантирует право на судебную защиту, которое не подлежит ограничению. Им в полном объеме обладают и лица, содержащиеся в учреждениях УИС. Это право соответствует международным актам [1] , детализируется в Законе РФ от 27.04.1993 № 4866–1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, согласно которому каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, должностные лица и государственные служащие неправомерными действиями (решениями) нарушили его права и свободы. УИК РФ закрепляет право осужденных на судебную защиту в ч. 4 ст. 12, ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 20 (и других статьях Особенной части).

    Согласно ч. 1 ст. 20 УИК РФ суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со ст. 397 (за исключением случаев, указанных в п. 1 и 18) и 398 УПК РФ.

    Читайте так же:  Что нужно при разводе в загсе если есть ребенок

    В соответствии с законодательством РФ суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 20 УИК РФ).

    Возможность осужденных обращаться с жалобами на действия администрации в суд является весьма важным средством и гарантией обеспечения их прав.

    Такой важной гарантией соблюдения прав осужденных к лишению свободы при применении к ним наиболее строгих мер взыскания является норма, закрепленная в ч. 5 ст. 78 УИК РФ, согласно которой изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Судебный порядок рассмотрения данного вопроса повышает гарантии объективного его решения, а соответственно, и обеспечение прав осужденных.

    Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни (ч. 3 ст. 20 УИК РФ).

    Таким образом, основные формы и методы контрольной деятельности суда закреплены в ст. 20 УИК РФ. Однако судебный контроль не исчерпывается сферой исполнения уголовного наказания. Он осуществляется при рассмотрении дел но спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений.

    Важной формой судебного контроля также является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания (п. “г” ч. 1 ст. 24 УИК РФ).

    • [1] Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международному пакту о гражданских и политических правах и др. См. подробнее: Руководство по справедливому судопроизводству // Международная амнистия. М.: Права человека, 2003. С. 196.

    Понятие и содержание судебного контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Давыдов Д. А.

    Раскрывается понятие и содержание судебного контроля в пенитенциарной сфере; анализируется законодательство и мнение ученых по данному вопросу; предложено определение судебного контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания; обосновывается необходимость введения должности пенитенциарного судьи ; рассмотрены организационные и правовые проблемы, препятствующие осуществлению контрольной деятельности суда в полном объеме.

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Давыдов Д.А.,

    CONCEPT AND MAINTENANCE OF JUDICIAL CONTROL AFTER ACTIVITY OF PERSONNEL OF ESTABLISHMENTS AND ORGANS, CARRYING OUT PUNISHMENTS

    The author discloses the concept and content of judicial control in the penitentiary system, analyzes the legislation and the views of scientists on the subject, offers an independent determination of judicial control over the prison staff justifies the need for a post custodial judge examines the institutional and legal obstacles to the implementation of the monitoring activities of the court in full volume.

    Текст научной работы на тему «Понятие и содержание судебного контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания»

    Актуальные проблемы судебной власти

    ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

    Д.А. ДАВЫДОВ, судья Новороссийского гарнизонного суда

    12.00.02 – конституционное право; муниципальное право 12.00.11 – судебная власть, прокурорский надзор, _организация правоохранительной деятельности

    Аннотация. Раскрывается понятие и содержание судебного контроля в пенитенциарной сфере; анализируется законодательство и мнение ученых по данному вопросу; предложено определение судебного контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания; обосновывается необходимость введения должности пенитенциарного судьи; рассмотрены организационные и правовые проблемы, препятствующие осуществлению контрольной деятельности суда в полном объеме.

    Ключевые слова: суд, судебный контроль, осужденные, персонал.

    CONCEPT AND MAINTENANCE OF JUDICIAL CONTROL AFTER ACTIVITY OF PERSONNEL OF ESTABLISHMENTS AND ORGANS, CARRYING OUT PUNISHMENTS

    D.A. DAVYDOV, Juage Novorossiysk garrison court

    Annotation. The author discloses the concept and content of judicial control in the penitentiary system, analyzes the legislation and the views of scientists on the subject, offers an independent determination of judicial control over the prison staff justifies the need for a post custodial judge examines the institutional and legal obstacles to the implementation of the monitoring activities of the court in full volume.

    Key words: court, judicial control, prisoners, prison staff.

    В настоящее время вопрос о пределах контрольных полномочий суда за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не носит дискуссионного характера1. Однако в исследованиях прошлых лет высказывалась точка зрения о пределах обжалования в судебном порядке действий и решений должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы осужденных2.

    Конституция РФ значительно повысила роль суда в обеспечении защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, расширив его компетенцию и возможности. Часть 3 ст. 56 Конституции РФ гарантирует право на судебную защиту, которое не подлежит ограничению. Этим правом в полном объеме обладают и лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; оно соответствует международным актам3, детализируется в Федеральном законе № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (последняя редакция от 14 декабря 1995 г.)4, согласно которому каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если счи-

    Читайте так же:  Если умер наследник первой очереди

    тает, что неправомерными действиями (решениями) государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, должностные лица и государственные служащие нарушили его права и свободы.

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации закрепляет право на судебную защиту в ч. 4 ст. 12, ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 20 (и других статьях Особенной части).

    Возможность осужденных обращаться в суд на действия администрации — весьма важное средство и гарантия обеспечения их прав.

    Такой важной, на наш взгляд, гарантией соблюдения прав осужденных к лишению свободы при применении к ним наиболее строгих мер взыскания является норма, закрепленная в ч. 5 ст. 78 УИК РФ, согласно которой изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Судебный порядок рассмотрения данного вопроса повышает гарантии объективного его решения, а соответственно и обеспечение прав осужденных.

    В соответствии с ч. 3 ст. 87 УИК РФ перевод осужденных к лишению свободы из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124,127, 130 и 132 УИК РФ, производится по решению комиссии исправительного учреждения. Стремясь повысить гарантии законности и соблюдения прав осужденных, законодатель впервые в истории пенитенциарного законодательства закрепил их право на обжалование в суд решений комиссии исправительного учреждения о переводе в строгие условия отбывания в исправительной и воспитательной колонии или на строгий вид режима в тюрьме. Как справедливо отмечал профессор А.И. Зубков, подобное решение законодателя можно расценивать как прогрессивное и обусловленное заботой о соблюдении законности при существенном изменении условий отбывания наказания осужденным5.

    Одновременно высказываются и сомнения относительно практической значимости данной новеллы, поскольку подача жалобы в суд не приостанавливает решения комиссии (ч. 5 ст. 15 УИК РФ), а суды, как известно, исключительно загружены. Очевидно, что рассмотрение в суде такой жалобы осужденного займет довольно длительное время, по истечении которого может быть исчерпан и сам конфликт.

    Согласно Всеобщей декларации прав человека право на справедливый суд является фундаментальным и государство обязано его обеспечить. Данное право выступает в качестве основополагающей гарантии от назначения несправедливых наказаний, обязательного условия защиты других прав, в частности права на жизнь, личную безопасность, свободу от пыток и т.п. Исходя из этого необходимо расширять право лиц, находящихся в местах принудительной изоляции, на обращение в суд по поводу любых нарушений законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

    Следует усовершенствовать судебный порядок рассмотрения жалоб осужденных и иных лиц на действия персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Реализация данного права должна предполагать распространение его на больший круг правоотношений, в которые вступают осужденные, что вытекает из положения ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием. Требуют скорейшего урегулирования и имеющиеся в настоящее время организационные и правовые проблемы, препятствующие осуществлению контрольной деятельности суда в полном объеме. В юридической литературе неоднократно высказывалось мнение относительно введения в каждом субъекте Российской Федерации пенитенциарного суда или же специализации дополнительно выделенных в существующих судах штатов судей6. Концепция судебной реформы 1991 г. предусматривала должность пенитенциарного судьи7. Одна-

    ко данная новелла не была закреплена в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Полагаем, что специальный пенитенциарный судья в ранге мирового судьи мог бы решать объемный перечень вопросов, связанных с исполнением приговоров, изменением условий исполнения наказания, вида исправительного учреждения, заменой одного вида наказания другим, условно — досрочным освобождением от отбывания наказания, отсрочкой отбывания наказания, освобождением от наказания, осуществлять в упрощенной форме рассмотрение обращений и жалоб осужденных.

    Необходимо учитывать и то, что судебный контроль не исчерпывается сферой исполнения уголовного наказания. Он осуществляется при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений.

    Таким образом, введение должности специализированного судьи необходимо в целях повышения эффективности процесса исполнения (отбывания) наказания, а также контрольной деятельности суда в уголовно-исполнительной сфере, совершенствования его механизма.

    Следует отметить, что судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение. В процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний путем выявления и устранения причин и условий, способствующих нарушениям.

    Судебный контроль — существенная гарантия реализации прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовно-исполнительную сферу. Он помогает выявить и устранить недостатки в работе персонала, формирует его правосознание, имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

    Цели судебного контроля подчинены общим целям уголовного наказания и сориентированы на их достижение; судебный контроль должен обеспечить эффективную деятельность персонала по профилактике и предупреждению совершения новых преступлений осужденными, способствовать высокому уровню правопорядка в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

    Читайте так же:  Технически сложные товары бытового назначения

    Контроль выступает способом получения информации об исполнении законов и иных нормативных правовых актов, что позволяет судить о качестве самих законов, проблемах и противоречиях, имеющихся в них, а также позволяет устранить «ущербную» норму из действующего законодательства.

    Судебный контроль выполняет важную правозащитную функцию.

    Обеспечение равенства всех перед законом и судом, судебной защиты прав и свобод человека, в том числе и правового статуса осужденного, — конечные цели

    такой деятельности. Суд призван защищать права и законные интересы не только отдельных субъектов права, но и всю существующую в стране систему общественных отношений8. Доминантным здесь является публично-правовой интерес, что определяет высокую социальную ценность для всего общества и каждого гражданина в отдельности.

    Среди различных форм защиты нарушенного права судебная форма играет ведущую роль как универсальная, исторически сложившаяся, детально регламентированная законом, гласная, эффективная и цивилизованная. Она обеспечивает надежные гарантии правильного применения нормативной базы, установление истины по делу, восстановление в нарушенных правах. «Правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах»9. Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, на наш взгляд, применима и к судебному контролю. Нравственная, по сути, категория справедливости — неотъемлемое свойство контрольной функции суда, характеризующее вектор его социальной направленности.

    Судебный контроль можно определить как основанную на законе деятельность суда с присущими для него формами и методами по обеспечению режима законности и правопорядка при исполнении уголовных наказаний, предупреждению совершения преступных деяний со стороны осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, соблюдению прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовно-исполнительную сферу, а также восстановлению нарушенных прав.

    1 Большинством ученых справедливо подчеркивается необходимость и важность судебного контроля за органами исполнительной власти. Более подробно см.: Князев С.Д. Принципы административного права Российской Федерации: отраслевой формат и юридическое значениеи// Государство и право. 2003. № 10. С. 45; Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: Монография / Науч. ред. А.В.Малько. М.: ТК Велби, Проспект. 2005. С. 96 и др.

    2 Минаков Г.Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и гарантии их реализации : Учеб. пособие. М., Академия МВД СССР., 1993. С. 69-70; Селиверстов В.И. Правовое положение лиц, отбывающих наказание (теория и прикладные проблемы): Дис. докт. юрид. наук. М., 1992. С. 339.

    1 Всеобщей декларации прав человека; Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод; Международному пакту о гражданских и политических правах и др. Более подробно см.: Руководство по справедливому судопроизводству: Международная амнистия. М.: Права человека, 2003. С. 196.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    2 Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993. № 19. Ст. 685.

    1 Уголовно-исполнительное право России: Учебник /Под ред. Зубкова А.И. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 455-456.

    1 Бакулина Л.В., Сундуров Ф.Р. Судебный контроль за соблюдением личных и социально-экономических прав осужденных к лишению свободы // Лишение свободы и права осужденных в России. Тольятти, 1999. С. 222-223; Селиверстов В.И. Указ. соч. С. 327-328.

    2 Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. Пашин С.А. М.: Республика, 1992. С. 62.

    1 Гражданский процесс: Учебник. 2-ое изд. / Под ред. Тре-ушникова М.К. М: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2006. С. 29.

    2 Постановление Конституционного Суда РФ №4П от 2.02.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 701.

    Судебный контроль за исполнением уголовного наказания

    Судебный контроль за исполнением уголовного наказания

    Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью

    Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации. 4.

    Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

    это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства, который можно подразделить на два вида: а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде; б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговоров суда.

    3. это контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания — он проявляется на стадии исполнения наказания и направлено на достижение трех задач: а) предупреждение корыстных и должностных злоупотреблений администрацией учреждений; б) охрана прав и законных интересов осужденных (например на УДО, отсрочку и рассрочку исполнения приговора и т.д.); в) исполнение осужденными своих обязанностей (смягчение наказания на основе выполнения своих обязанностей осужденными).

    Судебный контроль за исполнением уголовного наказания

    Их исполнение возложено действующим законодательством на различные учреждения и органы государства, максимально обеспечивающие достижение целей наказания. Новый Уголовный кодекс изменил действующую систему наказаний, исключил отдельные их виды и ввел новые.

    4. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту работы осужденного. 5.

    Европейские пенитенциарные правила и судебный контроль за обеспечением прав и законных интересов осужденных European penitentiary rules and judicial control over the guaranteeing of rights and legal interests of convicts Текст научной статьи по специальности — Государство и право

    URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskie-penitentsiarnye-pravila-i-sudebnyy-kontrol-za-obespecheniem-prav-i-zakonnyh-interesov-osuzhdennyh (дата обращения: 04.11.2018).

    Читайте так же:  Молитва против воровства

    Сторожук Михаил Иванович (2013). Европейские пенитенциарные правила и судебный контроль за обеспечением прав и законных интересов осужденных. Вестник Томского государственного университета.

    Право URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskie-penitentsiarnye-pravila-i-sudebnyy-kontrol-za-obespecheniem-prav-i-zakonnyh-interesov-osuzhdennyh (дата обращения: 04.11.2018).

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий. Сторожук Михаил Иванович Европейские пенитенциарные правила и судебный контроль за обеспечением прав и законных интересов осужденных // Вестн.

    Немаловажную роль в индивидуализации режима отбывания лишения свободы для каждого заключенного играют судьи по исполнению наказаний (jugedel’aplicationdespeins). На них возлагается надзор за тем, как осужденные отбывают тюремное заключение. Задача судьи по исполнению наказаний заключается в обязанности обеспечить максимальную степень индивидуализации наказания. Так, например, он определяет форму исполнения наказания, учитывая при этом физическое состояние осужденного (ст. 722 УПК). Кроме того, согласно Декрету N 85-836 от 6 августа 1985 г. размещение осужденных по пенитенциарным учреждениям осуществляется при непосредственном участии судьи по исполнению наказаний, который обязан при этом принимать во внимание возраст осужденного, степень его социальной опасности и, как отмечалось выше, его физическое состояние. Если судья обнаружит неизвестные ранее факты, он вправе требовать проведения дополнительного расследования с последующим изменением режима содержания осужденного в тюрьме. Начальник тюрьмы обязан ежемесячно информировать судью по исполнению наказаний о состоянии лиц, содержащихся в данном пенитенциарном учреждении. Судебный контроль могут осуществлять также правоспособные союзы или лица, назначенные следственным судьей (ст. 138 УПК).

    Анализируя французское уголовное законодательство, можно увидеть, что законодатель отводит судье по исполнению наказаний важное место в деле ресоциализации осужденных. Кроме того, Декретом N 86-462 от 14 марта 1986 г. при каждом суде высшей инстанции учреждается комитет по пробации и содействию освобождению (далее – Комитет). Этот Комитет, возглавляемый судьей по исполнению наказаний, совместно с другими заинтересованными судьями осуществляет деятельность в соответствии со своими задачами. В состав названного Комитета входит один или несколько агентов по пробации, которые назначаются министром юстиции из числа сотрудников учреждения социального обеспечения. Со своими предложениями о таком назначении может выступить судья по исполнению наказаний, согласовав предварительно их с директором по пробации или региональным делегатом по социальному воспитанию.

    Агент по пробации выполняет все мероприятия, направленные на перевоспитание осужденного, предписанные ему инструкциями магистра. Он представляет судье по исполнению наказаний ходатайства осужденных или собранные по собственной инициативе доказательства, позволяющие ему принимать меры по изменению положения заключенного. Кроме того, агент по пробации обязан обеспечивать связь с различными службами, а также устанавливать всякие другие необходимые ему для выполнения своих функций контакты. В случае, если агент по пробации не выполняет своих обязанностей или если, по мнению судьи по исполнению наказаний, агент с ними не справляется, то он освобождается от дальнейшего выполнения этих обязанностей.

    Для согласованности деятельности судей по исполнению наказаний и тюремной администрации французское правительство предприняло ряд мер, направленных для достижения этих целей. В связи с этим в каждом пенитенциарном учреждении создаются комиссии по исполнению наказаний (далее – комиссия). В комиссию входят начальник пенитенциарного учреждения, руководящий состав этого учреждения, врач психиатр и воспитатели. Комиссия является совещательным органом при начальнике тюрьмы. Она может представлять рекомендации, касающиеся отбытия наказания тем или иным заключенным, начальнику тюрьмы или судье по исполнению наказаний, но последние принимают соответствующие решения в пределах своей компетенции единолично.

    Этот Закон был принят совместно с пакетом законов, направленных на борьбу с терроризмом, в числе которых был и Закон N 86-1020 “О борьбе с терроризмом и посягательством на государственную безопасность”. По сути, им начинается период законотворчества в области борьбы с терроризмом во Франции.

    Согласно французскому законодательству лица, осужденные к одному или нескольким наказаниям в виде лишения свободы, могут быть освобождены условно-досрочно, если имеются достаточные доказательства их хорошего поведения и серьезные основания рассчитывать на их возвращение к нормальной жизни в обществе. Право предоставлять условно-досрочное освобождение принадлежит министру юстиции. Ходатайство об условно-досрочном освобождении подается судьей по исполнению наказаний после согласования его с комиссией по исполнению наказаний. Оно может быть представлено министром юстиции консультативному совету по условному освобождению. Необходимо также мнение префекта департамента, где находится место заключения осужденного.

    Предоставляя осужденному возможность условно-досрочного освобождения, французский законодатель при этом оговаривает, что оно может сопровождаться мерами участия и контроля со стороны административных органов, направленных на то, чтобы облегчить и разнообразить исправление условно-досрочно освобожденного лица. Эти меры применяет судья по исполнению наказаний. В частности, он может при необходимости в целях осуществления надзора вызвать лицо, условно-досрочно освобожденное, и напомнить о предписанных ему принудительных мерах и обязанностях, а также довести до его сведения условия, в которых эти надзорные меры и обязанности будут применены и проконтролированы.

    К мерам по осуществлению надзора в постановлении об условно-досрочном освобождении (согласно положениям ст. 138 УПК и Декрета N 86-461 от 24 марта 1986 г.), которые применяются следственным судьей, относится выполнение следующих обязанностей:

    1) проживать в определенном месте;

    2) воздерживаться от появления в специально оговоренных местах;

    Читайте так же:  Выписать без согласия из муниципальной квартиры

    3) осуществлять профессиональную деятельность или продолжать учебу или профессиональное обучение;

    4) не противиться обследованию, контролю и медицинскому обслуживанию;

    5) подтверждать выполнение своих семейных обязанностей или регулярную выплату алиментов, присужденных решением суда и вытекающих из супружеского долга;

    6) подтверждать уплату (в соответствии со своими возможностями) налогов в государственную казну;

    7) управлять только теми видами транспорта, которые разрешены дорожным кодексом (письменное разрешение на вождение представлять в канцелярию суда);

    8) не посещать казино, игорные дома, бега и не участвовать в пари;

    9) не посещать питейные заведения и воздерживаться от злоупотребления спиртными напитками;

    10) не навещать некоторых осужденных, особенно организаторов групповых правонарушений;

    11) воздерживаться от контактов с некоторыми лицами, особенно с пострадавшими от преступления;

    12) не хранить и не носить оружие.

    Каждый год судья по исполнению наказаний отправляет министру юстиции Франции рапорт об исполнении наказаний. Такой же рапорт направляется в Совет по исполнению наказаний и прокурору при Кассационном суде Франции или Апелляционном суде.

    Условно-досрочно освобожденному лицу в порядке применения принудительных мер по осуществлению надзора предписывается также выполнение следующих обязанностей:

    1) отвечать на повестки судьи по исполнению наказаний или агента по пробации;

    2) принимать агента по пробации и предъявлять ему сведения и документы, характеризующие источник средств существования условно-досрочно освобожденного лица и облегчающие контроль за выполнением предписанных ему обязанностей;

    3) предупреждать агента по пробации о перемене места работы;

    4) извещать агента по пробации об изменении места жительства или других передвижениях, продолжительность которых превышает две недели, а также о своем возвращении;

    5) получать разрешение судьи по исполнению наказаний на изменение места работы или места жительства, если это может затруднить выполнение предписанных ему обязательств;

    6) получать разрешение судьи по исполнению наказаний на выезд за границу.

    В постановлении об условно-досрочном освобождении определяется порядок его исполнения и условия его предоставления или сохранения его в силе, а также характер и продолжительность мер содействия и контроля. Согласно ст. 140 УПК судебный контроль может быть снят в любой момент по постановлению следственного судьи, либо по требованию прокурора, либо по ходатайству лица, определенного прокурором. Следственный судья должен в пятидневный срок предоставить этому лицу мотивированное постановление. В случае отсутствия прокурора в течение указанного срока это лицо может обратиться непосредственно в обвинительную палату, которая на письменное и мотивированное требование генерального прокурора в течение 20 дней выносит постановление о принятии дела к производству. Продолжительность применения данных мер не может быть меньше, чем еще не отбытый срок наказания, а с другой стороны, может превышать необходимый срок наказания не более чем на один год. Однако если отбываемое наказание является пожизненным, продолжительность применения подобных мер может устанавливаться на срок от 5 до 10 лет.

    В течение испытательного срока условия его соблюдения могут быть сужены по предложению судьи по исполнению наказаний, представленному в комитет по пробации и содействию освобождению, либо по предложению магистрата и в исключительных случаях министра юстиции, либо по предложению консультативного комитета по условно-досрочному освобождению.

    В случае вынесения нового приговора условно-осужденному лицу, а также в случае явно недостойного поведения, нарушения условий или неподчинения мерам содействия, предусмотренным в постановлении об условно-досрочном освобождении, министр юстиции может отменить это постановление на основании представления судьи по исполнению наказаний, магистрата или консультативного комитета по условно-досрочному освобождению.

    Если условно-досрочное освобождение отменено, осужденный должен отбыть полностью или частично срок наказания, оставшийся не отбытым к моменту условного освобождения, с добавлением к нему нового наказания, если оно было назначено судом. Если же до истечения срока постановление об условно-досрочном освобождении не было отменено, освобождение от наказания становится окончательным.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Баранов, Ю. В.Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии: научное издание/ Ю. В. Баранов; Ассоциация Юридический центр. – СПб.: Изд-во Р. Арсланова “Юридический центр Пресс”, 2006. – 272 с. – (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса)

    Бланков, А. С.Уголовно-исполнительное право : [учебное пособие]/ А. С. Бланков, В. М. Фокин . – СПб.: Питер, 2008. – 222 с

    Детков, А. П.Теоретические и практические проблемы пенитенциарной конфликтологии: монография/ А. П. Детков. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2009. – 160 с. – Библиогр.: с. 112 – 117

    Сборник нормативных правовыхактов, закрепляющих права и обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы : по состоянию на 2007 г./ сост. С. К Акимов, О. Б. Лысягин. – М.: PenalReformInternational, 2007. – 216 с.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 59 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Изображение - Судебный контроль за исполнением уголовного наказания 580374612
    Автор статьи: Сергей Синицын

    Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 5 проголосовавших: 4

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here