Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта

Самое актуальное и важное на тему: "страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

По договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид страхования базируется на определенных принципах (рис. 7.5).

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется па владельцев всех используемых па территории РФ транспортных средств, за исключением транспортных средств:

  • • максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;
  • • на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске их к участию в дорожном движении на территории РФ;
  • • Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных сил РФ и других войск;

Изображение - Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта proxy?url=https%3A%2F%2Fstudme.org%2Fhtm%2Fimg%2F25%2F1684%2F74

Рис. 7.5. Принципы, осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • • транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация;
  • • а также принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств наряду с другими положениями должны включать следующие положения:

  • • порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования;
  • • порядок уплаты страховой премии;
  • • перечень действий лиц при осуществлении данного вида страхования, в том числе при наступлении страхового случая;
  • • порядок определения подлежащих возмещению убытков и осуществления страховой выплаты;
  • • порядок разрешения споров по обязательному страхованию.

Страховая сумма при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, — 500 тыс. руб.;
  • • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, — 160 тыс. руб.

Размер страховой премии но обязательному страхованию автогражданской ответственности рассчитывается на основании страховых тарифов, устанавливаемых Правительством РФ в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.

Срок действия договора обязательного страхования составляет один год.

Страховое возмещение страховщиком выплачивается в порядке, установленном законодательством, в случае предоставления потерпевшим правильно оформленных документов о дорожно-транспортном происшествии. Размер страхового возмещения застрахованному лицу определяется:

  • • в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая;
  • • в случае повреждения имущества — в размере расходов, необходимых для восстановления имущества.

Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия страховщика или представителя страховщика либо без участия указанных лип. Без участия уполномоченных на то сотрудников полиции оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • • в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;
  • • дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 50 тыс. руб. При этом страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, зафиксированных в представленных извещениях о дорожно-транспортном происшествии.

Потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал его гражданскую ответственность, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • • в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;
  • • дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Читайте так же:  Заявление в суд о восстановлении срока вступления в наследство

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования в размере страховой выплаты от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков.

Страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, имеет право требования в размере страховой выплаты к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, или к причинившему вред лицу в предусмотренных законом случаях. Соответственно страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред.

Соглашение о прямом возмещении убытков заключается между членами профессионального объединения страховщиков. Таким соглашением определяются порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Расчеты между указанными страховщиками могут производиться путем возмещения суммы оплаченных убытков по каждому требованию или исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат.

Страховщик имеет право предъявить регрессивное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

  • • вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
  • • вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • • указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
  • • указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
  • • указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством;
  • • страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования.

Страхование фажданской ответственности владельцев автотранспортных средств позволяет обеспечить гарантии возмещения убытков, возникших у владельцев автотранспортного средства в связи с исполнением обязанности возместить причиненный потерпевшему вред. Вместе с тем такое страхование является эффективной мерой защиты потерпевших фаждан и юридических лиц, так как страховое обязательство выполняется в их пользу.

Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта

Страховое возмещение выплачивается на основе заявления страхователя, решения суда, документов соответствующих органов, подтверждающих страховой случай, а также составленного страхового акта. Основу страхового обеспечения, кроме перечисленных, соответствующие документы медико-социальной экспертизы, органов социального обеспечения о факте нанесения ущерба и его последствиях, с учетом справок, счетов и прочих документов, подтверждающих произведенные расходы. Размер страхового возмещения или обеспечения зависит от размеров ущерба, а также от вида лимита ответственности страховщика и количества пострадавших при наступлении страхового случая.

В договорах страхования может быть предусмотрено несколько лимитов ответственности:

1) на один страховой случай.

Пример 4.7. В договоре предусмотрен лимит на один страховой случай в размере 50 тыс. руб. В результате ДТП нанесен вред пешеходам, первому ¾ на сумму 45 тыс. руб., второму ¾ на сумму 55 тыс. руб.

Определить размер выплат страховщиком каждому потерпевшему.

Решение

Поскольку в договоре лимит установлен на один страховой случай в размере 50 тыс. руб., то страховщик выплатит двум потерпевшим 50 тыс. руб., причем каждый из них получит сумму, пропорциональную понесенным убыткам.

Страховое обеспечение составит:

Изображение - Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта proxy?url=http%3A%2F%2Fkonspekta.net%2Fmegaobuchalkaru%2Fimgbaza%2Fbaza6%2F1675722300758.files%2Fimage072

Изображение - Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта proxy?url=http%3A%2F%2Fkonspekta.net%2Fmegaobuchalkaru%2Fimgbaza%2Fbaza6%2F1675722300758.files%2Fimage074

2) лимит ответственности на один страховой случай и одно пострадавшее лицо.

Если в договоре добровольного страхования установлен лимит ответственности страховщика на один страховой случай 50 тыс. руб., а лимит ответственности по требованиям каждого потерпевшего ¾ 25 тыс. руб., то страховщик выплатит каждому потерпевшему по 25 тыс. руб.;

3) лимит ответственности на один страховой случай и на весь срок договора.

Условия договора предусматривают лимит ответственности на один страховой случай 50 тыс. руб. и лимит ответственности на весь срок договора 100 тыс. руб. В период действия договора произошло три страховых случая: ущерб по первому страховому случаю составил 60 тыс. руб., сумма страховой выплаты ¾ 50 тыс. руб., ущерб по второму ¾ 30 тыс. руб., уплаченные страховщиком полностью, а ущерб по третьему ¾ 40 тыс. руб., из которых страховщик уплатил только 20 тыс. руб., т. е. остаток лимита ответственности по договору после уплаты последствий двух страховых случаев. После этого действие договора прекращается. 1

Страховщик освобождается от ответственности произвести выплату, если будет установлено, что причинение имущественного вреда третьим лицам обусловлено умыслом потерпевшего и (или) страхователя (преступный сговор). Аналогично страховщик освобождается от выплаты, если установлено, что имущественный вред возник из-за проявления непреодолимой силы, военных действий и др. Ограничения или отказ в выплате будут иметь место, если страховщик установит причинно-следственную связь между фактом имущественного вреда и обстоятельствами несанкционированного использования (эксплуатации) автотранспортного средства.

Особую группу международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств составляет Договор о Зеленой карте. Система международных договоров о Зеленой карте получила свое название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение. В 1949 г. был подписан Договор о Зеленой карте между 13 странами-участницами. В настоящее время число участников расширяется и составляет 31 страну. Страны ¾ участницы Договора приняли на себя обязательства признавать на своей территории страховые полисы, т. е. Зеленые карты, выписанные за рубежом.

Читайте так же:  Правила наследования имущества без завещания

Основной элемент Договора Зеленой карты ¾ национальные бюро стран-участниц. Через них организуется контроль за наличием страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в международном автомобильном сообщении, как правило, осуществляемый на оборудованных пограничных переходах. Национальные бюро совместно со страховыми организациями внутри страны и за рубежом решают вопросы урегулирования заявленных претензий третьих лиц по фактам страховых случаев. Национальные бюро объединены в Международное бюро Зеленой карты (со штаб-квартирой в Лондоне), координирующее их деятельность. 2

10.5. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — один из наиболее популярных видов страхования ответственности, обеспечивающий выплату потерпевшему денежного возмещения в размере суммы, которая была бы взыскана с владельца средств транспорта по гражданскому иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае их увечья или смерти.

Таблица 10.5 Стоимость страхования гражданской ответственности в ОСАО «Ингосстрах»

Мощность двигателя (л.с.)

Ограничения для лимита ответст-венности

* Стоимость страхования указана в процентах от страховой суммы
** Стоимость страхования рассчитывается от объема двигателя
? нет данных

Вопросы для повторения

  1. Обязанности страховщика по имущественному страхованию.
  2. Сфера использования методики имущественного подхода к оценке предприятий.
  3. Методика ликвидационной стоимости.
  4. Методика с корректирования балансовой стоимости.
  5. Методика замещения в определении расходов на строительство предприятий.
  6. Виды информационного обеспечения.
  7. Договор имущественного страхования и имущественные интересы, необходимые реквизиты.
  8. Страхование имущества, виды и объекты страхования.
  9. Генеральный полис, условия страхования и необходимые сведения.
  10. Неполное и дополнительное имущественное страхование.
  11. Имущественное страхование страховых рисков.
  12. Страхование домашнего имущества, срок страхования, объекты страхования, размер страховой суммы.
  13. Страхование строений.
  14. Страхование надгробий и памятников.
  15. Страхование имущества фермерских хозяйств.
  16. Страхование животных.
  17. Страхование транспортных средств,
  18. Исковая давность при имущественном страховании.
  19. Функция имущественного страхования.
  20. Доля имущественного страхования в страховании.
  21. Морское страхование и его особенности.
  22. Страхование автотранспортных средств и его особенности — страхование до первой аварии.
  23. Что такое франшиза?
  24. Что означает «каско» и «карго»?

36. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

36. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств включает: страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации транспортного средства (это прежде всего страхование автогражданской ответственности) и страхование ответственности перевозчика.

Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта является обязательным во многих странах мира. Его объектом являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем вреда жизни, здоровью и ущерба имуществу третьих лиц, который может быть причинен при эксплуатации средства транспорта.

Страхование гражданской ответственности перевозчика является специфической разновидностью страхования ответственности владельцев транспортных средств, занимающихся перевозками.

У перевозчика может возникнуть договорная и внедоговорная ответственность. Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения договора перевозки или нарушения таможенного законодательства, внедоговорная – в случаях причинения вреда грузу, пассажирам или посторонним лицам.

Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает плату за перевозку, если она не входит в стоимость груза.

Под страхованием ответственности перевозчика понимается страховая защита от рисков, связанных с выполнением обязательств перед клиентами. Это отдельный вид страхования, наряду со страхованием грузов защищающий прежде всего интересы грузовладельца и пассажиров, но не перевозчика.

Условия страхования ответственности перевозчика обычно предусматривают освобождение страховщика от обязанности произвести страховую выплату, если причиненные третьим лицам убытки были вызваны виной перевозчика или форс-мажорными обстоятельствами, предусмотренными ГК РФ.

Ответственность перевозчика начинается с момента приемки груза к перевозке (посадки пассажиров) и продолжается до момента доставки.

Например, в воздушных перевозках страхование ответственности авиакомпаний перед третьими лицами для внутренних авиарейсов стало обязательным в России с 1995 г. При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью возместить все суммы, которые страхователь в силу закона или по решению суда должен выплатить в порядке возмещения вреда в связи с причинением телесных повреждений третьим лицам или ущерба их имуществу, возникающим в результате страхового события, вызванного воздушным судном или любым лицом или объектом, падающим с него.

Страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Понятие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств………………………………..с.6

Условия и порядок осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности в РФ………………………….с.9

Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая и определение размера страховой выплаты……………..с.14

Порядок осуществления страховой выплаты…………………….с.17

Список использованных источников…………………………………с.20

Видео (кликните для воспроизведения).

Практически никто не знает имя самого первого в мире человека, застраховавшего личный автомобиль. 1 февраля 1898 года житель Америки Т. Мартин направился в страховую фирму и заплатив 12 $ 25 центов, оформил страховку с возмещением в 500$. Автомобиль был застрахован от аварий с лошадьми и каретами.

В результате, через 3 года после изобретения автомобиля, в Соединенных Штатах Америки стало происходить формирование автомобильного страхования. Конечно в XIX веке подобное страхование не обрело обширного распространения, по причине маленького размера автопарка в США. В 1925 году в штате Массачусетс приняли первый закон, требовавший обязательное cтрахование машин.

Через незначительное время обязательное автострахование стало непременным на всех землях США.

Европа с незначительным запозданием аналогично внедрила ОСАГО. В конце 1940-х годов почти во всех странах Европы был реализован закон об обязательном страховании автомобилей.

Наша страна в подобном вопросе оторвалась от развитых стран примерно на 100 лет. Лишь по прошествии пол столетия об ОСАГО заговорили вновь, но старание введения этого не одобрилась в ЦК КПСС.

А лишь в 1991году в нашей стране возникло добровольное автострахование, а с лета 2003 года на всей территории РФ приняли закон об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Читайте так же:  Нк рф статья ндфл

В настоящее время в России зарегистрировано достаточно большое количество транспортных средств, соответственно и их владельцев в нашей стране немало. Также мы довольно часто становимся очевидцами различных дорожно-транспортных происшествий как своими глазами, так и благодаря различным средствам массовой информации, рассказам знакомых и близких.

По данным статистика аварийности в Российской Федерации за Январь-Ноябрь 2010 года, официального сайта ГИБДД, масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия, просто удручают. За 11 месяцев (январь-ноябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 182 481 (-1,7%) дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 24 109 (-4,6%) человек, а 228 777 (-1,8%) человек получили ранения.

11 056 (-5,4%) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 783 (-19,5%) человека погибли, а 16 144 (-6%) человека получили ранения.

За указанный период произошло 18 802 (+1,4%) ДТП с участием детей, в которых 821 (-4,4%) ребенок погиб, а 19 643 (+1,7%) ребенка получили ранения.

Данные дорожно-транспортные происшествия порождают обстоятельства, из которых вытекают такие последствия, выражающиеся причинением вреда жизни, здоровью и имуществу участников ДТП. Как известно, любой нанесенный вред ухудшает условия жизни людей, а в случае причинения вреда жизни является непоправимым обстоятельством. Поэтому неспроста законодателем предусмотрена обязательная форма страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чтобы участники ДТП могли рассчитывать на определенную денежную выплату, которая могла бы компенсировать полученный в результате ДТП имущественный или личный вред.

За 9 месяцев 2010 года было заключено 127,6 млн. договоров, что на 44,4% больше, чем за 9 месяцев 2009 года. При этом 93%заключенных и 91% действовавших договоров за 9 месяцев 2010 года приходится на страхование населения. Совокупная страховая премия за 9 месяцев 2010 года выросла на 7,6% и составила 777 млрд. руб., выплаты выросли на 5,9% и достигли 556,1 млрд. руб. Рост премий зафиксирован по всем видам страхования. Крупнейших 10 компаний на рынке собирают 45,6% всех премий, на рынке ДС+ОСАГО – 56,2%, концентрация продолжает расти. На 30.09.2010 в России было зарегистрировано 640 страховых компаний, их количество продолжает сокращаться.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие между участниками обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в частности страховщиками и страхователями, потерпевшими и другими лицами.

Предмет исследования составляют нормы гражданского, страхового права, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе об обязательном страховании автогражданской ответственности, законе РФ об организации страхового дела в РФ и других законных и подзаконных актов.

Целью данной работы является изучение норм вышеуказанных отраслей права, анализ законодательной базы в сфере страховой деятельности в области автогражданской ответственности.

Данная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованных источников и литературы.

1.ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Согласно Гражданскому кодексу РФ (части второй) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 08.05.2010)одной из форм страхования является обязательное страхование. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств законодателем отнесено к обязательной форме страхования. Данный вид страхования регулируется законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» “Российская газета”, N 6, 12.01.1993., а также специальным Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля 2010 г.)

Основной целью вышеуказанного специального закона является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

Статья 1 ФЗ об ОСАГО дает понятие владельца транспортного средства, согласно которому таковым является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на другом законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем транспортного средства.

Также в данном законе приводится понятие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (договор ОСАГО), согласно которому он представляет собой договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Данный договор является публичным.

В законе определены основные принципы обязательного страхования автогражданской ответственности:

1) гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в установленных законом пределах;

2) всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

3) недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

4) экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Читайте так же:  Установление факта отцовства умершего гражданина

Конституционным Судом РФ было признано не противоречащим Конституции РФ “Российская газета”, N 237, 25.12.1993. положения статьи 3 ФЗ об ОСАГО, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П // “Российская газета”, N 120, 07.06.2005..

Таким образом, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, поэтому использование на территории России транспортных средств, владельцы которых не застраховали риск своей гражданской ответственности, не допустимо. Правовое регулирование страхования автогражданской ответственности осуществляется Гражданским кодексом, специальным законом и другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Страхование автогражданской ответственности является обязанностью владельцев соответствующих транспортных средств. Данная ответственность может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно статье 4 ФЗ об ОСАГО при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

В данной статье перечислены также владельцы транспортных средств, на которых обязанность страхования гражданской ответственности не распространяется. Сюда относятся владельцы следующих транспортных средств:

1) максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

2) на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

3) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

4) зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован другим лицом (страхователем).

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (акроним от обязательное страхование автогражданской ответственности) — это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание определённых финансовых гарантий в отношениях по поводу возмещения между участниками автомобильных аварий. Идея подобного вида страхования не нова: оно действует во многих странах мира — например, «зелёная карта» в Европе и ряде других стран. Особенностями «автогражданки» в России являются её привязка к автомобилю (в противоположность водителю), государственное установление правил страхования и государственное регулирование тарифов.

Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП.

  • Страховщики — страховые организации, имеющие соответствующую лицензию, представителей (агентов по выплатам) во всех субъектах федерации, являющиеся членами профессионального объединения страховщиков. На май 2008 года таких страховщиков в России 173, все они являются страховыми компаниями.
  • Страхователи — физические и юридические лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся подлежащие страхованию транспортные средства. Так как контроль за наличием страхового полиса и его действительности предусмотрен на многих стадиях использования автотранспорта, то охват страхового поля здесь приближается к 100 %. Исключения могут составлять лица, не успевшие перезаключить договор страхования и нарушители, подделывающие страховые полисы.
  • Выгодоприобретатели — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии.
  • Страховые посредники — агенты и брокеры.
  • Профессиональное объединение страховщиков — Российский Союз Автостраховщиков (РСА), аккумулирующее средства резервов гарантий и текущих компенсационных выплат и осуществляющее компенсационные выплаты. Несмотря на заявленные функции, в случаях возникновения проблем в работе компаний-участников РСА, данная организация работает крайне неэффективно и, зачастую, рядовые автовладельцы остаются безо всякой помощи и какой бы то ни было информации/консультации.

Государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России и Министерство финансов Российской Федерации, надзорно-контрольные функции — ФССН. РСА выступает как саморегулируемая организация страховщиков ОСАГО.

Страховые тарифы по ОСАГО устанавливаются Правительством Российской Федерации. Впервые они были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 264. Впоследствии их корректировали несколько раз, однако абсолютная величина базового страхового тарифа для большинства транспортных средств оставалась неизменной.

На базовую ставку мультиплицируются коэффициенты.

Не каждый из этих коэффициентов применяется для всех случаев. Так, КП применяется только в случае следования к месту регистрации и для временного использования транспортных средств, зарегистрированных за рубежом, в России.

Брутто-премия по ОСАГО распределяется в следующих долях:

  • нетто-премия (77 %),
  • отчисления в резерв гарантий (2 %),
  • отчисления в резерв компенсационных выплат (1 %),
  • расходы на осуществление страхования (20 %), в которые включается агентская комиссия.
Читайте так же:  Застраховать телефон от кражи

ОСАГО является важным видом страхования. По нему в 2006 году собиралось 10 % от всех страховых премий (кроме обязательного медицинского страхования и государственного социального страхования), а в 2005 году — 11 %. В тех регионах, где страховой бизнес развит мало, доля ОСАГО существенно выше среднероссийских значений (например, в Магаданской области, в 2006 году это 35 %).

В резервах Российского союза автостраховщиков на 1 января 2006 года находилось 3632 миллионов рублей, а на 1 января 2007 года находилось 5343 миллионов рублей.

Изначально закон об ОСАГО предусматривал только один способ организации выплат: потерпевшая сторона обращалась к страховщику лица, причинившего вред. Такая организация выплат возможна ввиду того, что страховщики ОСАГО должны иметь свои офисы либо представителей во всех регионах страны.

Однако, согласно поправкам в закон об ОСАГО от 1 декабря 2007 года, с 1 марта 2009 года начнёт действовать прямое возмещение убытков. При такой организации выплат, застрахованный потерпевший будет обращаться за выплатами к своему страховщику. Это будет возможно, если вред нанесён только имуществу и если все два участника ДТП застрахованы по ОСАГО.

11 июня 2008 года Госдумой был принят закон “О внесении изменений в ст. 3 федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“» и ст. 2 федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об организации страхового дела в РФ“» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ”, согласно которому прямое возмещение убытков перенесено на март 2009 г.

В октябре 2009 года президиум Российского союза автостраховщиков принял новую редакцию «Соглашения о прямом возмещении убытков», согласно которому с 1 ноября 2009 года правило прямого возмещения убытков действует применительно ко всем полисам ОСАГО, когда бы они ни были выданы (до этого правило действовало лишь в отношении полисов, купленных после 1 марта 2009 года). Однако правило не распространяется на ДТП, произошедшие до 1 марта 2009 года [1] .

Ещё на этапе обсуждения возможности прямого возмещения убытков были выявлены проблемы такой организации выплат:

  • налогообложение выплат страховщиком потерпевшего и признание их страховыми,
  • организация расчётов между страховщиками при их немалом числе.

Компенсационные выплаты осуществляет РСА в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если выплата по ОСАГО не может быть осуществлена вследствие:

  • отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства;
  • неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
  • отсутствия договора ОСАГО у причинившего вред лица из-за неисполнения им обязанности по страхованию;

Также в счёт возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего — вследствие отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства.

Предельный размер компенсационных выплат такой же, как и страховая сумма по ОСАГО. Они уменьшаются на сумму частичного возмещения вреда, произведенного страховщиком и ответственным за причиненный вред.

При этом на компенсационные выплаты вследствие отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства осуществляются из средств резерва гарантий, а остальные — из средств резерва текущих компенсационных выплат.

Согласно закону об ОСАГО, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязан возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1. в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей (до введения Федерального закона № 306-ФЗ от 01.12.2007, эта величина ограничивалась 240 тысячами рублей на нескольких потерпевших);
  2. в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
  3. в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

При этом размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

  1. 135 тысяч рублей — лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);
  2. не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение — лицам, понесшим эти расходы.

В иных случаях размер страховой выплаты рассчитывается как в других видах страхования.

Социальная напряженность, вызванная введением ОСАГО

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательность этого вида страхования вызвала массу противоречий в обществе. Самым ярким информационным поводом, привлекшим внимание к несогласию с этим законом, было дело о проверке конституционности Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской Областной Думы, группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации и жалобой гражданина С. Н. Шевцова. Основными доводами заявителей было непозволительное ограничение свобод собственности и договора, а также то, что «плата за обязательное страхование…, обладающая всеми признаками налога, не учитывает прожиточный минимум в Российской Федерации и потому является несоразмерным финансовым обременением для большинства граждан — владельцев транспортных средств». Конституционный Суд Российской Федерации признал закон не противоречащим Конституции в целом, однако было и особое мнение против такого постановления. Решительным противником ОСАГО является известный защитник прав автомобилистов Леонид Ольшанский.

Изображение - Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here