Российская адвокатура по судебным уставам

Самое актуальное и важное на тему: "российская адвокатура по судебным уставам" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

20 ноября 1864 г. был принят закон «Учреждение Судебных установлений». Этим Законом в России была создана адвокатура — институт присяжных поверенных, без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом. Введение в действие Судебных уставов произошло в торжественной обстановке 17 апреля 1866 г. Именно в этот день торжественно открылись новые суды и 27 присяжных поверенных были утверждены в этом состоянии. Изображение - Российская адвокатура по судебным уставам proxy?url=https%3A%2F%2Flegalquest.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F08%2Frossijskaya-advokatura-po-sudebnym-ustavam-1864-g1

Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной власти. Присяжные поверенные состояли при судах в следующих случаях:

  • по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;
  • по назначению в случае необходимости советом присяжных или председателем суда.

Кто мог быть присяжным поверенным?

  1. Имевшие дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экстернат).
  2. Прослужившие не менее пяти лет по судебному ведомству на должностях, позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел.
  3. Помощники присяжных поверенных, бывшие таковыми не менее пяти лет.

Но наряду с этим были введены и ограничения. Присяжными поверенными не могли быть:

  • лица, не достигшие 25-летнего возраста;
  • иностранцы;
  • граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);
  • состоявшие на службе правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные должности без жалования;
  • граждане, подвергшиеся по судебному приговору лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного суда;
  • состоявшие под следствием за преступления или проступки, за которые полагалось лишение или ограничение прав состояния;
  • исключенные из службы по суду либо из духовного ведомства за пороки или из среды обществ и дворянских собраний по приговору тех же сословий, к которым они принадлежат;
  • те, которым по суду было воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.

Для лиц нехристианских вероисповеданий (так называемых иноверцев) поступление в адвокатуру было ограничено рядом дополнительных условий, и самое главное то, что приняты они (иноверцы) могли быть только с разрешения Министерства юстиции. По толкованию Сената, не могли быть присяжными поверенными (а также их помощниками) лица женского пола. Это была явная дискриминация. В каждом округе судебной палаты, если в нем насчитывалось не менее 20 поверенных, учреждался совет присяжных поверенных, число членов которого по решению общего собрания должно было быть не менее пяти и не более 15 человек.

Деятельность совета присяжных детально регламентировалась. Он образовывался для правильного и успешного надзора за всеми присяжными поверенными и совмещал обязанности административного и судебного характера: вел наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей. О своей деятельности совет должен был ежегодно отчитываться перед общим собранием.

Совет мог создать при окружном суде свое отделение. Это делалось в тех случаях, когда в каком-либо городе, где даже не было судебной палаты, работало более 10 присяжных поверенных.

Правовое положение совета присяжных поверенных сводилось к следующему. В его обязанности входило:

  • рассмотрение прошений лиц, желавших приписаться к числу присяжных поверенных либо выйти из этого звена, и сообщение судебной палате о приписке их или об отказе в этом;
  • рассмотрение жалоб на действия поверенных, наблюдение за точным исполнением ими законов и установленных правил;
  • назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользовавшихся на суде правом бедности;
  • определение количества вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся или отсутствия между ними письменного условия;
  • определение взыскания с поверенных как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступавшим в совет.

Совет имел право подвергать присяжных поверенных дисциплинарному наказанию в виде предостережения, запрещать им отправлять обязанности поверенного в течение определенного советом срока, но не более одного года, исключать из числа присяжных поверенных, предавать уголовному суду в особенно важных случаях.

Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишались права поступать в это звание во всем государстве. Если присяжному поверенному уже запрещалось два раза временно отправлять данные обязанности, то в случае его новой вины, которую совет признавал заслуживающей такого же взыскания, он исключался из числа поверенных.

Ни одно из упомянутых взысканий не могло быть назначено советом без предварительного истребования от провинившегося объяснений в определенный советом срок. При отказе предоставить объяснения или из-за неявки в назначенный срок без уважительных причин совет заочно выносил постановление на основании имевшихся у него сведений и известных ему обстоятельств. Никакое постановление совета не могло иметь силы, если в нем участвовало менее половины его членов. При равенстве голосов голос председателя был решающим. Но взыскания могли быть определены советом только по числу двух третей голосов. На все постановления совета и его отделения, кроме предостережения или выговора, могли быть принесены жалобы в судебную палату в двухнедельный срок со времени объявления этих постановлений. Протесты прокуроров могли быть принесены в тот же срок. Определения палаты по этим жалобам и протестам были окончательными.

Читайте так же:  Свидетельство о смерти кому выдается

Был установлен и порядок поступления в присяжные поверенные. Желающий должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждавшие, что проситель удовлетворяет условиям, необходимым для поступления в присяжные поверенные. После того как совет принимал решение о принятии данного лица, тот должен был дать присягу по правилам своего вероисповедания.

Были определены права и обязанности присяжных поверенных. Они могли принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны (ст. 383). Назначенный советом для производства дела присяжный поверенный не мог отказаться от исполнения данного ему поручения, не обосновав этого уважительными причинами. Поверенный не мог покупать или каким-либо иным способом приобретать права своих доверителей по тяжбам, вести дела в качестве поверенного против своих близких родственников, быть поверенным обоих тяжущихся или переходить от одной стороны к другой в одном и том же процессе, разглашать тайны своего доверителя, причем не только во время производства, но даже после окончания дела. В случае переезда в другой город присяжный поверенный должен был с согласия своих доверителей передать находившиеся у него дела другому присяжному поверенному.

Из положений Судебных установлений следует, что присяжные поверенные не были государственными служащими, поэтому на них не распространялось чинопроизводство и они не имели права на служебные знаки отличия.

Присяжные поверенные — это установленные в государственных интересах лица свободной профессии. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел, подчинялись только для них предусмотренному особому дисциплинарному порядку, за нарушение которого наступала определенная ответственность:

  • дисциплинарная — за несоблюдение адвокатской этики и нарушения профессиональных обязанностей, не дававших оснований для уголовного преследования;
  • гражданская — за совершение действий, сопряженных с нанесением доверителю материального ущерба, вызванного небрежным исполнением своих обязанностей (пропуск процессуальных сроков и т.п.). В этом случае тяжущийся имел право взыскать с поверенного свои убытки через тот суд, в котором он вел дело;
  • уголовная — за совершение умышленных действий во вред своим доверителям (например, злонамеренное превышение пределов полномочий и злонамеренное вступление в сношение или сделки с противниками своего доверителя во вред ему, злонамеренная передача или сообщение противнику своего доверителя документов).

На судебном заседании присяжные поверенные пользовались свободой речи, но не должны были распространяться о предметах, не имевших никакого отношения к делу, показывать неуважение к религии, закону и властям, употреблять выражения, оскорбительные для чьей бы то ни было личности. Оскорбленное лицо на основании общих законов могло привлечь присяжного поверенного к ответственности за клевету и обиду, и в этом случае он мог подвергнуться уголовному наказанию.

Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение любых дел, как уголовных, так и гражданских, но ни в тех ни в других они не были единственными правозаступниками: в гражданских процессах, кроме них, вести дела тяжущихся могли частные поверенные, а в уголовных — близкие родственники.

К ведению дел, находившихся в производстве мировых судей, допускались все правоспособные граждане, но не более как по трем делам в течение года в пределах одного и того же мирового округа. По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению с ними, либо по назначению председателя суда. В уголовных делах, подлежавших ведению общих судебных учреждений, практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоявших при суде присяжных поверенных, а при их недостатке — из кандидатов на судебные должности лиц, известных председателю своей благонадежностью. Председатель суда был обязан назначать защитника по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами от 10 до 17 лет, независимо от желания самих несовершеннолетних, их родителей или попечителей. Отказываться от таких поручений присяжные поверенные могли только по уважительным причинам. В гражданских делах председатель суда мог назначить поверенного только в случае отказа ранее избранного тяжущимся поверенным от ведения дела.

Совет присяжных поверенных мог назначать поверенных и в других случаях по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности.

Присяжные поверенные могли заключать письменные условия о гонораре за ведение дела по соглашению сторон. Помимо этого, существовала особая такса, имевшая двоякое значение. Суд, во-первых, руководствовался ею при исчислении суммы издержек, подлежавших взысканию с проигравшей стороны в пользу выигравшей, и, во-вторых, сам определял размер гонорара поверенного, когда тот заключал письменные условия с доверителем. Предполагалось, что Министерство юстиции по представлениям судебных палат и советов присяжных поверенных будет определять твердую таксу оплаты труда поверенного каждые три года. Но это исполнено не было, и первая такса, установленная в 1868 г., оставалась единой на весь период существования присяжной адвокатуры в России. Это относилось только к гражданским делам.

Основным критерием при определении размера гонорара служила цена иска. Так, за участие по делу в двух инстанциях поверенный получал обусловленный процент от суммы иска. По делам, не подлежавшим оценке, гонорар определял суд, исходивший из значения и важности дела для тяжущихся сторон, их материального положения, времени и труда, затраченного поверенным. Суд же определял и вознаграждение за ведение дела в порядке охранительного судопроизводства (используя современную терминологию — защита по назначению суда), в зависимости от сложности дела — до 600 руб., а по делам ценой менее 500 руб. — до 50 руб. За ведение дела в первой инстанции присяжный поверенный получал 2/3 определенного таксой гонорара, за ходатайство во второй инстанции — 1/3, а в кассационном департаменте Сената — 1/4. В случае проигрыша дела гонорар уменьшался: присяжный поверенный истца получал 1/4, а поверенный ответчика — 1/3 положенного ему гонорара.

Читайте так же:  Договор купли продажи квартиры ипотека газпромбанк

Из полученных вознаграждений удерживались проценты, отчислявшиеся на вознаграждение присяжных поверенных, назначенных председателями судов для защиты подсудимых. Распределяло эту сумму Министерство юстиции ежегодно между всеми судебными округами России соответственно числу защитников, назначенных председателями из присяжных поверенных, а в округах полученные от Министерства суммы распределялись советами присяжных поверенных между назначенными поверенными.

Составление подробных правил о порядке взимания сбора с присяжных поверенных, контроле и отчетности по нему возлагалось на судебные палаты. Утверждали эти правила руководители трех ведомств: министр юстиции, министр финансов и государственный контролер. Судебные палаты обязаны были принимать меры к точному соблюдению указанных правил со стороны советов присяжных поверенных и окружных судов.

Правила, обязанные к исполнению присяжными поверенными.

Присяжный поверенный не мог действовать в суде в качестве поверенного против своих родителей, жены, детей, родных братьев, сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер. Это положение строилось на основе норм нравственности и морали и строго соблюдалось.

Присяжный поверенный не мог не только быть в одно и то же время поверенным обеих спорящих сторон, но и переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой.

Присяжным поверенным запрещалось покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам как на свое имя, так и под видом приобретения для других лиц. Все сделки такого рода признавались недействительными. При этом присяжные поверенные подвергались дисциплинарной ответственности по решению совета.

Присяжный поверенный не должен был оглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и по окончании.

Каждый присяжный поверенный обязан был вести список дел, порученных ему, и представлять его в совет поверенных по его первому требованию.

Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.

Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.

После отмены крепостного права Александр II принял решение «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого»[1].

К концу XIX в. общественное развитие России, а именно интересы капиталистического развития, требовали ликвидации сословных судов и их зависимости от администрации, быстрого и четкого оформления гражданско-правовых отношений и решения гражданских споров, введения устности, гласности и состязательности, учреждения адвокатуры, суда присяжных и т.д.

С «всеподданнейшим» докладом о необходимости организации адвокатуры к Императору обратился граф Блудов. Результатом этого был первый «проект постановления о присяжных стряпчих». Важную роль в разработке Судебных реформ 1864 г. сыграли талантливые юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский.

4 сентября 1862 г. Основные положения по судоустройству были рассмотрены в Общем собрании Государственного совета, а 29 сентября Основные положения были утверждены. Их было велено опубликовать для всеобщего сведения, что и было сделано 30 сентября 1862 г. в дополнении к № 78 «Сенатских вестей».

20 ноября 1864 г. судебные уставы получили Высочайшее утверждение, и адвокатура получила свое юридическое бытие.

Учреждение судебных установлений 1864 г. целью деятельности присяжных поверенных определило «занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест».

По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделились на две категории – присяжныхповеренных и частных поверенных.

Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по месту размещения региональных судов. Совет и общее собрание присяжных поверенных являлись органами самоуправления таких объединений.

На общее собрание возлагались функции по рассмотрению отчета совета за прошедший год, избранию членов совета, председателя совета, его товарища (последний в случае болезни или отсутствия председателя исполнял его обязанности). В заседаниях общих собраний принимали участие присяжные поверенные округа. Все решения принимались простым большинством голосов.

В компетенцию совета присяжных поверенных входило решение таких вопросов, как исключение из числа присяжных поверенных; прием новых членов; определение размера вознаграждения присяжного поверенного по таксе в случае отсутствия об этом соглашения с клиентом; ведение дисциплинарной практики; рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных; назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся правом бедности, назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, которые с такой просьбой обратились, и др.

На основании ст. 368 Учреждения судебных установлений совет был вправе наложить на присяжного поверенного дисциплинарное взыскание (предостережение; выговор). При наличии 2/3 голосов совета могли применяться такие наказания как запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока (не более одного года), исключение из числа присяжных поверенных, а также – вособо тяжких случаях – преданиеуголовному суду.

Читайте так же:  Что делать если работодатель задерживает зарплату

Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.

Был определен и порядок поступления в присяжные поверенные. Желающий должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.

К работе присяжными допускались лица, достигшие 25-летнего возраста, дееспособные, финансово независимые, безукоризненные в нравственном отношении, имеющие русское подданство, высшее юридическое образование и опыт практической деятельности не менее пяти лет по определенным специальностям.

Не допускались в адвокатуру: лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением тех, которые занимали почетные или общественные должности без жалования; объявленные несостоятельными должниками («банкротами»); опороченные (перечень лиц).

Деятельность частных поверенных представляла сильный контраст с адвокатурой западного образца. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Для занятия индивидуальной частной адвокатской деятельностью не обязательно было иметь специальное образование и проходить стажировку, и суды очень часто допускали к участию в процессе малоквалифицированных частных поверенных.

[1]Высочайше утвержденный 20.11.1864 «Устав гражданского судопроизводства» // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXXIX. Отделение второе. 1864. N 41477 . 1867.

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.

После отмены крепостного права Александр II принял решение «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого»[1].

К концу ХIХ в. общественное развитие России, а именно интересы капиталистического развития, требовали ликвидации сословных судов и их зависимости от администрации, быстрого и четкого оформления гражданско-правовых отношений и решения гражданских споров, введения устности, гласности и состязательности, учреждения адвокатуры, суда присяжных и т.д.

С «всеподданнейшим» докладом о необходимости организации адвокатуры к Императору обратился граф Блудов. Результатом этого был первый «проект постановления о присяжных стряпчих». Важную роль в разработке Судебных реформ 1864 г. сыграли талантливые юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский.

4 сентября 1862 г. Основные положения по судоустройству были рассмотрены в Общем собрании Государственного совета, а 29 сентября Основные положения были утверждены. Их было велено опубликовать для всеобщего сведения, что и было сделано 30 сентября 1862 г. в дополнении к № 78 «Сенатских вестей».

20 ноября 1864 г. судебные уставы получили Высочайшее утверждение, и адвокатура получила свое юридическое бытие.

Учреждение судебных установлений 1864 г. целью деятельности присяжных поверенных определило «занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест».

По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделились на две категории – присяжныхповеренных и частных поверенных.

Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по месту размещения региональных судов. Совет и общее собрание присяжных поверенных являлись органами самоуправления таких объединений.

На общее собрание возлагались функции по рассмотрению отчета совета за прошедший год, избранию членов совета, председателя совета, его товарища (последний в случае болезни или отсутствия председателя исполнял его обязанности). В заседаниях общих собраний принимали участие присяжные поверенные округа. Все решения принимались простым большинством голосов.

В компетенцию совета присяжных поверенных входило решение таких вопросов, как исключение из числа присяжных поверенных; прием новых членов; определение размера вознаграждения присяжного поверенного по таксе в случае отсутствия об этом соглашения с клиентом; ведение дисциплинарной практики; рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных; назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся правом бедности, назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, которые с такой просьбой обратились, и др.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На основании ст. 368 Учреждения судебных установлений совет был вправе наложить на присяжного поверенного дисциплинарное взыскание (предостережение; выговор). При наличии 2/3 голосов совета могли применяться такие наказания как запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока (не более одного года), исключение из числа присяжных поверенных, а также – вособо тяжких случаях – преданиеуголовному суду.

Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.

Был определен и порядок поступления в присяжные поверенные. Желающий должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.

К работе присяжными допускались лица, достигшие 25-летнего возраста, дееспособные, финансово независимые, безукоризненные в нравственном отношении, имеющие русское подданство, высшее юридическое образование и опыт практической деятельности не менее пяти лет по определенным специальностям.

Не допускались в адвокатуру: лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением тех, которые занимали почетные или общественные должности без жалования; объявленные несостоятельными должниками («банкротами»); опороченные (перечень лиц).

Читайте так же:  Правила усыновления ребенка в россии

Деятельность частных поверенных представляла сильный контраст с адвокатурой западного образца. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Для занятия индивидуальной частной адвокатской деятельностью не обязательно было иметь специальное образование и проходить стажировку, и суды очень часто допускали к участию в процессе малоквалифицированных частных поверенных.

[1]Высочайше утвержденный 20.11.1864 «Устав гражданского судопроизводства» // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. ХХХIХ. Отделение второе. 1864. N 41477 . 1867.

В этом изображении зашифрован ответ на вопрос к экзамену на получение статуса адвоката “Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г.”. Прикоснись, и изображение расскажет о себе.

Изображение - Российская адвокатура по судебным уставам proxy?url=http%3A%2F%2Ftextbook.melnichenko.net%2Fwp-content%2Fthemes%2Ftwentythirteen%2Fadvocat%2Frussian_bar_on_judicial_statutes

Ответы на вопросы к квалификационному экзамену для получения статуса адвоката, подготовлены в соответствии с «ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена от лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката».

Утвержден Советом ФПА РФ 28 января 2016 г. Действует с 01.09.2016 г.

1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.

2. Создание адвокатской корпорации.

3. Поступление в присяжные поверенные.

Судебные уставы 1864 (Александр II):

1.Устав гражданского судопроизводства.

2. Устав уголовного судопроизводства.

3. Учреждение судебных установлений. (Глава 2 «О присяжных поверенных» ст. 353. – 406). Создание адвокатской корпорации.

Присяжные поверенные состояли при судебных местах. Присяжные поверенные – дающие присягу.

Два вида присяжных поверенных: подчинённых суда и подчинённых советам присяжных поверенных.

Советы присяжных поверенных – первые адвокатские корпорации в России. Структура: общее собрание присяжных поверенных, совет присяжных поверенных и председатель совета присяжных поверенных.

Поступление в присяжные поверенные.

Требования о наличии:

Требования об отсутствии:

– возраста (25 лет);

– обвиняемые и осуждённые;

– исключенные из адвокатуры.

Учреждение судебных установлений.

Глава 2 «О присяжных поверенных».

О присяжных поверенных вообще

353. Присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест.

354. Присяжными поверенными могут быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках, если они сверх того прослужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее пяти лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству (ст.407), или же занимались судебною практикою под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников.

355. Присяжными поверенными не могут быть:

1) не достигшие двадцатипятилетнего возраста;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;

5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, быв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;

7) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

8) те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.

356. Присяжные поверенные приписываются к судебным палатам и избирают место жительства в одном из городов округа той палаты, к которой приписаны.

В течение всего дореформенного периода от Петра I до Николая I правовые представители были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения, организации и названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.

Адвокатская профессия сформировалась лишь после судебной реформы 1864 г.

Адвокатское сообщество бережно относится к своей истории, чтит традиции, сложившиеся в российской адвокатуре.

После отмены крепостного права Александр II пришел к мысли “водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого” [1] .

К концу XIX в. общественное развитие России, а именно “интересы капиталистического развития, требовали ликвидации сословных судов и их зависимости от администрации, быстрого и четкого оформления гражданско-правовых отношений и решения гражданских споров, введения устности, гласности и состязательности, учреждения адвокатуры, суда присяжных и т.д.” [2] .

С “всеподданнейшим” докладом о необходимости организации адвокатуры к Императору обратился граф Блудов. Результатом этого был первый “проект постановления о присяжных стряпчих”. Важную роль в разработке Судебных реформ 1864 г. сыграли одаренные юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский [3] .

  • 4 сентября 1862 г. Основные положения по судоустройству были рассмотрены в Общем собрании Государственного совета, а 29 сентября Основные положения были утверждены. Их было велено опубликовать для всеобщего сведения, что и было сделано 30 сентября 1862 г. в дополнении к № 78 “Сенатских вестей”.
  • 20 ноября 1864 г. судебные уставы получили Высочайшее утверждение, и адвокатура получила свое юридическое бытие.
Читайте так же:  Совместное ведение хозяйства

Учреждение судебных установлений 1864 г. целью деятельности присяжных поверенных определило “занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест” [4] .

По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам. Адвокаты разделились па две категории – присяжных поверенных и частных поверенных [5] .

Присяжные поверенные – корпорация, дававшая профессиональную присягу адвоката. Они играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления в категорию присяжных поверенных являлся законченный университетский курс юридических наук и не менее пяти лет работы в судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.

На общее собрание возлагались функции по рассмотрению отчета совета за прошедший год, избранию членов совета, председателя совета, его товарища (последний в случае болезни или отсутствия председателя исполнял его обязанности). В заседаниях общих собраний принимали участие присяжные поверенные округа. Все решения принимались простым большинством голосов.

В компетенцию совета присяжных поверенных входило решение таких вопросов, как исключение из числа присяжных поверенных; прием новых членов; определение размера вознаграждения присяжного поверенного по таксе в случае отсутствия об этом соглашения с клиентом; ведение дисциплинарной практики; рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных; назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся правом бедности, назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, которые с такой просьбой обратились, и др.

На основании ст. 368 Учреждения судебных установлений совет был вправе наложить на присяжного поверенного дисциплинарное взыскание: предостережение; выговор; а 2/3 голосов совета применялось: запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока, не более одного года; исключение из числа присяжных поверенных; предание уголовному суду в особо тяжких случаях.

Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.

Был определен и порядок поступления в присяжные поверенные. Желающий должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.

После того как лицо было приведено к присяге, принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверенных, о чем делалась соответствующая надпись на свидетельстве, выданном ему советом. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные подлежало опубликованию.

Не допускались в адвокатуру: лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением тех, которые занимали почетные или общественные должности без жалования; объявленные несостоятельными должниками (“банкротами”); опороченные (перечень лиц) [6] .

Частные поверенные – лица, занимавшиеся адвокатской практикой индивидуально. Они выступали только в судах, выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных поверенных, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами, выдававшими разрешения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Деятельность частных поверенных представляла сильный контраст с адвокатурой западного образца [7] . В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Для занятия индивидуальной частной адвокатской деятельностью не обязательно было иметь специальное образование и проходить стажировку, и суды очень часто допускали к участию в процессе малоквалифицированных частных поверенных. Таким образом, организация института частных поверенных не гарантировала в достаточной степени ни юридических познаний, ни нравственных качеств, ни независимости этой категории адвокатов.

  • [1] Судебный устав 1864 г. Официальное издание 1864 г.
  • [2]Шувалова В. А. Подготовка Судебной реформы 1864 г. в России. М., 1987. С. 15.
  • [3]Секирипскии С., Филиппова Т. Родословная российской свободы. М., 1993. С. 158.
  • [4] История отечественного государства и права: хрестоматия. М.: Юридический колледж МГУ, 1996. С. 336.
  • [5]Черкасова Н. В. Формирование и развитие адвокатуры в России. М.: Паука, 1987. С. 29.
  • [6] Учреждение судебных установлений // Российское законодательство X–XX веков: в 9 т. Т. 8. М.: Юрид, лит., 1991.
  • [7]Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры. 1917–1939 / пер. с англ. Т. Г. Морщаковой; отв. ред. А. М. Ларин и Μ. М. Славин. С. 14. М., 1993.
Изображение - Российская адвокатура по судебным уставам 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here