Приватизация специализированного жилого помещения

Самое актуальное и важное на тему: "приватизация специализированного жилого помещения" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Жилищным кодексом (ЖК) были внесены существенные изменения в правовой режим специализированного жилищного фонда.

При пользовании специализированным жилым помещением наниматель не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.

Члены семьи нанимателя имеют равные с ним права и обязанности по пользованию специализированным жилым помещением.

        Приватизация специализированного жилого помещения

Согласно статье 11 ЖК каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Федеральные органы исполнительной власти, субъекты РФ, муниципальные образования или организации образовывают ведомственный жилищный фонд из жилых помещений путем переоборудования нежилых помещений в жилые и дальнейшего их приобретения в собственность.

В соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. “О статусе военнослужащих” военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Обязанность предоставить служебное жилое помещение ограничена сроками, в данном случае она составляет трехмесячный срок с момента прибытия на новое место военной службы. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

При окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву – для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, – жилищный договор прекращает свое действие.

Статья 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ” предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положений статьи 4 Закона РФ служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность.

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

В соответствии со статьей 93 ЖК служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В ч. 1 статьи 4 Закона установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. В ч. 2 данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут устанавливаться субъектом РФ.

Таким образом, служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов РФ.

Читайте так же:  Люблинский отдел судебных приставов

Можно ли приватизировать специализированные жилые помещения?

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее по тексту – ЖК РФ)предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ч. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о приватизации) приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Согласно статье 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения (в том числе, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством специализированные жилые помещения не подлежат приватизации.

Для более подробной консультации рекомендуем в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.

Служебное жильё — это квартира, которая принадлежит государственному учреждению или определённой организации. Такое жильё предоставляется сотрудникам и служащим для временного проживания. Данные квартиры находятся на учёте специализированного жилого фонда.

Изображение - Приватизация специализированного жилого помещения proxy?url=http%3A%2F%2Fcabinet-lawyer.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2Fprivatizaciya-slugebnoi2-300x200

Когда государство или организация предоставляют служащему или работнику подобное жильё, с ним заключается договор найма. Действие этого договора распространяется только на время трудовых отношений.

Ведомственная квартира может быть возвращена государству или организации в любой момент, при этом расторгается договор найма по соглашению сторон или личной инициативе нанимателя. Аннулирование соглашения возможно через судебные органы, если проживающие в квартире граждане не исполняют свои обязательства по надлежащему содержанию жилья или по другим причинам. Разберемся, возможна ли приватизация служебного жилья в собственность.

Законодательство и актуальность вопроса приватизации служебного жилья

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Недвижимость переводится в специализированный жилой фонд на основании заявление в Администрацию города, которое должен подавать орган или организация, где трудится работник. На основании Закона под ведомственные квартиры выделяется жильё, расположенное на первых этажах. Городской совет рассматривает заявление и выносит решение о включение квартиры в число ведомственной недвижимости, которая потом предоставляется работнику в пользование.

Сегодня, как и много лет назад, количество служебных квартир является значительным. Этот вопрос не теряет своей актуальности в наше время, так как существует множество профессий, а значит и работников, которые должны проживать по месту своей деятельности или недалеко от этого места. К ним можно отнести:

  • работников ЖКХ;
  • должностных лиц таможни, налоговой инспекции;
  • спасателей;
  • работников рыболовецкого хозяйства;
  • военных офицеров;
  • дворников и так далее.

Приватизация жилья оформляется согласно Закона «О приватизации» № 1541-1 от 04. 07. 1991 года.

Указ Президента нашей страны гласит о том, что гражданин может приватизировать служебное жильё только один раз. Кроме этого приватизировать служебную квартиру можно, если на этот шаг идёт собственник жилищного фонда (государственное учреждение или организация). Ведь многие люди всю жизнь работали в тех или иных организациях или государственных учреждениях и у них нет другого жилья, чтобы по уходу на заслуженный отдых там жить. Таким образом производится социальная поддержка этих граждан.

Закон о приватизации жилья в РФ позволяет субъектам самостоятельно устанавливать условия и правила для приватизации ведомственных квартир в каждом конкретном регионе. Это означает, что организации или государственные учреждения могут сами принимать решения о приватизации по своей инициативе.

Выполнение приватизации квартиры — это право организации, но не обязанность. Поэтому работник должен только подать заявление и надеяться на положительное решение. Человек должен проработать на предприятии не менее 10 лет, чтобы можно было подавать документы на приватизацию.

В перечень лиц кто может получить и оформить приватизацию квартиры входят:

  • депутаты;
  • чиновники;
  • военнослужащие;
  • сотрудники МЧС и полиции;
  • работники таможни, ФНС, судьи, лесных и рыболовных хозяйств;
  • учителя и врачи.
Читайте так же:  Арест банковской карты судебными приставами

Таким образом, производится привлечение ценных кадров на работу. Благодаря этой специальной программе теперь каждый служащий, проработавший много лет в государственном учреждении, может получить жильё в собственность.

Предприятие имеет право рассматривать заявление в течение 2-х месяцев и когда положительный ответ будет дан, между работником и предприятием заключается соглашение о передачи квартиры в собственность.

Сначала работник должен собственнику жилищного фонда подать заявление с просьбой о приватизации квартиры. Когда это заявление будет одобрено, необходимо получить от него письменное разрешение. Нужно приготовить ещё такие документы:

  • Изображение - Приватизация специализированного жилого помещения proxy?url=http%3A%2F%2Fcabinet-lawyer.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2Fprivatizaciya-slugebnogo2оригинал ордера на квартиру;
  • кадастровый паспорт;
  • договор о найме ведомственного жилья;
  • паспорта все прописанных лиц на данной площади и их заявления, что они желают произвести приватизацию.

Необходимо получить выписки из домовых книг по тем адресам, где семья проживала с 1991 года. Также необходимо оплатить госпошлину и приложить квитанцию об оплате к пакету документов.

Первым шагом будет получение письменного разрешения у собственника жилья. Потом необходимо идти в БТИ для получения кадастрового паспорта. Когда эти документы будут готовы, собрав весь пакет документации, следует обратиться в приёмную Департамента жилищной политики.

Если служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организации, его приватизировать можно. Но необходимо сначала получить разрешение в письменном виде от собственника компании на передачу этого жилья гражданину. Когда резолюция поставлена, и разрешение уже имеется на руках, можно начинать собирать документы для проведения процесса приватизации.

Если служебное жилье ранее принадлежало государственному или муниципальному учреждению, а потом такая организация передала свой жилой фонд органам местного самоуправления. Приватизация квартиры в данном случае возможна, если учреждение работает в той же правовой форме, что и на момент передачи фондов, то есть не происходила реорганизация, приватизация организации или превращение её в акционерное общество. Если организация не передаёт квартиру муниципалитету, тогда граждане, проживающие в данном помещении, не имеют право его приватизировать

Если служебное жилье «висит» на балансе давно приватизированных или реорганизованных в коммерческие организации бывших госпредприятий, это говорит о нежелании муниципалитета принимать жилой фонд в собственность. Но это не повлечёт за собой ограничения прав граждан на передачу в собственность квартиры и заключение соглашения социального найма.

Изображение - Приватизация специализированного жилого помещения proxy?url=http%3A%2F%2Fcabinet-lawyer.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2Fprivatizaciya-slugebnoi-300x200

Приватизировать служебную квартиру можно лишь в том случае, когда собственник согласится исключить данную жилую площадь из своего жилого фонда. Работодатели обычно не заинтересованы в изменении статуса своих квартир и поэтому могут отказать работнику в передаче жилья в муниципалитет. При этом они имеют полное право не указывать причину своего решения.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Единственная возможность для служащего — это подать иск в суд. Только на основании положительного решения суда в пользу работника, орган местного самоуправления сможет исключить квартиру из ряда служебных. На основании решения суда исполком принимает решение о таких действиях.

Но не так просто добиться положительного решения. В судах существует множество решений не в пользу истцов. Это говорит об отсутствии каких-либо норм, которые бы обязывали собственников разрешать перевод служебных квартир в муниципальные. Однако служащие обращаются в суды, в особенности те граждане, которые много лет отработали в одном учреждении или организации, ведь другого жилья у них после выхода не пенсию нет.

При обращении в суд необходимо указывать срок работы в учреждении или организации собственника жилого фонда. Как показывает судебная практика, именно эти показатели могут иметь огромное значение для суда. Если человек отработал всю жизнь в государственном учреждении, и после выхода на заслуженный отдых, ему негде жить, так как собственник требует вернуть квартиру в фонд предприятия, отказывая в изменении статуса жилья. В этом случае, только суд поможет гражданину не остаться без жилья.

Отказ в положительном решении может последовать, в случае доказательства ненадлежащего пользования жильём или когда данные о сроке работы были преднамеренно работником завышены.

В судебной практике были и такие случаи, когда положительное решение в пользу истца было вынесено, но оно не исполняется. Тогда работник может снова подать иск в суд и решение будет вынесено в кротчайшие сроки с положительным исходом.

Таким образом, если законное право на получение жилья в собственность на основании решения суда не исполняется по каким-либо причинам, то государство должно обеспечить реализацию этого права.

Собственника обяжут изменить статус служебной квартиры и передать её в муниципалитет. Регистрация права собственности происходит в органах, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимость на основании решения судебных органов.

Видео: Советы юриста как приватизировать служебное жилье

Подводим итоги

  • Чтобы приватизировать служебную квартиру, необходимо изменить её статус со служебной на муниципальную. Это можно сделать на основании решения собственника и исполкома города.
  • Государственные учреждения и организации могут самостоятельно принимать решение о передаче жилья в муниципалитет и приватизации
  • Гражданин, который хочет приватизировать служебную квартиру, должен иметь на руках письменное решение.
  • Правом на приватизацию может пользоваться каждый работник, проживающий в служебной квартире и отработавший на государственном предприятии собственнике не менее 10 лет.
  • Кроме письменного решения, необходимо приготовить пакет других важных документов.
  • Порядок приватизации служебной квартиры очень простой, если имеется решение собственника.
  • Если такое решение получить не удаётся, тогда можно подать иск в суд.
  • Судебная практика показывает, что сложно добиться положительного решения суда, но это возможно, если человек долго проработал в учреждении.
Читайте так же:  Кого нельзя уволить по сокращению штата

Приватизация специализированного жилья в общежитии. Как приватизировать служебные, жилые и нежилые помещения? Необходимые для этого документы.

Приватизация общежития — сложный и запутанный процесс, который исключает возможность приобретения во владение объектов из специализированного жилищного фонда. Тем не менее, имеется множество особенностей, позволяющих получить в собственность помещения, которые невозможно оформить по ЖК РФ. Приватизация общежития по договору социального найма — самый распространенный и верный способ стать владельцем недвижимости.

  • ЖК РФ (ст. 16, 94);
  • ФЗ № 1541-1 от 04.07.1991 года (ст. 4, 6, 8);
  • Постановление Пленума ВС РФ № 6 от 06.02.2007 года.
  • Помещения принадлежащие федеральным и местным властям;
  • Жилье, находящиеся в ведении муниципальных и сельскохозяйственных предприятий;
  • Объекты недвижимости, числящиеся на балансе у совхозов;
  • Дома, закрепленные за учреждениями социальной защиты населения в сельской местности.

Приватизация специализированного жилья в общежитии категорически запрещена, если здание находится:

Какие есть ограничения при приватизации служебных помещений?

Также допускается передача прав собственности на служебное жилье, если:

  • Был заключен бессрочный договор на проживание с семьей работника;
  • Владелец общежития согласен оформить передачу прав.

Процесс оформления схож с приватизацией государственного имущества. Если жилье не находится в специализированном фонде — вы собираете документы и, при наличии оснований, муниципальные власти выдают разрешение. Отказать в оформлении собственности они не могут. Однако, причинами для ограничения права на передачу комнаты во владение являются:

  • Отсутствие каких-либо документов;
  • Использованное право на бесплатную приватизацию жилого помещения;
  • Несогласие одного из дольщиков.

Не получится приватизировать нежилое помещение в общежитии, до тех пор, пока не будет изменен его статус.

В каких случаях можно приватизировать служебное жилье?

Со специализированным жильем все проще — решение принимает владелец общежития. Он может согласиться или отказать в переоформлении права собственности. Данное правило не действует, если владелец приобрел объект до 23 декабря 1992 года вместе с жильцами. Такие граждане могут беспрепятственно приватизировать свою комнату. Приватизация служебных жилых помещений в общежитиях возможна, если:

  • Данное право прописано в трудовом договоре или контракте;
  • Предусмотрено отчуждение помещения, выданного работнику;
  • В документе о заселении стоит отметка о социальном найме;
  • Ведомство только управляет общежитием, но находится оно в собственности у муниципалитета;
  • Статус служебного жилья был получен с нарушениями закона.

Условия для приватизации общежития министерства обороны

Как и любой другой собственник, МО может передать во владение жильцов имущество, в том числе комнату. И для того, чтобы приватизировать общежитие министерства обороны, должны быть выполнены несколько условий:

  • Военнослужащие и члены их семей заселены на основе договора социально найма;
  • Общежитие было передано в собственность муниципальным властям;
  • Собственник дал согласие на приватизацию.

Также предусмотрены категории военнослужащих, которые в первую очередь могут претендовать на оформление служебного жилья в собственность:

  • Уволенные в запас по выслуге лет или по состоянию здоровья;
  • Попавшие под сокращение.

Льготы распространяются на всех членов семей, в том числе родственников лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Малосемейным общежитием называется многоквартирный дом с множеством однокомнатных квартир. После передачи в собственность муниципальных властей оно переходит на государственный баланс и теряет свой статус. Квартиры в таком общежитии приравниваются к квартирам в многоэтажном доме. Такое помещение легче всего оформить в собственность, так как оно:

  • Изолировано;
  • Имеет все инженерные коммуникации.

Документы для приватизации малосемейного общежития

Документы для приватизации малосемейного общежития понадобятся те же, что и для остальных типов помещений:

  • Заявление;
  • Паспорта всех зарегистрированных граждан;
  • Согласие всех жильцов комнаты на приватизацию, либо отказ;
  • Договор найма или ордер на вселение;
  • Кадастровый и технический паспорта;
  • Выписка из ЕГРП;
  • Подтверждение о неучастии в процедуре приватизации ранее.

Полный перечень необходимых документов можно узнать по месту их подачи. Решение выносится через два месяца. В случае положительного ответа заключается договор о передаче права собственности, которое затем нужно оформить в Росреестре.

Изображение - Приватизация специализированного жилого помещения proxy?url=http%3A%2F%2Fobhis.ru%2Ftemplates%2Fgrkodeks%2Fimages%2Fshapa12

Навигация: Главная Изображение - Приватизация специализированного жилого помещения proxy?url=http%3A%2F%2Fobhis.ru%2Ftemplates%2Fgrkodeks%2Fimages%2Farrow

Приватизация жилых помещений специализированного жилищного фонда

В силу Закона жилое помещение по договору социального найма передается гражданину (нанимателю) в бессрочное владение и пользование, что не исключает его (договора) расторжение и прекращение. Причем наниматель может расторгнуть договор найма в любое время. Это право для него является безусловным, оно не зависит от мнения другой стороны и не требует судебного подтверждения. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда (ч. 3 ст. 83 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (ч. 3 ст. 83)

3. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Но не всегда действие договора зависит от сторон. В ряде случаев он прекращает свое существование независимо от воли сторон. Как предусмотрено ч. 5 ст. 83 ЖК РФ, утрата (разрушение) жилого помещение, а также смерть одиноко проживавшего нанимателя ведут к прекращению договора социального найма.

Читайте так же:  Трудовой кодекс переработка часов

Жилищный кодекс РФ (ч. 5 ст. 83)

5. Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Наряду с физической невозможностью исполнения договора найма, о чем речь идет в ч. 5 ст. 83 ЖК РФ, прекращение его может быть обусловлено причинами юридического порядка.

В частности, это происходит при бесплатной приватизации жилых помещений, занимаемых по договору социального найма. С момента заключения договора о передаче жилого помещения гражданину или нескольким гражданам и его государственной регистрации договор социального найма прекращается немедленно и автоматически, так как перестают существовать предмет договора и его участники в лице наймодателя и нанимателя. Разумеется, прекращение договора найма жилого помещения по указанным основаниям возможно только при согласии на это нанимателя и всех членов его семьи независимо от момента вселения – одновременно с нанимателем или позднее – и наличия у них права на приватизацию. Точно так же не имеют правового значения и мотивы, по которым то или иное лицо не согласно на приватизацию и прекращение договора найма жилого помещения. Тут должен быть такой же подход, как и при вселении нового члена семьи нанимателя. Согласие на его вселение является сделкой, и отказ от ее совершения любого из членов семьи нанимателя не может быть оспорен в судебном порядке.

Основные принципы и условия бесплатной приватизации регламентированы Законом “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, который неоднократно изменялся и дополнялся.

Наиболее значительные изменения внесены в него Федеральным законом “О ведение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” от 29 декабря 2004 г. Первая часть этих изменений сводилась к отмене бесплатной приватизации начиная с 1 января 2007 г. К тому же приватизировать жилые помещения в этот срок могли только те граждане, кто получили их до 1 марта 2005 г., т.е. до вступления в силу нового ЖК РФ. В дальнейшем срок бесплатной приватизации был продлен до 1 марта 2010 г., поскольку процедура приватизации довольно сложна и на местах оперативно справиться с данной работой в относительно короткие сроки просто не могли.

По поводу конституционности указанных положений в Конституционный Суд РФ обратились Верховный Суд РФ и граждане Орловы. По мнению Верховного Суда РФ, отмена права граждан на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилых фондов (с 1 марта 2005 г. частичная, а с 1 января 2007 г. полная) противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Однако с таким пониманием завершения процесса приватизации жилых помещений Конституционный Суд РФ не согласился, указав в своем постановлении от 15 июля 2006 г., что право граждан на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилых помещений не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности государственной и муниципальной собственности.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ согласился с доводами жалобы Орловых в отношении того, что запрет на приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 г. (в пределах общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилищного фонда), не имеет конституционного обоснования и противоречит ст. 19 Конституции РФ.

Таким образом, исходя из решения Конституционного Суда РФ, для приватизации социального жилья до ее завершения, т.е. до 1 марта 2010 г., не имеет значения, когда оно было предоставлено (до или после 1 марта 2005 г.).

Наряду с установлением общего срока действия о бесплатной приватизации жилищного фонда исключительно важный материально-правовой аспект приватизации заложен в ст. 7 Вводного закона ЖК РФ в связи с изменением режима общежитий, принадлежавших ранее государственным и муниципальным предприятиям.

Указанной статьей Федерального закона “О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Из ее содержания видно, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поскольку проживающие в этих общежитиях лица получили равные права с нанимателями социального жилья без каких-либо ограничений, то тем самым не имеется препятствий для приобретения ими занимаемых помещений в собственность на основании ст. 2 Закона “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.

В то же время так как изложена ст. 7 Вводного закона, такой вывод не всегда очевиден, остаются вопросы, поскольку не все общежития переданы в ведение органов местного самоуправления, а те, которые переданы, продолжают сохранять статус общежитий. Кроме того, общежития могут быть различного типа.

Читайте так же:  Как вернуть товар в икеа

В частности, есть два типа общежитий. Одни расположены в обычных жилых домах, занимая подъезд, этаж либо отдельную квартиру, так называемые семейные общежития. Другие изначально строились как общежития с коридорной системой, где каждому предоставлялась комната либо койко-место, если комната заселялась несколькими лицами.

Закономерно возникает вопрос, какие именно общежития имеет в виду ст. 7 Вводного закона ЖК РСФСР.

На этот вопрос попытались дать ответ судьи Белгородской области.

А. обратилась в суд с иском к МУП “Городской жилищный фонд”, администрации г. Белгорода о признании решения об отказе в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на участие в приватизации жилищного фонда, сославшись на то, что с 1970-х гг. она проживает в комнате дома, являвшегося ранее общежитием в г. Белгороде. Данное здание было принято в эксплуатацию в 1957 г. и использовалось как общежитие. 17 мая 2005 г. в приватизации занимаемого жилого помещения истице отказано, с чем она не согласна.

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 июня 2005 г. оставленным без изменения, в кассационном порядке в иске А. было отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что дом, в котором расположена спорная комната, был построен и использовался как общежитие. Постановлением главы администрации Белгородской области от 1996 г. данный дом принят в муниципальную собственность, но не исключен из специализированного жилищного фонда и при его заселении МУП “Городской жилищный фонд” продолжает применять Положение о порядке предоставления мест в муниципальных общежитиях г. Белгорода. Тем самым, по мнению суда первой инстанции, дом не утратил статуса общежития, решение о присвоении ему статуса жилого дома не принималось.

С учетом положений ст. 4 Федерального закона “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, запрещающей приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, суд в итоге пришел к выводу о законности отказа администрацией г. Белгорода в приватизации занимаемой А. комнаты.

Суд кассационной инстанции, оставляя это решение без изменения, дополнительно сослался на положения ст. 7 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” от 29 декабря 2004 г. о том, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовались в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Толкуя данную норму права исходя из ее буквального смысла, судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда пришла к выводу, что положения о договоре социального найма необходимо применять только тогда, когда жилые помещения находились в жилых домах, построенных изначально как многоквартирный жилой дом. Поскольку жилое помещение, о котором возник спор, никогда не имело статуса жилого дома, а изначально использовалось в качестве общежития, отказ в приватизации комнаты является правомерным.

С такими основаниями к отказу в иске А. не согласилась Судебная коллегия Верховного Суда РФ по гражданским делам. При этом, отменяя вынесенные по делу судебные постановления, Судебная коллегия указала, что выводы об отказе в иске А. основаны на неправильном толковании Закона, поскольку приведенные правовые нормы не дают оснований для подобного ее толкования.

Из содержания ст. 7 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” от 29 декабря 2004 г. следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу Закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку общежитие принято в муниципальную собственность в соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 1996 г., то после вступления в силу Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” статус общежития данным жилым домом утрачен в силу Закона и истица вправе приобрести занимаемое ею по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.

Изображение - Приватизация специализированного жилого помещения 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here