Принципы государственной политики в сфере образования

Самое актуальное и важное на тему: "принципы государственной политики в сфере образования" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Закон «Об образовании» и основные принципы государственной политики

Функция по формированию системы образования принадлежит государству. Данная функция заключается в следующем:

  • построение структуры образования;
  • определение основных принципов ее функционирования;
  • выбор направления (перспектив) развития.

Главную роль в сфере образования играют принципы государственной политики. Этими принципами регламентируется работа всех образовательных учреждений и органов управления образованием в Российской Федерации. Образовательные программы обязательно должны отвечать данным принципам.

Принципы государственной политики в сфере образования отражены в Законе “Об образовании в Российской Федерации”. Они заключаются в следующих двенадцати положениях:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим основные из этих принципов подробнее.

Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума. Образовательный процесс должен способствовать культурному развитию личности и, основываясь на равенстве возможностей, помогать человеку развивать свои способности и формировать личное мнение. Цель образования – сформировать личность, соблюдающую морально-нравственные нормы принятые в обществе и готовую принять на себя социальную ответственность.

В конце ХХ века приоритетность образования являлась в Российской Федерации формальной и не реализовывалась на практике. На сегодняшний день ситуация в значительной степени меняется. Ведется большая работа. В частности установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, которые отражают последние достижения науки. Особое внимание уделяется финансированию образовательных учреждений, за последнее время оно заметно выросло. В большинстве школ оборудованы компьютерные классы и выход в сеть Интернет. Строятся новые школы, вузы, техникумы. Это только первые шаги в выводе образования на приоритетные позиции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Право на образование закреплено не только в законе «Об образовании», но и в Конституции РФ.

Право на образование имеет каждый гражданин РФ. В данном случае недопустима какая-либо дискриминация по половому, расовому, национальному, языковому признаку. Человек имеет право получить образование независимо от места проживания, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, должностного и имущественного положения, наличия судимости.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Гуманистичность образования заключается в признании высшей и безусловной ценности всех участников образовательного процесса. Главным приоритетом этого процесса является личность.

Реализация принципа гуманистичности обучения не может обойтись без следующих составляющих:

  • личностно-центрированного подхода к обучению;
  • ориентации на личностный рост и саморазвитие личности;
  • отношения к обучаемому, как к субъекту самостоятельной работы и творчества;
  • создание атмосферы доброжелательности, доверия и взаимоуважения между участниками образовательного процесса.

Основным инструментарием для обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации служат федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и федеральные государственные требования. ФГОСы определяют требования к структуре основных образовательных программ, а так же к условиям реализации и результатам их освоения. Стандарты должны обеспечить преемственность образовательных программ и, одновременно, вариативность их содержания.

Следует отметить подводные камни данного положения. ФГОС подразумевают вариативность программ и при этом не закрепляют объема знаний, которые нужно усвоить ученику. Содержание описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандартах следующего уровня тоже отсутствует четко прописанное содержание. Соответственно, стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным дисциплинам. На одном и том же этапе образования могут дать совершенно разный уровень знаний. Насколько разный? Как захочет или сможет образовательное учреждение, как захочет или сможет получить учащийся.

Светскость образования определяется соблюдением следующих правовых критериев:

  • недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в образовательных учреждениях;
  • недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление любыми образовательными учреждениями;
  • недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести и слова;
  • недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
  • недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов;
  • недопустимость направленности образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.

Принцип светскости образования – это реализация человеком свободы совести, обеспечение свободы выбора мировоззрения и устранение угрозы дискриминации по религиозным убеждениям.

Государственная политика имеет важное значение в различных областях жизни общества. Но в образовании она должна быть особенно четкой и последовательной. От грамотного вмешательства государства в данную сферу жизни и формирования общества зависит насколько мыслящее, конкурентоспособное общество будет создано на территории Российской Федерации.

Читайте так же:  Иск о признании права собственности в порядке наследования по закону

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Принципы государственной политики в области образования

Принципы государственной политики в области образования

В России, как и в любом государстве, характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует:

1) право каждого жителя РФ на образование;

2) общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях;

3) право бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии;

4) обязательность основного общего образования; родители или лица, их заменяющие, обеспечивают его получение детьми;

5) установление Российской Федерацией федеральных государственных стандартов, поддержку основных форм образования и самообразования.

Основной субъект социальной политики, государство, осуществляет декларированные Конституцией РФ социальные гарантии через следующие функции:

1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

2) обеспечение политической устойчивости власти;

3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;

4) разработка целостной концепции, включающей в свою структуру ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения;

5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность иных субъектов социальной политики.

На сегодняшний день образовательная политика в России строится на принципах, сформулированных в ФЗ «Об образовании»:

– гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;

– единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;

– общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

– светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– свобода и плюрализм;

– демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

– толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.

Основополагающим моментом в условиях демократического общества становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и т.д. Ребенка следует признать субъектом права. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Многие из творчески работающих педагогов органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий для востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умение выстраивать успешный личный маршрут развития личности.

И в целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако, к сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Целью средней школы является лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии.

Педагогу необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).

Основная цель образования сегодня – создание адаптивной окружающей среды для развития природосообразных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Одно из ее проявлений – интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. К примеру, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего поступать в случае набора нужного числа баллов в любой вуз, вызывает споры, но соответствует тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Читайте так же:  С чего начать адвокатскую деятельность

Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

Принципы государственной политики в сфере образования

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании » установлены основные положения государственной политики в области образования. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах :

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.).

Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько позиций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образования в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Тенденция гуманизации образования находит отражение и в тексте п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, где рассматривается содержание образования в контексте образовательных программ, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Гуманистический характер образования. По общенаучному философскому определению гуманизм в широком смысле – это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми.

В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер образования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, автономизации и др. Цель гуманистически направленного образования, основывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время разграничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, институте, в жизни.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.

Гуманистический характер образования меняет саму природу образовательной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотворчества, развития человека. Воспитывающая функция учителя становится ведущей по отношению к таким его функциям, как обучающая, информационная, контролирующая.

Читайте так же:  Мерами дисциплинарной ответственности адвоката являются

Гуманистический характер среднего и высшего профессионального образования предполагает системное включение дисциплин гуманистического цикла в естественно-научное и техническое образование, т. е. его гуманитаризацию. В то же время гуманизация гуманитарного образования предусматривает включение дисциплин естественно-научного цикла в подготовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс гуманизации профессионального образования способствует формированию у будущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соотносится с общей целью образования человека (развитием личности) и результатом образования – общей образованностью, общей и профессиональной культурой специалиста.

Прокомментируем далее каждую из включенных в п. 1 ст. 2 Закона позиций, определяющих гуманизацию образования в этом контексте.

Приоритет человеческих ценностей означает определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому общечеловеческими признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития человечества. Со времен глубокой древности и до наших дней точное определение этих ценностей общественного сознания каждого народа, их количества является одной из проблем, требующих дальнейшего решения. Понятие добродетели соотносится людьми с понятием общечеловеческих ценностей так же, как и прозвучавшие во времена Великой французской революции ценности свободы, равенства и братства. Общечеловеческими ныне также являются такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония).

Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе. В качестве такой основы могут выступать общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты.

Ценность жизни, бытия означает отношение к космосу, Земле, природе, другим людям как носителям бытия. Эта ценность лежит в основе подлинного экологического сознания, развитие которого также является одной из целей образования.

Такая ценность, как «добро », означает альтруистическую направленность человека, его сострадание и милосердие как проявление его высшей человеческой способности – любви. Призыв «спешите делать добро» становится определенным жизненным принципом организации социальных отношений, который противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.

Общечеловеческая ценность истины – это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений предметной и высшей реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений закономерностей и есть базисная ценность познания. Формирование приоритетности знания, ценности познания, установление истины является одной из важных задач образования.

Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе этического воспитания человека. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему, что соотносится с афоризмом «красота спасет мир». Общечеловеческие ценности общественного сознания, будучи интернационализированы индивидуальным сознанием человека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе человека-гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.

Приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности определяет первостепенность создания в образовательной системе условий для нормальной жизнедеятельности обучающегося; охрану здоровья всех субъектов образовательного процесса; соблюдение норм физиологически и психологически допустимой нормы учебной нагрузки. Воспитание физически и психологически здорового человека есть основа формирования специалиста.

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России – это означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.

Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека, это знание основных законов своей страны, понимание их роли в развитии общества и обязанности их соблюдения. Формируемое с самых ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения культуры своей страны в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение народных традиций и обычаев наполняют конкретным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в образовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что воспитание гражданственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры – с другой.

Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение творчески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации. Адаптивность системы образования может пониматься и как соответствующим образом представленное содержание образования, отличающее его от научного знания.

Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Светский характер образования основывается на свободе совести граждан, а также на том, что ч. 1 ст. 14 Конституции РФ предполагает светский характер государства.

Читайте так же:  Статья доведение до суицида как доказать

Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданственности, патриотизма. Любовь к Родине – это активная гражданская позиция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине – это знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий; готовность защищать ее от любых посягательств, беззаветно служить ей. Воспитание любви к Родине есть патриотическое воспитание, которое включает особую атрибутику (государственные символы – флаг, герб, гимн и др.), духовную стойкость, честь и национальное достоинство человека. Патриотическое воспитание не противоречит интернациональному, космополитическому – оно есть целенаправленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как человека Вселенной, в которой Земля, Россия – только микрочастица.

Воспитание любви к семье является одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка образовательной средой. Формирование эмоционально-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благодарения, ценность добра. Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений «ребенок – предмет, предметный мир, мир вещей» и «ребенок – взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познавательную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе – его самооценка на основе оценки взрослых. Общение со взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления, формирования Я-концепции. Любовь ребенка к своей семье воспитывается прежде всего самой семьей, всей системой семейных отношений. В силу этого воспитание любви ребенка к своей семье начинается с воспитания родителей, формирования у них чувства ответственности за ребенка.

Роль семьи как источника формирования человека не уменьшается в период школьного детства человека – она трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соответственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщенность отношения человека к семье, его любви к близким.

Все рассмотренные выше позиции раскрывают и детализируют гуманистический характер образования в целом.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственная политика в сфере образования может рассматриваться как одно из направлений правовой политики. Последняя представляет собой систему мер по реализации основных функций государства правовыми средствами. Правовая политика может быть классифицирована по сферам общественных отношений, в которых она осуществляется. Отношения в сфере образования представляют собой одну из таких сфер, где большое значение имеет целенаправленное государственное воздействие, осуществляемое с помощью правовых норм.

В современной юридической науке высказываются различные мнения относительно понятия и содержания образовательной политики. Например, в недавно опубликованном учебнике для академического бакалавриата «в качестве политики в сфере образования предлагается рассматривать сферу общественной жизни, связанную с деятельностью государства по управлению областью образования» [1] .

Так как легальное определение государственной политики в сфере образования отсутствует, представляется возможным предложить авторское определение: государственная политика в сфере образования представляет основанную на праве систематическую, научно обоснованную, целенаправленную деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию условий для полной и всесторонней реализации конституционного права на образование.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования установлены в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

В обществе всегда существует запрос на образованных и квалифицированных специалистов, и этот запрос весьма динамичен, его структура изменяется. Следовательно, государство, принимая меры по развитию системы образования, должно исходить, в числе прочего, из существующих общественных запросов. Если развитие образования будет соответствовать потребностям общества, это позитивно скажется на всех сферах общественной и государственной жизни, а также будет соответствовать и интересам каждой социально активной личности.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» // Официальный интернет-портал правовой информации. ийЬ: http://www.pravo.gov.ru.

Николаев Л. И. Государственно-правовые аспекты становления информационного общества в Российской Федерации // Российское государствове-дение. 2016. № 1. С. 112.

ющихся на участие в управлении образовательными организациями. Данный принцип также основан на положениях Конституции, он связан с демократическим государственным режимом, который установлен Основным законом, а также с приоритетом прав и свобод человека и гражданина. Демократизация управления образовательными организациями, предусматриваемая рассматриваемым принципом, предполагает более активное участие самих обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательными организациями.

  • 11. Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Данный принцип вытекает из общего положения о том, что отсутствие конкуренции практически в любой сфере приводит к снижению качества образования. В то же время необходимо учитывать, что система образования не может полностью функционировать по законам рыночной экономики. Образовательная деятельность — это не просто набор услуг, предоставляемых образовательными организациями. Системообразующая роль образования в государстве и обществе определяет необходимость ограниченного использования механизмов конкуренции, повышает значимость государственного регулирования.
  • 12. Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Данный принцип ориентирован на расширение возможностей получения образования. Он предусматривает оказание образовательных услуг на договорной основе, развитие негосударственных образовательных организаций. Вариативность возможностей получения образования в данном случае способствует более полной реализации конституционного права на образование.
Читайте так же:  Можно ли прописать в квартире чужого человека

Таким образом, законодательство устанавливает целостную систему принципов государственной политики в сфере образования. Эти принципы формируют рамки государственной образовательной политики и показывают ее основные направления.

  • [1] Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А.И. Рожкова. М., 2016. С. 29.

Принципы государственной политики в сфере образования

Сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей – доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования.12 Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой – в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования.

Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях – от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, образование напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.

Изображение - Принципы государственной политики в сфере образования 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here