Содержание административно правовых отношений

Самое актуальное и важное на тему: "содержание административно правовых отношений" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Под структурой правоотношения, как правило, понимается его внутреннее строение, представляющее собой совокупность элементов и способ их взаимосвязи. Чаще всего к данным элементам теоретики права относят: субъекты, содержание правоотношений и их объект. Но в науке административного права, как, впрочем, и в других отраслевых науках, высказаны и точки зрения, отличающиеся от наиболее распространенной. Практически нельзя назвать какой-либо элемент в составе административно-правового отношения, целесообразность выделения которого не подвергалась бы критике со стороны исследователей.

Элементами административно-правовых отношений являются субъекты, объекты и юридические факты.

Под субъектами понимаются органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации, государственные служащие, граждане, иностранцы, лица без гражданства. Субъекты административно-правовых отношений обладают определенной административной правоспособностью и дееспособностью.

Общим объектом административно-правовых отношений являются отношения в сфере государственного управления. В каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т.е. то, ради чего возникает правоотношение. В административно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступают поведение, действия (поступки) субъектов в сфере управления и их результаты. Административно-правовые отношения различаются по своему содержанию, по соотношению прав и обязанностей их участников, а также по характеру порождающих их юридических фактов.

Юридические факты – это такие конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Без юридических фактов административные правоотношения невозможны.

Содержание административно-правовых норм является дискуссионным вопросом в теории административного права.

Ученый Д.Н. Бахрах отмечает, что к элементам состава (структуры) административно-правовых отношений относятся “субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание”. Примечательно, что профессор Д.Н. Бахрах учитывает наличие непосредственного и более отдаленного объекта отношения. “Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, продукты духовного творчества. В содержании различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности)”.

Другой известный административист – Ю.Н. Старилов также выделяет три элемента административного правоотношения: “административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты и его нормативное содержание”. По его мнению, субъекты – участники административного правоотношения, т.е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению, или те, которые имеют иной административно-правовой статус. Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение. Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. При этом автор подчеркивает, что существуют различные мнения по поводу объектов правоотношения. Им раскрывается понятие юридического факта, выступающего условием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Интересно, что материальную составляющую – реальные действия, поведение участников правоотношения – Ю.Н. Старилов, в отличие от позиции Д.Н. Бахраха, относит к объекту правоотношения, а юридическую составляющую – к содержанию.

Профессором А.П. Кореневым было высказано мнение, что “элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты”. При этом в отношении объекта правоотношения позиция ученого созвучна позиции Д.Н. Бахраха: общий объект регулирования административно-правовых норм – это общественные отношения и непосредственный объект – поведение субъектов. Далее идет пояснение А.П. Коренева: “Реализация прав и обязанностей субъектов административного правоотношения может быть связана не только с их поведением и действиями (правомерными или неправомерными), ибо такие отношения могут устанавливаться и по поводу вещей или продуктов творческой деятельности (например, при передаче их от одного органа управления в распоряжение другому органу, при изъятии и конфискации их в административном порядке и реквизиции), а также по поводу личных нематериальных благ (например, при охране чести и достоинства граждан, при получении ими бесплатного образования и так далее). Однако и в подобных случаях объектом административно-правовых отношений являются действия сторон, а вещи или продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага – предметом правоотношений”.

Согласно этой позиции из структуры административного правоотношения вообще исключили такой элемент, как содержание, и, по сути, пошли вразрез со складывающимся в теории права мнением. А.П. Коренев, наоборот, обязательным элементом состава правоотношения считает объект правоотношения, а не содержание. В анализируемой структуре административного правоотношения имеется, на наш взгляд, и положительный момент: А.П. Коренев выделил в качестве самостоятельного элемента юридический факт.

Более четкой представляется позиция Н.М. Конина, который под “структурой административно-правового отношения понимает совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты, объекты, права, обязанности и характер связи участников, условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты)”. Следовательно, по мнению автора, только юридические факты, служащие основанием возникновения административно-правовых отношений, являются существенными и входят в структуру административных правоотношений.

Лаконично и вместе с тем емко и четко высказывание Н.Г. Салищевой по поводу структуры конкретных административно-правовых отношений. Она предопределяется “нормой права, в которой в абстрактном виде сформулированы права и обязанности субъектов правоотношения и обозначены юридические факты, при наличии которых может возникнуть, измениться или прекратиться связь прав и обязанностей субъектов правоотношения”.

В классическом университетском учебнике А.П. Алехиным и А.А. Кармолицким юридический факт перечислен среди необходимых предпосылок возникновения административных правоотношений – административно-правовой нормы и административной правосубъектности участников правоотношения.

Читайте так же:  Дарение дачного участка с домом

Некоторые административисты при рассмотрении элементов правоотношения смешивают понятия административно-правового отношения и управленческого отношения.

В ряде других учебников (учебных пособий) по административному праву имеется представление о составе административно-правовых отношений, поскольку авторы отталкиваются от общего понятия управления, государственного управления и возникающих в процессе этого управления управленческих решений. Так, при раскрытии основных черт административно-правовых отношений характер таких отношений предопределяется “доминирующим положением одной стороны – субъекта управления, объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти. В административно-правовых отношениях опосредствуется само государственное управление”. Но нельзя в качестве объекта правоотношения указывать волю и сознание управляемых, тем более ставить знак равенства между непосредственно государственным управлением и возникающими при этом административными правоотношениями. Предметом административного права являются всегда общественные отношения в сфере государственного управления, а не сама сущность социального управления, государственного управления.

Специфика административно-правовых отношений определяется в первую очередь объектом состава, под которым в широком смысле понимают общественные отношения в сфере государственного управления; далее известен и обязателен один из субъектов (участников) правоотношения – это исполнительная власть, а ее признаки и, соответственно, специфика самих отношений достаточно хорошо определены в трудах А.А. Демина, Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова, В.Д. Сорокина, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова, А.П. Шергина и др. ученых-административистов.

При этом необходимо подчеркнуть следующее:

  • 1) поскольку обязательным субъектом будет исполнительная власть (ее орган или должностное лицо), можно утверждать, что заканчиваться, как правило, такие отношения будут определенным юридическим фактом. Юридический факт в предлагаемой конструкции состава можно рассматривать как обязательный элемент административно-правовых отношений (в отличие, к примеру, от гражданско-правовых);
  • 2) поскольку одним из главных признаков исполнительной власти является то, что она носит подзаконный характер, то речь в первую очередь должна идти о правоприменительной деятельности, а следовательно, и о правоприменительном правоотношении. Обязательным же условием (основанием) возникновения административно-правового отношения будет юридический факт (на основе норм закона или иного нормативно-правового акта.

В предлагаемой конструкции состава (структуры) административно-правовых отношений решается давний спор о том, что следует понимать под объектом правоотношения, исключив точку зрения, что это поведение участников правоотношения. В данной конструкции поведение является объективной стороной правоотношения, реализуемого на основе норм права (объективного права). Преимуществом предлагаемой конструкции можно назвать и то, что понятие объективной стороны включает в себя непосредственные действия участников правоотношения, т.е. имеет фактическое материальное содержание правоотношения, а не возможное (потенциальное) поведение, представляющее собой права и обязанности участников правоотношения.

Изложенная конструкция административных правоотношений, конечно же, не бесспорна. Можно сказать, что это всего лишь попытка обозначить особенности элементов структуры или состава административных правоотношений, подчеркнуть между ними взаимосвязь.

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Приоритетными являются предмет и метод административного права, которые определяют необходимую основу для проведения видовых отличий между правовыми отношениями. Исходя из всего вышеуказанного, целью данной работы является изучение вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений. Важно также проанализировать критерии классификации и виды административно-правовых отношений.

Для достижения указанных целей требуется разрешение следующих задач:

· Раскрыть содержание вопроса об административно-правовых отношениях;

· Выделить особенности, характерные черты административно-правовых отношений;

· Рассмотреть структуру административных правоотношений;

· Выявить основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права. Бородин, С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций [Текст]/ С.С. Бородин. – М.: ИНФРА, 2012. – С. 12.

Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни – в сфере государственного управления.

Но не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.

Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения, это и есть структура административно – правовых отношений.

В данную структуру входят:

1. Объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

2. Субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

Читайте так же:  Право на судебную защиту в гражданском процессе

3. Юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Что касается видов административно – правовых отношений, то первоначально можно выделить следующие две группы:

· Отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (“субъект – объект”), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности;

· Отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.

Иногда названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.

Первая группа административно-правовых отношений может считаться основной, так как в данном случае правоотношения в максимальной степени причастны к упорядочивающему воздействию на социальные связи, т.е. к основному функциональному назначению управления. Они отчетливо выражают приоритет воли субъекта управления. Здесь основная формула управляющего воздействия – “субъект – объект” (например, это отношения между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими работниками и т.д.). Попов, Л.Л., Мигачев, Ю.И., Тихомиров, С.В. Административное право [Текст]/ Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С 126.

При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (например, отношения типа “субъект – субъект”).

Можно выделить также внешние и внутриорганизационные административно-правовые отношения.

В соответствии с данной классификацией правоотношения подразделяются на:

· Возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.);

· Возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

Различают субординационные и координационные административно-правовые отношения.

Для первых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Вторые – это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).

По юридическому характеру взаимодействия участников административно – правовых отношений выделяют:

Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления). Властной стороной при этом выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой.

Так же можно классифицировать административно -правовые отношения по характеру правоотношений на:

· Материальные, т.е. основанные на нормах материального права;

· Процессуальные, т.е. возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

По целям выделяют следующие виды:

· Регулятивные (регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций);

· Охранительные (направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав).

Административные правовые отношения – регулируемые и охраняемые нормами административного права управленческие отношения сторон (властной и подвластной), складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функций и задач государственного управления иными органами государственной власти, а также управленческие отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением (законным) этими субъектами функций и задач государственного управления.

В административных правовых отношениях как основном элементе механизма правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников (субъектов) управленческих отношений. Эти правовые отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников (сторон), выступают как конечный результат согласованности управляющего, упорядочивающего и преобразовывающего воздействия со стороны властного субъекта управления на подвластные субъекты управления в процессе реализации функций и задач государственного управления и правового регулирования.

Право само по себе не может быть реализовано без применения соответствующих способов и средств его обеспечения, поэтому органы исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченные должностные лица, осуществляя повседневные функции и задачи государственного управления и правового регулирования, наделяются государственно-властными полномочиями стимулировать добровольное исполнение управленческих решений или применять меры государственного принуждения.

1. В отличие от гражданско-правовых административно-правовые отношенияимеют односторонний, публичный, государственно-властный характер.

2. Административно-правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в масштабе государства.

Напр., ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором регламентированы управленческие отношения, реализуемые высшим органом исполнительной власти во всех сферах и областях государственного управления. Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношений, возникающих в деятельности органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности.

Читайте так же:  На какой срок делается временная прописка

3. Общим объектом воздействия административно-правовых отношений являются общественные отношения или, точнее, поведение участников, обусловленные сознанием и волей каждой из сторон. Этому правилу есть и исключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, например объект авторского права, а также нематериальный объект – честь и достоинство человека и гражданина.

4. Административно-правовые отношения регулируют и охраняют в основном публично-правовые интересы, возникающие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Часто публичный интерес трактуется просто как государственный интерес. Однако это не совсем так, при осуществлении государственного управления это понимается как адекватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надежной социально-экономической защиты или осуществлении эффективной правоохранительной деятельности.

5. Административно-правовые отношения возникают по инициативе уполномоченных властных субъектов управления по поводу осуществления функций государственного управления и правового регулирования, а также по инициативе подвластных субъектов управления в результате неудовлетворительной реализации управленческих отношений субъектом управления (в форме заявлений, предложений, жалоб физических и юридических лиц).

6. Административно-правовые отношения иногда характеризуются равноправием участников отношений. Напр., при заключении административных договоров между органами исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, при разрешении управленческих конфликтов и споров и др.

7. Административно-правовые отношения регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются организационно-правовыми, т. е. с помощью норм права упорядочивается процесс организации управления с целью оптимального функционирования органов исполнительной власти, государственного управления.

Элементы и содержание административно-правовых отношений

Субъектами административно-правовых отношений являются стороны; по инициативе одной из них на основании нормы права и юридического факта возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.

Субъектами административно-правовых отношений являются как юридические, так и физические лица.

Объект – это то, по поводу чего возникают правоотношения.

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Юридические факты имеют осознанный, волевой характер. Это правомерные и неправомерные действия (бездействие) людей. Юридические факты имеют простой и сложный состав.

Юридическое событие – не зависящее от воли людей событие, требующее государственной регистрации и в связи с которым наступает изменение объема административной правосубъектности. Напр., гражданину исполнилось 18 лет, он приобрел активное избирательное право и обязанность встать на учет для решения вопроса о прохождении военной службы по призыву.

Содержание административно-правовых отношений определяется, как правило, объемом административной правосубъектности сторон отношений, связанным с ограничением по возрасту, состоянию здоровья, установленным в судебном порядке, социальным статусом и другими условиями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правосубъектность – общее понятие правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность – закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер.

У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридических лиц – с момента регистрации и до ее прекращения в порядке, определенном законом.

Специальная административная правоспособность у государственных и муниципальных служащих возникает с момента зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения.

Административная дееспособность – это закрепленная за субъектами права возможность своими действиями приобретать субъективные права и исполнять обязанности, предусмотренные законодательством.

Административно-правовые отношения носят двусторонний характер: например, праву властного субъекта управления соответствуют обязанности подвластного субъекта управления, и наоборот. Напр., праву подачи жалобы соответствует обязанность субъекта управления рассмотреть эту жалобу в срок и по существу и в срок сообщить результат по жалобе.

1. По содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. Материальными административно-правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные нормы регламентируют равноправное отношение сторон – например, в процессе производства по обращениям граждан в органы государственной власти, государственного управления, а также в процессе разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления, по делам об административных правонарушениях. Отношения административно-договорного характера – особый вид административно-правовых отношений, которые в настоящее время часто возникают между органами исполнительной власти РФ и субъектами РФ, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. По соотношению прав и обязанностей участников отношения делятся на властные или субординационные (по вертикали) и взаимодействия или согласования (по горизонтали). Властные отношения (субординационные) возникают между руководящими и подвластными субъектами, являются вертикальными отношениями (соподчи-ненности), реализующими управляющее воздействие.

Административно-правовые отношения по своей сущности сложны и многогранны, их теоретическое осмысление представляет некоторые трудности. Связано это с тем, что данные правоотношения имеют определенную взаимосвязь практически со всеми не менее сложными институтами административного права. При этом их природа обусловлена основными чертами как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, или другими словами, управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности.

Кроме того, принципиальным положением считается то, что граждане, как участники и субъекты административно-правовых отношений, имеют возможность на защиту своих нарушенных прав и свобод в случае неправомерных действий органов управления или их конкретных должностных лиц.

Специфика структуры административно-правовых отношений

Структура административно-правовых отношений, как и любых других правоотношений, состоит из трех основных элементов:

Читайте так же:  Иск к управляющей компании защита прав потребителей

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Однако в связи с особенным природным строением и направленностью, каждый их данных элементов в административно-правовых отношениях обладает некоторой спецификой, поэтому следует рассмотреть их более подробно.

Главнейшим показателем субъектов административно-правовых отношений считается присутствие у них материального или же процессуального административно-правового статуса, совокупность которого составляют права, прямые обязанности, ответственность. В этом случае речь идет о двух следующих категориях:

Объектом административно-правового отношения принято считать какие-либо воздействия субъектов административного права, которые могут сказываться на них как положительно, так и отрицательно. Например, принятие должностным лицом соответствующего правового акта управления или совершение военным административного правонарушения.

Содержание административно-правовых отношений тесно связано с их субъектами. Оно включает в себя их права, обязанности, запреты, ограничения, а также процессуально-правовой режим их претворения в жизнь, выполнения, соблюдения либо правовой защиты . Важной деталью содержания административного правоотношения считаются общественные прямые обязанности и права, субъекты реализации которых являются участниками общественного правоотношения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Ключевые особенности административно-правовых отношений

Административно-правовое отношение – это разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает как общими признаками, характерными для всех правоотношений, так и отличительными, присущими только сфере административного права.

Среди общих признаков следует назвать:

  • первичность правовых норм, влекущих регулирующее воздействие правоотношения на конкретную сферу общественных отношений;
  • регламентация правовой нормой поступков участников правоотношения, придающая им юридическую силу;
  • регламентация прав и обязанностей участников правоотношения в рамках правовой нормы;
  • специфичность состава всякого вида правоотношений, деталями которого считаются субъекты (участники отношений), объект (то, насчет чего появились эти отношения) и содержание, в котором различаются фактическая сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности).

Вместе с перечисленными общими признаками, административно-правовые отношения имеют ряд отличительных особенностей. Вопрос об этом в научной литературе представляется дискуссионным и в настоящее время весьма актуален.

Так, среди данных отличительных особенностей обозначаются следующие:

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

3.3. Понятие и виды административно-правовых отношений

Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой.

Административные правоотношения следует рассматривать как социально-управленческие отношения, складывающиеся на основе норм административного права, по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых, как правило, является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.

Профессор Ю.Н. Старилов очень точно отметил, что теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает определенные трудности для исследователей. Достаточно отметить то, что этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права.

В структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и его нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.

Субъект – это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления.

Объект – это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.

Содержание административно-правовых отношений – это права и обязанности сторон правоотношений.

Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными и неправомерными.

События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть и т.д.).

Признаками административно-правовых отношений являются:

несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);

одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

В наследство от советского периода современному административному законодательству России досталась недостаточно эффективная система судебных гарантий, предусматривающих защиту прав и законных интересов граждан в сфере деятельности органов государственной власти. По-прежнему не в полной мере решен вопрос о предоставлении гражданину равных реальных условий при возникновении у него административного спора с государством.

Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

Существующее разнообразие видов административных правоотношений является основанием для многообразия подходов к их характеристике. В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные отношения.

Вертикальные административно-правовые отношения складываются между сторонами, одна из которых организационно подчинена другой. Это отношения субординационного характера. Они имеют место во взаимосвязях между вышестоящими и нижестоящими звеньями аппарата управления, между этими звеньями и подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями.

Читайте так же:  Статья 209 часть 2 ук рф

Горизонтальные административно-правовые отношения складываются между несоподчиненными сторонами; одна из сторон не подчинена организационно другой. Это отношения, между органами государственного управления и гражданами, общественными объединениями, между органами управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, наконец, между неподчиненными друг другу органами.

Такое деление административных правоотношений является традиционным, хотя и весьма спорным. Независимо от соподчиненности сторон административно-правового отношения на долю одной из них в силу властности, присущей управлению, приходится больший или весь объем полномочий. Поскольку государственно-властные полномочия в преобладающем числе случаев концентрируются в руках одной стороны, выступающей непосредственно от имени государства, постольку все такие правоотношения являются вертикальными, т.е. властеотношениями.

В горизонтальных управленческих отношениях одностороннее управляющее воздействие не выражено, их участники равны (отношения по согласованию проекта приказа, постановления Правительства; административно-правовой договор на охрану объекта и т.д.).

Некоторые авторы отдельно выделяют диагональные отношения. Они образуются при организации управления по функциональному принципу (Центробанк России и его клиенты; характер управленческих отношений в рамках имеющихся полномочий между Госстандартом России, Госкомстатом России и иными органами государственной власти).

В юридической литературе особо выделяются и внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т.е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении.

Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т.е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочия должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

В 80-е годы XX столетия активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали субординационные отношения, а также координационные отношения и реординационные отношения.

К субординационным отношениям относятся такие, которые базируются на правомочности одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достигнуть одну цель и решать схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти – министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).

Для субординационных и координационных отношений характерна возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.

К реординационным отношениям относятся такие, которые образуются с целью обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).

По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы:

1) административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан);

2) административно-правовые отношения юрисдикционного характера, т.е. связанные с деликтами в сфере государственного управления.

По конкретному содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные (составы административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ) и процессуальные (например, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях).

Процессуальные отношения являются формами реализации материальных отношений, причем не только административно-правовых, но и отношений, регулируемых другими отраслями права, например земельным, финансовым, экологическим, налоговым, бюджетным и другими.

По способу защиты различают административно-правовые отношения, защищаемые в административном, а также в судебном порядке.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Каковы особенности норм административного права? Чем эти нормы отличаются от норм гражданского, уголовного права?

2. Каковы критерии группировки норм административного права?

3. Каковы критерии группировки источников административного права?

4. В каких официальных изданиях публикуются источники административного права и каковы сроки их опубликования?

5. Можно ли отнести к источникам административного права акты органов местного самоуправления? Если да, то дайте их видовую характеристику по всем возможным признакам.

6. В чьем ведении находится административное законодательство: Федерации или субъектов Федерации? Докажите и приведите примеры.

7. Кто является субъектом административно-правовых отношений?

8. Как определить понятие “объект административно-правовых отношений”? Приведите примеры административных правоотношений и определите их объекты.

9. Может ли возникнуть административно-правовое отношение на основе запретительной нормы административного права?

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Почему в административном праве индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (административные акты) занимают основное место среди юридических фактов.

Изображение - Содержание административно правовых отношений 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here