Правовое государство и личность

Самое актуальное и важное на тему: "правовое государство и личность" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно – правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность.

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свобода»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства. правовой государство народовластие общество

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах, и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права [8, c.480].

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.

К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедения, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

В конечном счете, каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы других лиц.

Взаимная ответственность личности и государства – неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы.

Читайте так же:  Как оформляется дарение доли квартиры

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства, с одной стороны, и всех, кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Мы воспринимаем как должное ответственность личности перед государством. Нарушил человек требования законов (вовремя не уплатил квартирную плату, совершил прогул, пересек улицу на красный свет светофора, украл, оскорбил человека и т.п.), государство привлекает его к ответственности, наказывает. Но много ли вспоминается случаев, когда бы личность призвала к ответу государство за нарушение последним правовых норм.

Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с другой – государство отвечает перед личностью в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или злоупотреблений предоставленными ему правами. А практически это означает возможность гражданина беспрепятственно обратиться за защитой своего нарушенного права в тот или иной правоохранительный орган, и в первую очередь, в суд. А государство, в лице его конкретных органов или должностных лиц, в случае неисполнения требований правовых норм, обязано претерпеть определенную меру наказания и возместить ущерб (например, выплатить гражданину определенную компенсацию за задержанный по вине авиапредприятия рейс; оплатить расходы, связанные с лечением лица вследствие производственной травмы и т.п.). Сегодня реализация этого принципа чрезвычайно затруднена, для многих она кажется необычной мечтой. И все же в последнее время стали намечаться прогрессивные тенденции.

В демократическом государстве гражданин является и объектом властных воздействий, и субъектом их выработки и осуществления. Граждане могут непосредственно, без учреждения социальных объединений, участвовать в политических отношениях. Выборы, референдумы, сходы и собрания, суд присяжных, обсуждение законопроектов, митинги, пикеты, уличные шествия, демонстрации и другие формы непосредственной демократии позволяют гражданам прямо и непосредственно, от своего имени, а не через социальное объединение реализовать неотъемлемое право на участие в политической жизни общества.

Социальный статус включает всю совокупность признаков, характеризующих индивида как личность, как участника общественных отношений.

Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение индивида в обществе.

Если социальный статус представить как целое, то правовой статус – это часть социального статуса, регулируемая нормами права.

По степени детализации правовой статус можно разделить на общий все индивиды, специальный отдельные категории граждан, например военные, государственные служащие, осужденные к уголовному наказанию и т.д., и индивидуальный правовой статус конкретного человека.

Общий правовой статус не зависит от конкретных индивидуальных особенностей человека. Равенство правового статуса всех индивидов, запрет дискриминации – это основополагающий принцип права в демократическом государстве.

Правовой статус личности связан с понятием правосубъектность – неотъемлемое от лица социально-юридическое состояние, включающее в себя понятия:

Правоспособность – способность иметь права и нести обязанности;

Дееспособность – способность самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять свои права и обязанности;

Деликтоспособность – способность нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения.

Правоспособность возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Содержание правоспособности составляют не сами права и обязанности как таковые, а признаваемая законом возможность их иметь. Дееспособность – более динамичная правовая категория, она возникает позднее правоспособности и развивается в течение всей жизни человека. Появление и последующий рост дееспособности связан с физическим и интеллектуальным взрослением человека. Уже дети дошкольного возраста могут реализовать право на жалобу, право свободно выражать свое мнение. С шести лет человек может реализовать право на образование. Полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия.

Если гражданин не обладает дееспособностью, то есть не вправе по возрасту или состоянию здоровья самостоятельно вступать в правоотношения (ребенок, слабоумный), от его имени в правоотношениях участвуют родители, опекуны, попечители, трастовые управляющие.

Рассмотрим принципы и содержание правового статуса личности.

Принцип формально-юридического равенства. Право есть равная мера для фактически неравных субъектов. Государство устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, обеспечивает всеобщее равенство перед законом и судом. Какая-либо дискриминация, то есть ограничение правового статуса индивида по расовым, национальным, половым, социальным, религиозным и иным подобным критериям, не допускается. Таким образом, формально-юридически, с точки зрения права все индивиды рассматриваются обезличенно как равноправные субъекты, которые, конкурируя с себе подобными, созидают собственное благополучие. Какие-либо индивидуальные особенности здесь не учитываются. Справедливая конкуренция предполагает одинаковые условия для всех и каждого. Статья 19 Конституции России устанавливает: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Принцип социальной солидарности. Справедливость требует, чтобы все индивиды обладали равным правовым статусом, без учета их индивидуальных особенностей.

В то же время абсолютное юридическое равенство может обернуться тяжелыми социальными последствиями для малозащищенных категорий граждан. Равные условия хороши для сравнительно одинаковых субъектов. Инвалидам, пенсионерам, детям, безработным или лицам, пострадавшим от стихийных бедствий, отсутствие дополнительных правовых гарантий и привилегий изначально не позволяет конкурировать наравне со всеми. Чтобы гарантировать этим лицам минимально достойный уровень жизни, их правовой статус должен содержать льготы, привилегии, преимущества, различные формы социальной поддержки. Последнее является неизбежным отклонением от формально-юридического равенства, но отклонением обоснованным, соответствующим принципам справедливости и гуманизма.

Правовой статус индивида в значительной степени определяется его гражданством. Не случайно вторая глава Конституции России называется «Права и свободы человека и гражданина». Таким образом, правовой статус индивида раздваивается. Если права человека принадлежат каждому лицу, включая иностранцев и апатридов – лиц без гражданства, то права гражданина – только гражданам определенного государства. Некоторые люди не имеют какого-либо гражданства и обладают только правами человека, но не правами гражданина.

Читайте так же:  Способы уплаты алиментов

Содержание правового статуса составляют права, свободы и обязанности индивида.

Право – это предоставленная законом возможность действовать или отказаться от действия по собственному усмотрению, без угрозы государственного принуждения. Индивид сам решает, использовать ему право или нет. В свою очередь, обязанность есть закрепленная законом необходимость действовать, обеспеченная различного рода санкциями. Если право определяется формулой «можно делать», то обязанность – «нужно делать». Право представляет собой возможное поведение, в то время как обязанность – должное поведение. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются меры государственного принуждения.

Аристотель в работе «Политика» утверждал, что «государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это организовал, оказал человечеству величайшее благо» [1] .

Таким образом, государство и личность соотносятся как целое и часть, т. е. личность не может существовать без государства, но и государство, в свою очередь, не может функционировать без личности, ибо государство — это общество с правовыми отношениями.

Взаимодействие личности с государством происходит посредством права. Законы (и другие нормативные правовые акты) определяют юридическое состояние личности, ее права, обязанности и ответственность. Именно право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Например, любое применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и во взаимных правах и обязанностях.

Личность на государство может влиять как в опосредованных формах (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно (выборы органов государства, обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке). У государства больше возможностей влияния на личность, чем у отдельной личности на государство. Государство признает и юридически закрепляет права и свободы личности и охраняет их, но и возлагает на нее определенные обязанности.

В юридической науке гражданство часто толкуется как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, закрепляемых государством; в другом гражданство характеризуется как правовая связь между личностью и государством, проявляющаяся в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей, что фактически следует понимать как институт гражданства — правового статуса гражданина в государстве.

В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве, так как оно есть союз личностей, находящихся в устойчивой и специально оформленной политико-правовой связи с государством.

Правами и обязанностями в государственно-организованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т. е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно выражается в институте гражданства (в республиках) и подданства (в монархиях). Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин — это личность в ее отношении к государству и праву. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан [2] .

Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.

Правовой статус личности — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.

Коренные изменения, происходящие в социальной структуре российского общества, курс на рыночную экономику, глубокие преобразования в политической системе определяют пути и перспективы развития правового статуса личности в современном обществе. Это касается всех — студентов, интеллигенции, военнослужащих, пенсионеров и т. д. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица), не имеющие четко выраженного правового статуса.

Проблема взаимоотношений государства и личности — в настоящее время одна из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Основным звеном здесь выступают конституционные права и свободы человека и гражданина, их гарантированность, взаимная ответственность между государственной властью и личностью.

В отечественной юридической науке до сих пор нет единого понимания таких понятий, как «правовой статус» и «правовое положение». Так, по мнению О. Е. Кутафина и Е. И. Козловой, развитие юридической науки показало, что при рассмотрении вопросов о месте субъекта правового общения в обществе и государстве недостаточно ограничиться лишь анализом прав, свобод и обязанностей, т. е. правовым статусом этого субъекта. В этот анализ необходимо вовлечь и другие институты: гражданство, правосубъектность, гарантии, ответственность. Совокупность всех этих институтов, по их мнению, и образует комплексную правовую категорию — правовое положение субъекта [3] .

В то же время такие ученые, как С. С. Алексеев, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, не проводят каких-либо различий между содержанием понятий «правовой статус» и «правовое положение», рассматривая их как синонимы. Подобную точку зрения отстаивает в фундаментальной работе «Правовая система и личность» Н. И. Матузов [4] .

Итак, правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива и другие социальные связи (рис. 5). Поэтому важно, чтобы человек адекватно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, так как «в жизни часто встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения» [5] .

Читайте так же:  Хищение в крупном размере это сколько

Рис. 5. Виды правового статуса

Общий правовой статус представляет собой единый комплекс основных, конституционных прав и обязанностей граждан, которые свойственны всем членам общества. Их основу образуют единые юридические предписания, призванные закрепить целостную модель правового состояния субъектов. Общий правовой статус — это социально допустимые и необходимые возможности личности не просто как индивида и не только как индивида, а как гражданина.

Общий правовой статус — это статус человека как гражданина и члена общества. Имеется в виду единое для всех качество. Такой статус можно назвать базовым, основным.

Специальный, или родовой, правовой статус определяет положение какой-то конкретной, специфически обособленной группы с помощью особых предписаний (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, инвалидов и т. д.). Ведь «наряду с общими правами существуют права, которыми гражданин обладает в зависимости от социально-классового признака, служебного, семейного положения и других факторов и обстоятельств. Это специальные, особенные права отдельных групп населения, которые конкретизируют и дополняют общие права личности» [6] .

Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина (пол, возраст, семейное положение, работа и др.). Индивидуальных статусов ровно столько, сколько и граждан. Этот статус подвижен и обусловлен изменениями, происходящими в конкретной человеческой жизни.

Рассмотренные виды статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах — является гражданином своего государства (общий статус), принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом и представляет собой отдельную, неповторимую личность, т. е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус — один, специальных — множество, а индивидуальных — столько, сколько и граждан [7] .

В зависимости от видовой принадлежности правовых статусов разнообразна и их внутренняя структура. В юридической литературе до сих пор нет единства взглядов по данному вопросу, одни авторы включают сюда большее число элементов, другие меньшее. Н. И. Ма- тузов, на наш взгляд, наиболее точно указывает универсальные структурные элементы правового статуса и относит к ним:

  • 1) соответствующие правовые нормы;
  • 2) правосубъектность;
  • 3) общие для всех субъективные права, обязанности и свободы;
  • 4) законные интересы;
  • 5) гражданство;
  • 6) юридическую ответственность;
  • 7) правовые принципы;
  • 8) правоотношения общего (статусного) характера [8] .
  • [1] Аристотель. Политика. М., 2002. С. 25.
  • [2] См.: Теория государства и права: академический курс. Т. 1 / под ред. М. Н. Марченко. М„ 1998. С. 261-262.
  • [3] См.: Кутафин О. Е., Козлова Е. И. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 94.
  • [4] См.: Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 52.
  • [5] Ануфриев В. А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. С. 178—179.
  • [6] Витрук Н. В. Общие и специальные права личности // Права личности в социалистическом обществе. М., 1981. С. 101.
  • [7] См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова,А. В. Малько. С. 268.
  • [8] См.: Матузов Н. И. Правовая система и личность. С. 59.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление – является одним из признаков правового государства.

Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция правового государства как определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство гарантирует личности ᴇᴦο права и свободы и их правовую защиту – важнейший принцип. Следующий принцип – подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.

Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной позиции, а за совершение преступления наступает ответственность – с другой позиции.

Правовое государство и народовластие – это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.

Правовое государство предполагает закрепление интересов личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.

Вывод˸

Возможно, каждый философ понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность – это сформировавшийся человек, который имеет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный характер , свои принципы и т.д.

Человек и общество в ученииИммануила Канта (Immanuel Kant)

Введение˸

Необходимо сделать пояснения, почему И. Кант считается (и по праву) основоположником немецкой классической философии, которая действительно отличается некоторыми принципиальными моментами от предыдущего развития философии, хотя и прямо как бы стоит на плечах философии Просвещения XVIII века, апеллирующей к просвещенному разуму при рассмотрении фундаментальных философских проблем бытия мира, природы, человека и общества. Эта традиция сохраняется и в немецкой классической философии.

В тоже самое время для немецкой классической философии характерно тяготение к созданию универсальных философских систем, традиция, которая была почти утрачена в предыдущие эпохи после античности. И. Кант возвращается к этой традиции, и в данном плане он является основоположником и родоначальником немецкой классической философии. Во вторую очередь, отличительной чертой немецкой классической философии является концентрация внимания на творческой деятельности человеческого духа, обладающего, по их мнению, автономностью и суверенностью по отношению к природе и миру. Другими словами, свобода человеческого духа и человеческой воли явились одной из центральных проблем немецкой классической философии. И к формированию такой традиции И. Кант приложил немалые усилия.

Читайте так же:  Хранение арестованного имущества в исполнительном производстве

В демократическом государстве гражданин (личность) является и объектом властных воздействий, и субъектом их выработки и осуществления. Граждане могут непосредственно, без учреждения социальных объединений, участвовать в политических отношениях. Выборы. [читать подробнее].

Отношения государства и физического лица, как правило, базируются на взаимных правах, обязанностях и ответственности, которые конкретизируются в конституции и других нормативно-правовых актах. При этом следует обратить внимание на то, что в современном мире действуют международные стандарты в области прав человека и государства обязаны установить в своем внутреннем законодательстве такой правовой статус человека и гражданина, соответствует этим стандартам.

Так, статья 55 Устава Организации Объединенных Наций закрепляет, что “ООН способствует:

а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития и т.п .;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

б) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. “

В статье 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 года закреплен принцип равенства и недискриминации человека независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит. “При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только тех ограничений, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и обеспечить справедливые требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе” (ст, 29.2 Всеобщей декларации прав человека).

Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает каждое государство принять в пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление указанных в настоящем Пакте прав человека. “Каждое государство. Обязуется уважать и обеспечивать всем лицам, находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией, права, определенные в настоящем Пакте.”

Конституция Украины полностью соответствует вышеуказанным положениям международно-правовых актов, в ее “Общих принципах” включены важные положения:

– Главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека;

– Правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Сам раздел “Права, свободы и обязанности человека и гражданина” является вторым в Конституции и размещен перед разделами об органах государственной власти, подчеркивает его важность и новое соотношение между государством и человеком. При этом, конституционно закрепляется положение о том, что:

– Человек признается высшей ценностью;

– Права и свободы человека должны определять содержание и направленность деятельности государства;

– Государство отвечает перед человеком за свою деятельность;

– Комплекс закрепленных в Конституции Украины прав, свобод и обязанностей представляет собой определенную систему, составляющими которой являются природные (личные), политические, экономические, социальные, культурные, экологические и другие права человека и гражданина, которые определяют их правовой статус в государстве. Конкретизация этого статуса определена в разделе “Основы конституционного права Украины” данного руководства.

Понятие правового государства и гражданского общества

Идеи справедливой организации общества и создание правового государства возникли еще в античные времена. Так, античный полис (город-государство) рассматривался как единственный пронизан жизнью организм, в котором царит всеохватывающая космическая справедливость, отрицая любое насилие и господство одних людей над другими. Критерием такой справедливости выступало право – совокупность индивидуальных прав граждан, соответствующие принято.

Отдельные признаки правового государства и гражданского общества мы находим в трудах Аристотеля, Демокрита, Гиппия, Платона, Протагора, Сократа, Солона Фрасимаха и других.

В сутки античности были разработаны идеи:

– Гражданского общества, то есть осознание каждым гражданином своего места в общине и государству, своих прав и обязанностей, реализация которых способствовала индивидуальном и общественному благу;

– Демократии, то есть реального участия граждан в осуществлении государственной власти;

– Республиканской формы правления государством, связанной с выборностью органов власти, коллегиальностью принятия решений, подконтрольностью власти гражданскому обществу.

Мыслители античности в большинстве склонялись к мнению, что правовое государство является самым образованием (организмом), способным обеспечить справедливость всей гражданского сообщества. Это можно подтвердить словами Платона “Полис – это гармоничный союз людей, которые взаимно удовлетворяют потребности друг друга и чьи способности дополняют друг друга”.

Теория правового государства совершенствовалась разными философами и юристами в эпоху средневековья и в новое время. Особую роль в этом сыграли:

1) Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), который в своих трудах “Персидские письма”, “О духе законов” и других подчеркивал, что наибольшую опасность для свободы человека составляет государственная власть, злоупотребление которой может быть предупреждено путем ее распределения на ветви (законодательную, исполнительную и судебную) с целью предотвращения возможности сосредоточения власти в одних руках (одного человека или группы людей);

2) Кант (1724-1804) – один из родоначальников немецкой классической философии, который в своих трудах “К вечному миру”, “Идеи всеобщей истории под космополитическим углом зрения”, “Метафизические учения о праве” и других подчеркивал, что человек является высшей ценностью, целью и не может быть средством осуществления любых планов; задачей права является обеспечение морали такого социального пространства, в котором бы она могла беспрепятственно действовать, и в котором максимально могла бы реализоваться свобода индивида; государство должно функционировать в рамках требований права. Кант рассматривал “правовое государство” как идеал ее устройства и деятельности;

3) Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – один из представителей немецкой классической философии, который в своих трудах “Конституция Германии”, “Философия права” и других подчеркивал, что государство предшествует гражданскому обществу и является основой его развития, народ без государственного устройства не имеет собственно никакой истории, только государство, как воплощение идеи свободы и права позволяет индивиду ее достичь;

Читайте так же:  Тихонов роберт робертович адвокат

4) Борис Чичерин (1828-1904) – историк и юрист в своем пятитомнике “История политических учений” подчеркивал, что государство – это союз народа, объединяется на основании закона в единое юридическое целое ради общего блага под управлением верховной власти .

Можно приводить точки зрения различных мыслителей в отношении гражданского общества и роли государства в его формировании, но следует понимать, что все они подчеркивали, что лучшие условия для развития гражданского общества может создать только правовое государство.

Гражданское общество – это совокупность свободных, независимых индивидов (физических лиц, семей, трудовых и учебных коллективов, объединений граждан), которые существуют в любом государстве, вступают в различные отношения, но имеют целью удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Гражданское общество характеризуется признаками:

– Оно состоит из свободных и равноправных граждан и их объединений;

– Оно существует в любом государстве, но развивается относительно самостоятельно;

– Оно принимает непосредственное участие в создании и функционировании государственных органов;

– Оно базируется на частной собственности, свободной труда (каждый свободно выбирает труд свободно на нее соглашается), свободном предприятии;

– Оно имеет право требовать от государства защиты прав, свобод и законных интересов и не вмешательство в эту частную сферу государственных органов;

– Оно формирует право государства непосредственно или через представительные органы, сформированные обществом и другие.

Чем более развито гражданское общество тем демократичнее государство, именно она в обществе создает условия для нормального функционирования такого общества, причем она ему подчиняется через парламент и другие представительные органы.

Правовая Государство – это своеобразный политико-юридический идеал, это организация политической власти на принципах верховенства права, справедливости, реального обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека, контроля за деятельностью исполнительно-распорядительных органов со стороны народа.

Правовое государство характеризуется признаками:

– Верховенством права и господством закона в деятельности государства и жизни общества;

– Главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека;

– Власть в государстве осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

– Органы государственной власти формируются на демократических началах и должны быть подконтрольны народу;

– Государство, его органы, объединения граждан, сами граждане связаны правом;

– Взаимной ответственностью государства и личности;

– Реализацией государством своих полномочий не только по принуждению, а и через силу общественного мнения;

– Наличие конституционного суда и других судебных органов, гласно и справедливо решают дела и восстанавливают нарушенное право лица, а также предотвращают попытки нарушения конституционного строя;

– Режимом строгой законности в деятельности органов Государственной власти, должностных лиц, других субъектов, исключает произвол и самовластие;

– Обеспечением плюрализма взглядов и гласности;

– Высоким уровнем правосознания и правовой культуры населения;

– Уважительным отношением к достижениям прошлых поколений и созданием условий для прогрессивного развития будущих поколений.

В Конституции Украины, как и в конституциях большинства стран мира закреплено, что Украина является правовым государством (ст. 1), признаки такого государства нашли свое воплощение в Основном Законе государства, но это не отражает реальность настоящего, а является одним из ее первоочередных задач, который нужно решать в ближайшее время и в будущем.

Контрольные вопросы

1. Предпосылки возникновения государства.

2. Теории возникновения государства.

3. Особенности возникновения государства у разных народов.

4. Типология государств.

5. Понятие и признаки государства.

6. Функции государства.

7. Понятие государственного суверенитета, его соотношение с национальным и народным суверенитетом.

8. Понятие механизма государства и его аппарата.

9. Система органов государственной власти в Украине.

10. Вид государства.

11. Форма правления.

12. Форма государственного устройства.

13. Форма государственного режима.

14. Соотношение государства и личности.

15. Характеристика гражданского общества.

16. Понятие правового государства и его взаимосвязи с гражданским обществом.

17. Пути развития государства Украины на современном этапе.

Нормативно-правовые акты и учебно-методические материалы

1. Конституция Украины: Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996г. / / Голос Украины -1996 -27 июля, № 138;

2. Закон Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины” № 2222-ИУ от 8 декабря 2004 // ВВРУ. – 2005. -№2.

3. Акт провозглашения независимости Украины: Принятый Верховной Радой Украины 24 августа 1991 / / ВВРУ. -1991.-№38.

4. Декларация о государственном суверенитете Украины: Принята Верховной Радой Украинской PCP 16 июля 1990 //ВВРу.-1990.-№31.

5. Комментарий к Конституции Украины. – М .: Институт законодательства Верховной Рады Украины, 1996.

6. Колодий AM, Копейчиков В.В. Общая теория государства и права. – М., Издательская, 1 997.

7. Котюк В.А. Основы государства и права: Учебное пособие. – К, Атика, 2 001.

8. Кравчук М.В. Теория государства и права: Опорные конспекты. – М., Атика, 2 003.

9. Мирошниченко М.И., Мирошниченко В.И. История учений о государстве и праве. – М., Атика, 2 004.

10. Олейник А.Ю. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., Одиссей, 2001.

11. Основы правоведения Украины: Учебное пособие. / Кивалов CB, Музыченко П.П., Крестовская Н.М., Крыжановский А.Ф. – X., Одиссей, в 2006.

12. Правоведение: Учебное пособие / Под рец .. В.В. Копейчикова. – М., Одиссей, в 2006.

13. Скакун О.Ф. Теория государства и права. – X., Консум, в 2005.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

14. Сурилов А.В. Теория государства и права. – Одесса, 1998..

Изображение - Правовое государство и личность 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here