Реорганизация ликвидация и банкротство юридических лиц

Самое актуальное и важное на тему: "реорганизация ликвидация и банкротство юридических лиц" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Банкротство

Реорганизация юридического лица – способ прекращения деятельности юридического лица, который влечет возникновение новых организаций или изменение организационно‑правовой формы юридического лица. Виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению: 1) его учредителей либо органа юридического лица; 2) суда.

Учредители юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить о его ликвидации в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию.

Порядок ликвидации юридического лица, действия ликвидационной комиссии:

1) публикация в органах печати о ликвидации;

2) после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс;

3) при недостаточности денежных средств ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов;

4) после завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс;

5) вносится запись о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.09.2002 г. № 127‑ФЗ).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

9. Хозяйственные товарищества и общества: полное, товарищество на вере, дочернее, зависимое

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Полным признается товарищество , участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников‑вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Хозяйственное общество признается дочерним , если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ликвидация, банкротство и реорганизация предприятия

В сфере бизнеса руководители нередко прибегают к реорганизации или ликвидации предприятий. Реформы в предприятиях могут быть проведены в самых разнообразных целях: от снижения затрат фирмы до более результативного управления бизнесом.

Изображение - Реорганизация ликвидация и банкротство юридических лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fsaldovka.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F26

Ликвидация организации подразумевает под собой исключение её из Единого государственного реестра юридических лиц. Закрытие фирмы происходит по решению собственников или Арбитражного суда.

Причин закрытия может быть масса. Учредители принимают решение о закрытии чаще всего в случае:

  • Систематического снижения прибыли.
  • Потери интереса к деятельности.
  • Желания начать бизнес заново.
  • Достижения поставленных целей.

По решению суда предприятие может быть закрыто по иску налоговой или кредиторов. Причинами чаще всего являются:

  • Финансовые долги.
  • Документные долги.
  • Грубые или систематические нарушения закона.

При закрытии предприятия важно следовать порядку его выполнения, указанном в Гражданском кодексе РФ.

Ликвидация предприятия может проводиться для реорганизации общества. Реорганизация путем ликвидации разделяется на:

  • Смену учредителей, директора и главного бухгалтера.
  • Слияние фирм.
  • Присоединение предприятий.
  • Выделение из предприятия новой организации.
  • Разделение организаций.
  • Изменение организационно-правовой формы.
Читайте так же:  Карта кадастровой стоимости земли

Реорганизация фирмы в виде смены руководства — самый легкий и простой вид ликвидации. Он заключается во внесении в ИМНС записи о произошедших изменениях, а также оповещении внебюджетных фондов. В результате все права и обязанности организации переходят к новым руководителям, кроме того, на них возлагается ответственность за финансовую деятельность.

При слиянии фирм реорганизация заключается в ликвидации предшествующих организаций и образовании новой. В этом случае все права и обязанности ликвидируемых фирм переходят к созданному юридическому лицу. С момента внесения регистрации новой организации в ЕГРЮЛ все документы передаются новому директору, также он несет ответственность за деятельность предприятия.

Присоединение организации отличается от слияния тем, что новое предприятие не создается. Присоединяемые фирмы закрываются, а все права и обязанности переходят к новой организации.

Слияние и присоединение предприятий как вид ликвидации чаще всего используют для совмещения организаций, близких к порогу банкротства. Реформы такого типа помогают учредителям пережить трудности и дождаться более подходящего момента для развития бизнеса.

Разделение фирм так же используется как вид ликвидации. В данном случае закрывается фирма, которая разделяется, а ее права и обязанности переходят к новым фирмам пропорционально доли имущества, перешедшего от фирмы-предшественника.

Разделение предприятий может быть использовано как при стремительном развитии фирмы, так и при приближении банкротства.

Выделение организации аналогично разделению, но в этом случае организация продолжает свое существование, но от нее отделяется фирма такого же или другого направления. Права и обязанности переходят пропорционально переданному имуществу.

Банкротство предприятия может быть признано самостоятельно, а может по иску налоговой службы или кредиторов. Окончательный вердикт о банкротстве в обоих случаях выносит Арбитражный суд.

Самостоятельное признание банкротства происходит в случае, если учредитель компании признает свою неплатежеспособность и неспособность погасить скопившиеся задолженности. В этом случае возможны два варианта развития действий:

  • Предприятие прекращает свою деятельность, а для выплаты долгов выставляет имущество компании на публичные торги.
  • Предприятие проводит реорганизацию, направленную на улучшение финансового положения.

В случае, когда инициатором ликвидации и признания банкротства предприятия является ФНС или кредиторы, в ходе судебного разбирательства выносится вердикт признании или опровержении банкротства.

Предприятие может избежать судебного признания банкротства, если предоставит суду документацию, подтверждающую совершенные платежи. В случае, если компания удовлетворила претензии инициатора, возможно окончание суда в мировом соглашении.

Механизм правового регулирования рыночных отношений включает в себя законодательство о банкротстве. Основное предназначение института банкротства – исключать неплатежеспособные организации (в случае ликвидации) и помогать остальным предприятиям прийти к финансовой стабильности. Деятельность института банкротства помогает оздоровить рынок и уменьшить конкуренцию.

Финансовая стабильность предприятий с помощью института банкротства достигается в результате грамотных преобразований, проведенных в структуре фирмы. Преобразования обычно заключаются в избавлении от ненужных активов, оставляют только те, которые приносят прибыль. Таким образом, институт банкротства помогает организациям оптимизировать свою работу и вернуть статус полноценных участников рыночных отношений.

Ликвидация и реорганизация зачастую помогает избежать банкротства, но и эти процедуры требуют предварительного изучения, тщательной подготовки, точного исполнения последовательности действий.

Тема 7. Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

Виды реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Добровольная и принудительная реорганизация. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. Передаточный акт и разделительный баланс. Гарантии кредиторов при реорганизации.

Изменение типа юридического лица.

Ликвидация юридических лиц. Добровольная и принудительная ликвидация. Порядок ликвидации. Деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора). Удовлетворение требований кредиторов и судьба оставшегося имущества.

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Приступая к изучению темы, необходимо вспомнить предусмотренные гражданским законодательством виды реорганизации юридических лиц (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационную форму) и особенности каждой из них.

Следует обратить внимание на вопросы правопреемства при реорганизации юридических лиц и содержание передаточного акта и разделительного баланса, а также на процедуру реорганизации.

Важным аспектом проблемы являются предусмотренные законодательством гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации: письменное уведомление кредиторов; право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков; солидарная ответственность вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц при невозможности по данным разделительного баланса определить правопреемника реорганизованного юридического лица.

От реорганизации юридического лица следует отличать изменение типа юридического лица, например: превращение закрытого АО в открытое и наоборот; бюджетного учреждения – в автономное.

Рассмотрение вопросов ликвидации юридического лица целесообразно начать с напоминания о двух ее порядках: добровольном и принудительном.

Ст. 61 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано:

– по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

Читайте так же:  Индексация и перерасчет пенсий

– по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Основное внимание следует уделить процедуре ликвидации и деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также вопросу очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица.

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц является достаточно обширной комплексной темой, включающей в себя как материально-правовые, так и процессуальные вопросы. В рамках данной темы, необходимо, прежде всего, вспомнить понятие банкротства, которое определено как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, и рассмотреть основные положения законодательства о банкротстве:

– виды юридических лиц, на которые не распространяется действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации);

– признаки банкротства: неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в размере не менее 100.000 рублей (если иной размер не установлен законом) в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

– наличие особенностей банкротства некоторых категорий юридических лиц:

стратегических предприятий и организаций,

субъектов естественных монополий;

Необходимо также рассмотреть вопрос очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве юридического лица и ее отличиях от такой очередности при ликвидации в обычном порядке.

Следует также обратить внимание на предусмотренную ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» возможность исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Акты органов судебной власти

Определение КС РФ от 19 апреля 2001 г. № 75-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аглямзяновой Раисы Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 4 и пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Текст официально опубликован не был (СПС «Гарант»).

Определение КС РФ от 16 октября 2001 г. № 231-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Центр услуг «Новоинтерсервис» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 58 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Текст официально опубликован не был (СПС «Гарант»).

Определение КС РФ от 1 октября 2002 г. № 228-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Калле Нало Рос Трейдинг» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 120 и пунктом 3 статьи 122 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник КС РФ. 2003. № 2.

Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 231-О «По жалобе гражданина Харитонова Валентина Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 57 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4435.

Постановление КС РФ от 18 июля 2003 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3102.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Определение КС РФ от 8 июня 2004 г. № 254-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки М.Г. Ершовой положением пункта 5 статьи 114 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник КС РФ. 2004. № 6.

Определение КС РФ от 19 января 2005 г. № 29-О «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года № 254-O об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки М.Г. Ершовой положением пункта 5 статьи 114 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник КС РФ. 2005. № 4.

Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 412-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трояна Виктора Илларионовича на нарушение его конституционных прав статьями 34 и 35 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» // Текст официально опубликован не был ИПС «Кодекс».

Читайте так же:  Должностная инструкция юриста отдела закупок

Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.

Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 6.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 22 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 8.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 9.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30 ноября 2006 г. № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» // Вестник ВАС РФ. 2007. № 1.

Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // Вестник ВАС РФ. 2007. № 2.

Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // Вестник ВАС РФ. 2007. № 1.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. № 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1998 г. № 2.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10.

Информационное письмо Президиума ВАС России от 17 января 2006 г. № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 4.

См. Литературу ко всему курсу

Бондарев А.К., Троценко С.А. Интересы кредиторов при правопреемстве юридических лиц // Законодательство. 1998. № 9.

Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М., 2000.

Бурмистрова Т., Карелин А. Банкротства в современной России: результаты и практика применения // Право и экономика. 2004. № 3.

Василевская М, Овчаренко М. Реорганизация юридических лиц в форме выделения // эж-Юрист. 1998. № 31.

Василенок М. Реорганизация юридических лиц в форме слияния // эж-Юрист. 1998. № 19.

Василенок М., Овчаренко М. Реорганизация юридических лиц в форме присоединения // эж-Юрист. 1998. № 24.

Витрянский В.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: забота об интересах кредиторов // Законодательство и экономика. 1995. № 3.

Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М., 2001.

Жданов Д.В. Реорганизация в форме выделения // Законодательство. 1999. № 5.

Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. М., 2001.

Закупень Т.В. Проблемы регистрации юридических лиц // Законодательство. 2000. № 5.

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. Залесского В.В. М., 2003.

Коровайко А.В. Договоры о слиянии и присоединении хозяйственных обществ // Хозяйство и право. 2001. № 2.

Коровайко А.В. Реорганизация акционерных обществ в форме выделения // Хозяйство и право. 1999. № 6.

Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ: Теория, за­конодательство, практика: Учебное пособие. М., 2001.

Коровайко А.В. Реорганизация юридических лиц: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 1996. № 11.

Ломакин Д.В. Договоры о создании и реорганизации юридических лиц : значение и место в структуре Гражданского кодекса РФ // Законодательство. 2004. № 2.

Марков Г.Н. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица. М., 2000.

Попов А.В. Финансовое оздоровление как новая процедура банкротства // Законодательство. 2003. № 3, 4.

Рухтин С. Правоспособность несостоятельного юридического лица // Российская юстиция. 2001. № 7.

Степанов Д. Формы реорганизации коммерческих организаций: вопросы законодательной реформы // Хозяйство и право. 2001. № 3, 4.

Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). М., 2002.

Телюкина М.В. Практика Конституционного Суда по делам о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц // Законодательство. 2002. № 7.

Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц // Законодательство. 2000. № 1.

Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. 2003. № 12.

Читайте так же:  Как получить бесплатную юридическую консультацию

Телюкина М.В., Ткачев В.Н. Конкурсная масса несостоятельного должника // Адвокат. 2003. № 8.

Телюкина М.В. Собрание кредиторов несостоятельного должника как субъект конкурсного права // Адвокат. 2003. № 2.

Ткачев В.Н. Термины «банкротство» и «несостоятельность»: сущность и соотношение // Адвокат. 2003. № 3.

Свириденко О.М. Назначение и цели института банкротства в хозяйственном обороте // Право и экономика. № 3.

Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве. М., 2005.

Чубаров С.А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц // Законодательство. 1998. № 7.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Присоединение – “вливание” одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица [4].

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Выделяют следующие виды реорганизации:

  • – добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;
  • – принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

  • 1) заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
  • 2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  • 3) решение о реорганизации юридического лица;
  • 4) договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  • 5) передаточный акт или разделительный баланс;
  • 6) документ об уплате государственной пошлины.
Читайте так же:  Как присваивается класс водителю по осаго

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

  • 1) добровольная ликвидация;
  • 2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др. [3].

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

  • – осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • – осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • – неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

  • 1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.
  • 2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”).

Изображение - Реорганизация ликвидация и банкротство юридических лиц 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here