Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих

Самое актуальное и важное на тему: "порядок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Порядок и основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

Согласно Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (с изменениями и дополнениями) военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Основания и порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, установленные настоящим Федеральным законом, распространяются на военнослужащих, отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Так же, согласно вышеуказанного нормативно- правового акта законодатель выделяет следующие основания по которым военнослужащего имеют право привлечь к дисциплинарной ответственности:

1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

3. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

4. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

5. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

6. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

7. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

8. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

9. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

10. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости[18].

Учитывая специфику воинской службы, заключающуюся в подчиненности личного состава своим командирам и ответственности последних за действия первых, в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (с изменениями и дополнениями) наряду с основаниями привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности выделяются также и обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего.

1. Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное:

во исполнение обязательного для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, приказа или распоряжения командира[19];

в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или другого лица, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Не являются превышением пределов необходимой обороны: причинение вреда посягающему лицу, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия; защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, если при этом не было допущено умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства; действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения[20];

Читайте так же:  Продажа квартиры с обременением что это

при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред[21];

в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, либо другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный[22];

при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия[23];

в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием). Вопрос о дисциплинарной ответственности за причинение вреда охраняемым законом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями (бездействием), решается с учетом положений абзаца пятого настоящего пункта[24].

2. Не допускается привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности:

в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;

если его действие (бездействие) не является противоправным или виновным, в том числе по основаниям, установленным пунктом 1 настоящей статьи, или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;

по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного пунктом 8 статьи 28.2 настоящего Федерального закона;

в случае отмены или признания утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, было нарушено;

в случае исключения его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности (стр. 1 из 4)

ГлаваI.Общие понятия дисциплины и дисциплинарной ответственности

1.1 Понятие дисциплины и дисциплинарной ответственности

1.2 Место дисциплинарной ответственности в общей системе ответственности, особенности её применения

Глава II. Порядок и основания привлечения к дисциплинарной ответственности и полномочия различного рода начальников

2.1 Порядок и основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

2.2 Полномочия различного рода начальников при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности

Список литературы и нормативно- правовых актов

Важнейшим элементом любой упорядоченной системы в административном управлении является дисциплина, которая представляет собой строгое и четкое выполнение предписанных законом норм. В обострившейся международной политической ситуации, и кризисе российской армии для меня, как для военнослужащего, особую актуальность приобретает рассмотрение вопросов связанных с дисциплиной, а именно с порядком привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Целью работы ставлю рассмотреть порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, полномочия различного рода командиров при этом, основания привлечения. Объектом являются общественные отношения, возникающие между подчиненным и командиром во время исполнения служебных обязанностей. Предметом являются такие понятия как дисциплина, дисциплинарная ответственность и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Для достижения поставленной цели считаю необходимым решить следующие задачи:

1. Дать понятие дисциплина и дисциплинарная ответственность

2. Определить место дисциплинарной ответственности в отличии от других видов ответственности

3. Показать порядок и основания привлечения к дисциплинарной ответственности

4. Выделить полномочия различного рода начальников при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Глава I.Общие понятия дисциплины и дисциплинарной ответственности

1.1 Понятие дисциплины и дисциплинарной ответственности

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом “О статусе военнослужащих” и ДУ ВС РФ.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за вышеуказанные нарушения (воинские дисциплинарные проступки)[1] .

Что же такое воинская дисциплина и общественный порядок?

Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению[2] .

Сущность воинской дисциплины сформулирована в ст. 1 ДУ ВС РФ: “Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)”.

Читайте так же:  В связи с несоответствием

В указанной статье предельно кратко определено, каким должно быть поведение военнослужащего в дни мирной учебы и при ведении боевых действий. Однако отсутствует ясность таких понятий, как “строгость”, “точность”, “порядок” и “правила”, за несоблюдение которых военнослужащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

“Строгость”, по мнению Д.Н. Ушакова, означает быть очень требовательным, взыскательным, требующим точного исполнения чего-нибудь, не допускающим снисхождения, попустительства[3] . В свою очередь, по мнению автора, “строгое соблюдение” военнослужащим соответствующих порядка и правил предполагает неуклонное исполнение им своих обязанностей исключительно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним законами, приказами командиров (начальников). Так, например, со всеми категориями военнослужащих, задержанных за невыполнение воинского приветствия и нарушения правил ношения военной формы одежды, военный комендант гарнизона в соответствии со ст. 25 УГ и КС ВС РФ обязан организовывать занятия по строевой подготовке и изучению уставов.

“Точность”, по мнению Д.Н. Ушакова, означает быть истинным, действительным, таким, как на самом деле, всецело совпадающим с образцом, совершенно верным[4] . По смыслу приведенного определения под “точным соблюдением” военнослужащим соответствующих порядка и правил следует понимать тщательное выполнение им задач согласно их формулировке (постановке) или приведенным образцом. Так, например, военнослужащий, получивший приказ о выполнении боевой задачи, в соответствии со ст. 40 УВС ВС РФ обязан выполнить его беспрекословно. Но для того чтобы приказ был точно выполнен, необходимо его точно отдать. Для этого командир (начальник) обязан его сформулировать ясно, чтобы он не допускал двоякого толкования и не вызывал сомнения у подчиненного.

“Порядок” – состояние благоустройства и налаженности, правильность в расположении чего-нибудь, путь в осуществлении чего-нибудь[5] . Соблюдение определенного “порядка” военнослужащими означает, систематичность и последовательность, а также способ и метод выполняемых ими действий. В качестве примера можно привести порядок действий начальника караула при вызове караула “в ружье” или порядок действий командира (начальника) при проведении занятий по строевой подготовке.

Определение “правил” не столь однозначно, как определения выше рассмотренных понятий. Под “правилами” понимаются предложения, выражающие при определенных условиях разрешение или требование совершить некоторый поступок или воздержаться от совершения некоторого поступка[6] . Одновременно с этим “правила” рассматриваются и как форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности[7] . По мнению автора, последнее определение в наибольшей степени отражает сущность “правил”, соблюдаемых военнослужащими. В качестве примера можно привести правила внутреннего распорядка, правила воинского приветствия, правила движения строя, правила ношения военной формы одежды, которые изложены в нормативных правовых актах (соответственно в УВС ВС РФ, СУ ВС РФ).

Так, если нечестность военнослужащего проявилась вне сферы военно-служебных отношений и выразилась, допустим, в обмане родителей, девушки, товарища, то проступок такого военнослужащего аморален и может быть предметом обсуждения на собрании личного состава, но он не может служить основанием для применения к виновному мер дисциплинарного воздействия. Однако на практике нередко за такого рода проступки виновных привлекают именно к дисциплинарной ответственности.

Законность не только предъявляет к военнослужащим требования военно-служебного характера, но и обязывает их соблюдать нормы жилищного, семейного законодательства и т.д. Таким образом, не всякое нарушение воинской дисциплины следует рассматривать одновременно как нарушение законности. В то же время не каждое нарушение военнослужащими требований законности является нарушением требований воинской дисциплины, несмотря на то, что и те и другие в конкретных случаях могут совпадать, но в целом их отождествлять не следует (как это нередко делается на практике)[8] .

На основании вышеизложенного следует признать неправомерным привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими норм, регулирующих общественные отношения, не относящихся к военно-служебным (например, за ненадлежащее воспитание детей, употребление алкоголя во внеслужебное время, невнесение платы за проживание или коммунальные услуги, нарушение правил дорожного движения на личном транспортном средстве и т.п.)[9] .

Таким образом, в определении воинской дисциплины, приведенном в ст. 1 ДУ ВС РФ, под “законами” следует понимать не все законы нашего государства, а лишь те, которыми регулируются общественные отношения военно-служебного характера. Данный вывод подтверждается утверждениями Н.И. Кузнецова, который справедливо отметил неопределенность круга общественных отношений, подвергающихся воздействию воинской дисциплины согласно УВС РФ. Однако, продолжает автор, это не значит, что в данном случае речь идет о соблюдении порядка и правил, установленных любыми законами в нашем государстве. Этот порядок отражает, прежде всего, специфику военной организации, затрагивает отношения между военнослужащими, определяется задачами и требованиями военной службы. Порядок и правила, образующие воинскую дисциплину, относятся главным образом к “внутреннему строю” военного организма[10] .

Понятие дисциплинарной ответственности (ДО) военнослужащих и порядок привлечения к ней подробно регламентированы Дисциплинарным Уставом ВС РФ (ДУ ВС). В рамках общеправовой концепции дисциплинарная ответственность наступает в виде взысканий для служащих по контракту, призывников и участников воинских сборов за совершенные дисциплинарные правонарушения. Объявлять о наказании имеют право командиры (каждый в рамках своих полномочий), а военнослужащие, получившие такие наказания, могут обжаловать противоправные решения.

Виды наказаний, полномочия должностных лиц по наложению, категории граждан, на которых могут накладываться определенные виды взысканий, все эти базовые положения содержатся в гл.4 Дисциплинарного Устава.

Читайте так же:  Иск о разделе имущества супругов

Привлекать служащих к ДО за рядовые проступки (не грубые) имеют право их командиры (непосредственные или старшие), а также начальники подразделений, в зоне ответственности которых они были совершены.

Так, например, если служащий допустил ДП во время пребывания в командировке, и этот факт зафиксирован сотрудниками военной полиции, то только начальник данного подразделения может наложить наказание на нарушителя.

Грубые дисциплинарные проступки (ГДП) рассматриваются военными судами. Процессуальный порядок рассмотрения таких дел определен ФЗ-199 «О судопроизводстве» по ГДП.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перечень ГДП закреплен в приложении №7 к ДУ ВС. Вот некоторые из них:

Изображение - Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих proxy?url=http%3A%2F%2Fnagrazhdanke.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fdistsiplinarnaya-otvetstvennost-voennosluzhashhih-350x233

  • самовольный уход из части;
  • уничтожение имущества МО РФ;
  • несоблюдение правил обращения с оружием;
  • исполнение своих служебных обязанностей в состоянии опьянения;
  • невыполнение приказа командира и так далее.

ДП, которые не включены в перечень ГДП, не могут считаться грубыми.

Виды возможных к применению дисциплинарных взысканий (ДВ) за обычные ДП зависят от того, в какой должности, и в каком звании находился нарушитель на момент совершения деяния.

Так, к служащим неофицерского состава могут применяться следующие ДВ:

  • выговор или строгий выговор;
  • увольнение по НУК;
  • неполное служебное соответствие;
  • снижение в должности и/или звании;
  • лишение увольнительной;
  • арест.

К срочникам в армии не применяются такие наказания, как увольнение по НУК и служебное несоответствие, контрактников не лишают увольнения.

Арест наносится лишь в случае наказания за ГДП. Только суд может применять данное дисциплинарное взыскание.

На младших офицеров могут быть наложены вышеперечисленные ДВ, кроме лишения увольнительной, снижения в воинском звании и ареста. Высших офицеров, помимо перечисленного, также не могут увольнять со службы в связи с НУК.

ДВ для граждан, участвующих в военных сборах — отчисление с них.

За одно правонарушение нельзя накладывать несколько видов ДВ. Так, например, за опоздание на службу запрещено одновременно применять следующие меры: выговор и лишение увольнительной. Наказание должно быть только одно: либо выговор, либо лишение увольнительной.

Военнослужащий, который имеет ДВ, считается таким в течение всего следующего года с момента наложения. За это временя единственное поощрение, которое ему положено — досрочное снятие ДВ.

Если у служащего есть ДВ, то ему не положены поощрения по службе, премии, а также не может быть присвоено следующее звание. Строгому выговору сопутствует лишение очередного чина и премий на период действия указанного выговора.

Основанием для наложения ДВ является противоправное и виновное нарушение дисциплины в том случае, если в установленных действиях нет состава уголовного преступления или административного проступка.

Факт таких противоправных деяний при не грубых нарушениях устанавливается и проверяется в процессе официального разбирательства. Противоправное грубое нарушение дисциплины оформляется соответствующим протоколом о ГДП.

Изображение - Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих proxy?url=http%3A%2F%2Fnagrazhdanke.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fdistsiplinarnaya-otvetstvennost-voennosluzhashhih-1-350x251

Разбирательство по мелким нарушениям обычно проводится в устной форме, и только если старший командир потребовал от непосредственного начальника нарушителя предоставить материалы в письменном виде. Данное требование командования должно быть выполнено.

Срок разбирательства и составления протокола — 10 дней со времени, когда ответственное лицо узнало или должно было узнать о совершении ДП. Так, например, срок разбирательства за неисполнение приказа — 10 дней с того момента, как распоряжение должно быть выполнено военнослужащим.

При этом действия и решения командира не обсуждаются, исходя из армейского принципа единоначалия. Если военный считает, что начальник отдал ему незаконный приказ, то армеец должен его выполнить, после чего он имеет право обратиться в прокуратуру с соответствующей жалобой.

В ходе разбирательства должны быть установлены следующие обстоятельства:

  • когда, где и как был совершен проступок;
  • данные нарушителя;
  • наличие вины и ее форма (умысел или неосторожность);
  • характеризующие материалы на нарушителя;
  • наличие исключающих и смягчающих условий;
  • характер последствий;
  • другие важные факторы.

В том случае, если нарушение совершено за пределами части, но при исполнении своих служебных полномочий, разбирательство проводят должностные лица военной полиции или тех воинских подразделений, в зоне ответственности которых было совершено правонарушение.

Обстоятельства, исключающие ДО, перечислены в ст.28.3 ФЗ ОСВС. В соответствии с этой нормой нельзя наказывать контрактников, призывников и участников военных сборов в случаях, когда, хоть формально и есть факт нарушения, но виновник действовал:

  • в состоянии крайней необходимости или нужной обороны;
  • при задержании лица, совершившего преступление;
  • во время нахождения в плену или заложниках (под действием физического принуждения) и так далее.

Также не допускается привлечение к ДО:

  • если в действиях подозреваемого отсутствует само событие ДП;
  • после того, как закончился период привлечения к ДО (по сроку давности).

Кроме обстоятельств, запрещающих привлекать служащих к ДО, есть и положения, которые необходимо учитывать в ходе разбирательства и при определении меры ответственности. Так, важным считается, если:

  • нарушение совершено в самом начале службы, когда военнослужащий еще недостаточно усвоил надлежащие уставные правила;
  • причина действий предполагаемого нарушителя — болезнь;
  • нарушение не повлекло негативных последствий.

Эти факторы могут стать решающими при определении наличия и степени вины армейца в ДП.

Также важным обстоятельством освобождения от ДО является окончание положенного срока. Общий срок привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности — 1 календарный год со дня совершения ДП. В тех случаях, когда о проступке стало известно только через несколько лет, привлекать за него к ДО запрещено.

Читайте так же:  Закон о государственных служащих российской федерации

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности регламентирован гл.4 ДУ ВС. В соответствии с этой нормой при выявлении нарушений командование должно действовать следующим образом:

Изображение - Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих proxy?url=http%3A%2F%2Fnagrazhdanke.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fdistsiplinarnyiy-batalon-2-350x229

  • в установленном ст.28.7 ФЗ ОСВС порядке применить меры обеспечения производства по делу о ДП;
  • провести в указанный срок разбирательство (по обычным нарушениям в письменном или устном виде, по ГДП — обязательно письменно);
  • по результатам разбирательства командир накладывает на нарушителя ДВ в пределах своих полномочий, если наказание, предусмотренное за данный проступок, выходит за рамки компетенции непосредственного командира, то последний должен доложить в течение 10-ти дней вышестоящему командиру о его совершении;
  • виновника ознакомляют с принятым решением, и заносят сведения о взыскании в служебную карточку.

Порядок ознакомления с решением о наложении ДВ зависит от его вида. Так, выговор и строгий выговор объявляются либо лично перед строем (для солдат, матросов, старшин), либо на совещаниях офицеров соответствующего уровня.

Снижение в звании/должности, досрочное увольнение по НУК, неполное служебное соответствие оформляются Приказом.

Военнослужащий имеет право оспорить решение о привлечении его к ДО в течение 10-ти дней с момента ознакомления с данным решением. Если ознакомления как такового не было, то это само по себе является нарушением процедуры наложения ДВ и, соответственно, служащий имеет право обжаловать такие действия командования в срок до 10-ти дней с того момента, как ему стало известно о нарушении его прав.

Жалобу на незаконное привлечение к ДО подают начальнику того командира, который допустил принятие незаконного решения, в военсуд либо в военную прокуратуру.

Если после ознакомления с материалом у вас появились вопросы или комментарии, оставьте их в соответствующем блоке.

Статья 28.2. Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 28.2, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 28.2 . Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности

См. комментарии к статье 28.2 настоящего Федерального закона

1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

3. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

4. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

5. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

6. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

7. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

Пункт 8 изменен с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

8. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка, по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами установлены иные сроки давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

9. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

10. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности в 2019 году

Если сотрудник нарушает трудовую дисциплину, и особенно если это приводит к серьезным последствиям, применение мер дисциплинарных взысканий является обязательным для предотвращения будущих нарушений. В полной мере это касается военнослужащих, чья деятельность может оказать влияние на безопасность граждан. При этом привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего не подчиняется законам, утвержденным для гражданских служащих.

Читайте так же:  Расчет инвентаризационной стоимости жилого дома

Что подразумевается под термином “дисциплинарная ответственность”

Меры дисциплинарной ответственности для различных категорий лиц установлены законом для наказания за отказ от исполнения или за некачественное исполнение трудовых обязанностей. При этом ответственность подразделяется на категории – общую и специальную. В первом случае речь идет о простых гражданах, трудящихся на официальной основе на коммерческих и бюджетных предприятиях. А специальная ответственность наступает в случае с госслужащими и военнослужащими.

Закон предусматривает следующие основания, при которых разрешено применять меры дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащих:

  • в случае прогула (таковым считается неявка в течение всего рабочего дня или отсутствие на работе на протяжении 4 часов подряд);
  • явка на службу в нетрезвом виде (речь идет об алкогольном, наркотическом, токсическом опьянении);
  • отказ от исполнения должностных обязанностей, выполнение заданий руководства ненадлежащим образом.

Применять меры дисциплинарного взыскания нельзя, если:

  • было доказано, что вины военнослужащего нет;
  • имеются обстоятельства непреодолимой силы, из-за чего предотвратить дисциплинарное нарушение было невозможно.

Чтобы определиться с конкретной мерой дисциплинарного взыскания, нужно провести служебное расследование – для его организации можно привлечь третьих лиц и специализированные компании. Если вина военнослужащего доказана, в зависимости от степени вины и величины последствий, может быть применена одна из следующих мер наказания: замечание, выговор или увольнение со службы в запас.

За какие нарушения последует привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего

На сегодняшний день применить меры дисциплинарного взыскания в отношении военных лиц разрешено только в 3 случаях, а которых речь шла выше. В случае с невыполнением и ненадлежащим выполнением трудовых функций, в первую очередь проводится расследование обстоятельств проступка, а уже потом назначается мера ответственности.

Прежде чем наказать военнослужащего за прогул, необходимо дать ему возможность объяснить причину пропуска работы. Если военный располагает какими-либо оправдательными документами, и у него имеется уважительная причина для отсутствия на работе, мера наказания не может быть применена.

Появление на службе в нетрезвом виде не требует объяснений – причины такого поведения не важны, как и степень опьянения. В такой ситуации привлечь военнослужащего к ответственности необходимо. В любом случае, потребуется сперва доказать факт опьянения (медицинское освидетельствование), заручиться показаниями свидетелей и т.д. Все доказательства необходимо оформить документально.

В каком порядке происходит привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего

Схема действий при наложении дисциплинарного взыскания является стандартной, как и в случае с обычными работниками предприятий, несмотря на то, что наказание производится в отношении представителей особой категории лиц:

  1. В рамках 3 дней с даты обнаружения дисциплинарного нарушения со стороны военнослужащего руководство ожидает, пока сотрудник предоставит объяснительную записку с разъяснениями причин его действий. Время дается также для сбора документальных доказательств.
  2. В рамках 30 дней с даты обнаружения проступка проводится служебное расследование, нацеленное на выяснение обстоятельств дела и наличие вины военнослужащего.
  3. По итогам расследования, опять же не позднее чем в эти 30 дней, издается приказ об определении меры дисциплинарного взыскания.
  4. Приказ передается на подпись военнослужащего, после чего документ вступает в силу, и мера наказания применяется в отношении нарушителя.
  5. Если военнослужащий отказывается подписывать приказ, составляется акт о его отказе и подписывается свидетелями. Если военнослужащий отказывает читать приказ, документ направляется ему почтой на домашний адрес.

Ошибка: Руководство уволило военнослужащего за однократное опоздание на службу.

Комментарий: Мера дисциплинарного взыскания должна соответствовать степени тяжести проступка. Однократное опоздание не является веским поводом к увольнению, особенно если проступок не имел тяжких последствий.

Ошибка: Руководитель уволил военнослужащего, когда его вина в нарушении трудовой дисциплины не была доказана.

Комментарий: Не разрешается применять меры дисциплинарного взыскания в отношении сотрудников, пока не будет доказана их вина.

Ответы на распространенные вопросы про привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего

Вопрос №1: Всегда ли можно привлечь к дисциплинарной ответственности военнослужащего, прогулявшего 4 часа службы подряд?

Ответ: Не всегда. К примеру, если военнослужащий попал в ДТП, если имело место стихийное бедствие, если имеются доказательства пожара или затопления жилого помещения, а также экстренной поездки в поликлинику, привлечь к ответственности нельзя.

Вопрос №2: Можно ли привлечь военнослужащего к ответственности, если он прогулял день работы и привел свидетеля, готового подтвердить, что прогул совершен по уважительной причине?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Привлечь к ответственности можно, если нет документальных доказательств того, что у военнослужащего имелись уважительные причины для отсутствия на рабочем месте. Показания свидетелей не могут быть приняты за доказательство.

Изображение - Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here