Передача по подследственности упк

Самое актуальное и важное на тему: "передача по подследственности упк" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Если орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного, получившие сообщение о преступлении, не наделены компетенцией принятия по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, они принимают решение о передаче сообщения по подследственности или в суд . Как было отмечено выше, по общему правилу, решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела принимает орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель того следственного органа, который компетентен расследовать уголовное дело о таком преступлении в соответствии с правилами о подследственности.

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110.2, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 151.2, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 185 — 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199.4, 201, 204, 204.1, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.1, 216 — 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.

Вопрос об органах расследования и их компетенции относится к Общей части курса уголовного процесса (см. § 5—8 гл. 5 учебника). В качестве же общих ус­ловий расследования здесь выступают: а) правила выбора надлежащего органа в зависимости от признаков уголовного дела, или подследственность уголовных дел; б) принятие расследования дела к своему производству; в) взаимо­действие органов расследования между собой.

Порядок передачи уголовных дел по подследственности

Несмотря на то, что определение подследственности уголовных дел является одним из общих условий предварительного расследования, знание его положений необходимо уже в стадии возбуждения уголовного дела.

Дело в том, что правила, устанавливающие, должностные лица какого именно правоохранительного органа, и его службы, подразделения, должны расследовать уголовные дела конкретного вида преступления, не менее актуальны и для данной стадии.

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в статью 152 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона 1.

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания.

Передача дела по подследственности после производства неотложных следственных действий

Подследственность органов дознания по производству неотложных следственных действий исчерпывающе установлена в ч.

2 ст. 157 УПК РФ. Этой нормой полномочия по возбуждению уголовных дел, предварительное следствие по которым обязательно, законодателем предоставлены органам внутренних дел как органам дознания.

Они вправе возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по всем преступлениям, подследственным следователям СК РФ, следователям органов внутренних дел и следователям органов по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следователь, как субъект производства неотложных следственных действий в ч.

Подследственность определяется по категории преступлений и их виду (предметный, родовой признак), месту его совершения (территориальный, местный признак), субъекту преступления (персональный признак). Предметный (родовой) признак выражается в квалификации преступления. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 185 — 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199.2, 201, 204, 204.1, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.1, 216 — 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.

Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые по-

зволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5,

ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель

следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст 401). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап

расследования — неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности

и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом рассле-

дования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отлича-

ется от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа

(субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к госу-

дарству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31—32)

и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности1.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие фор-

му расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать

быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подслед-

Читайте так же:  Как оформить дмс физическому лицу

ственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позво-

ляют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подоб-

ных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на

естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (за-

конный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное наруше-

ние правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа рас-

следования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. — специально для данного

случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном

процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследствен-

ности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона

(ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7).

Правила подследственности используются также для распределения дел внутри след-

ственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подслед-

ственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) —

ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или допол-

нениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенно-

стей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или лич-

ная подследственность), б) связи с другим уголовным делом (альтернативная

подследственность), в) исключительной компетенции того или иного органа уголов-

ного преследования (универсальная подследственность)2.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, ви-

дом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных

ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от сте-

пени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей

его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного

вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступ-

ления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям__ней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями орга-

нов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следова-

телей следственного комитета при прокуратуре, как правило, относятся уголовные

дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убий-

ство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. — см. подп. «а» п. 1 ч. 2

ст. 151). Следователи Федеральной службы безопасности производят предваритель-

ное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя

и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151).

С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подслед-

ственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркоти-

ческих средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной служ-

бы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного

пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 151).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компе-

тенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места

совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется терри-

торией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной сторо-

ной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных по-

следствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на

территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в по-

страдавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого

такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке

«Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на тер-

ритории которого находится участок «А». Распределение территории между одноимен-

ными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными ак-

тами с учетом административно-территориального деления. В то же время в начале

расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, прибли-

зительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или

в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное

место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.

Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиня-

емый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспе-

чения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключе-

ния из общего правила территориальной подследственности. Для этого руководитель

следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный

орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту

нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъ-

ятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиня-

емого или потерпевшего. Установлены два таких изъятия:

1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследо-

вания — предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц,

у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, де-

лающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от ква-__лификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если

по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1

2. Из предметной подследственности любых других органов расследования

в пользу следователей следственного комитета при прокуратуре по делам о пре-

ступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447),

должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также ли-

цами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных ор-

ганов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в распо-

ложении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных

Читайте так же:  Срок исковой давности по возврату денежных средств

в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в»

п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи следственного комитета при прокуратуре (военной)

проводят дознание «вместо» командиров воинских частей соединений, начальников

военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в зако-

не (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных след-

ственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность следственного

комитета при прокуратуре как исключение из подследственности предметной не при-

меняется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275

УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата

документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное след-

ствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи

ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного орга-

на, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151).

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел до-

пускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предва-

рительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил

уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к таким преступлениям, как

квалифицированное мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное ношение оружия

(ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предва-

рительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями

(ст. 285 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и др.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе

принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими

— при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной

подследственности относится более тяжкое преступление;

— поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимуще-

ство перед дознавателем;

— при конкуренции предметной и персональной подследственности приорите-

том пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151

— при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональ-

ной последняя имеет бoльшую силу.

Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146, п. 3

ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следо-

вателем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить

его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры

о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151). Орган расследования, ус-

тановив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные след-

ственные действия, после чего передает дело руководителю следственного органа

или прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивирован-

ное постановление (приложение 17 к ст. 476 УПК). Прокурор вправе передать любое

уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения «дознаватель-

ской» подследственности); он также может передать дело от любого органа предва-

рительного расследования федерального органа исполнительной власти (при феде-

ральном органе исполнительной власти) следователю следственного комитета при

прокуратуре (п. 12 ч. 2 ст. 37). При этом распределение дел между следователями отно-

сится к исключительной компетенции руководителя соответствующего следственного

органа (п. 1 ч. 1 ст. 39). Передавая дело от одного органа расследования другому, проку-

рор и руководитель следственного органа обязаны соблюдать правила предметной и пер-

сональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры

Порядок передачи уголовных дел по подследственности

Несмотря на то, что определение подследственности уголовных дел является одним из общих условий предварительного расследования, знание его положений необходимо уже в стадии возбуждения уголовного дела. Дело в том, что правила, устанавливающие, должностные лица какого именно правоохранительного органа, и его службы, подразделения, должны расследовать уголовные дела конкретного вида преступления, не менее актуальны и для данной стадии.

Для наиболее эффективной деятельности по полученному сообщению и дальнейшему производству по уголовному делу (в случае принятия решения о его возбуждении), крайне важно, чтобы с самого начала работу по ним осуществлял тот орган, который будет впоследствии расследовать данное уголовное дело.

При приеме сообщения о преступлении крайне сложно учесть все обстоятельства определяющие подследственность, а то и невозможно, принимая в расчет: скудность первоначальной информации, а также вероятность изменения формы, в которой должно быть расследовано уголовное дело, либо подследственности при соединении уголовных дел. Однако стремиться к максимально точному определению подследственности и формы предварительного расследования на начальном этапе производства все же необходимо.

Статья 151 УПК РФ определяет, к компетенции какого именно правоохранительного органа (СК прокуратуры, ОВД, ФСБ, ФСКН и др.) относится расследование преступления в зависимости от его квалификации.

Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, расследование которого отнесено к компетенции другого правоохранительного органа, должно принять меры по пресечению преступления, обеспечению сохранности следов и направлению сообщения по подследственности. Если же об обстоятельствах, свидетельствующих о подследственности другому государственному органу, станет известно уже в ходе проведения предварительной проверки, должностное лицо, производившее проверку, направляет материалы проверки по подследственности.

Если расследование преступления отнесено к компетенции ОВД, необходимо определить в какой форме должно расследоваться данное преступление: в форме предварительного следствия либо дознания.

Данное условие позволяет избежать передачи сообщения, а также материалов предварительной проверки другому лицу. Ведь любая передача материалов для дальнейшего производства по ним другому лицу влечет за собой лишнюю трату времени, а подчас и проведение дополнительных процессуальных действий Фондовая лекция ТЮИ МВД РФ по дисциплине уголовный процесс. Тема № 8 Возбуждение уголовного дела. С. 20..

Читайте так же:  Списание долгов по кредитам физических лиц 2019

То, в какой форме должно быть расследовано уголовное дело, в зависимости от части и статьи уголовного кодекса, устанавливающих уголовную наказуемость конкретного общественного опасного деяния, закреплено в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ.

Допускается возможность указания прокурора о проведении предварительного расследования в форме дознания и по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ. Однако предугадать возможность такого указания, при приеме сообщения о преступлении маловероятно.

Согласно п. 14.3. Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 (в ред. Приказа МВД РФ от 03.05.2003 г. № 300) в случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной милиции участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления Проведение органами дознания неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ. Методические рекомендации. ВНИИ МВД РФ..

Ходатайство о передаче уголовного дела по подследственности

Правильное определение и соблюдение подследственности уголовного дела является неотъемлемым условием законности предварительного расследования.

Видео (кликните для воспроизведения).

В ходе расследования уголовного дела, такие критерии подследственности уголовного дела, как предметная и территориальная, могут измениться, в том числе, в связи с изменением обвинения, выделения уголовного дела, соединения уголовных дел и пр. В этих случаях, руководитель следственного органа, прокурор принимают решение о передаче уголовного дела по подследственности, руководствуясь положениями ст.ст.151-155 УПК РФ.

Если подследственность уголовного дела изменяется, но, остаётся в компетенции органов расследования одного ведомства (например, МВД РФ), то, соответствующий руководитель следственного органа данного ведомства вправе оставить уголовное дело в производстве того же следователя, передать другому следователю или поручить производство по уголовному делу вышестоящему следственному органу.

Если же с изменением подследственности изменяется компетенция следственного органа, который должен расследовать такие уголовные дела, то, решение о передаче уголовного дела в следственный орган другой ведомственной компетенции принимает прокурор (п.12, ч.2, ст.37 и ч.ч.7,8, ст.151 УПК РФ).

Что касается ходатайства адвоката защитника о передаче уголовного дела в другой орган расследования в соответствии с правилами подследственности, то, адвокат защитник не обязан инициировать исправление процессуальных ошибок, допускаемых следователями. Однако, если передача уголовного дела может улучшить положение подозреваемого, обвиняемого, например, одновременно с переквалификацией его действий на менее тяжкое деяние, то, затягивать с таким ходатайством не следует. Особенно, если изменение обвинения может повлиять на смягчение избранной меры пресечения в соответствии с ч.1.1, ст.108 УПК РФ.

С ледователю СО СУ МВД РФ

по городу Самаре

От адвоката НО “Самарская областная коллегия

адвокатов” Антонова А.П., рег. № 63/2099

в реестре адвокатов Самарской области

Адрес для корреспонденции: г. Самара,

пр-кт Карла Маркса, д. 192, оф. 619

« ____ » _________ 201 ___ г

ХОДАТАЙСТВО № 16

(в порядке ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ)

о передаче уголовного дела по подследственности

В Вашем производстве находится уголовное дело № 100200 в отношении Н.______________, обвиняемого в совершении нескольких преступлений, предусмотренных ч.4, ст.159 УК РФ (три эпизода).

Также в отношении Н.____________ возбуждено уголовное дело № 54321 по ч.3, ст.291 УК РФ, принятое к производству следователем СО СК РФ Верхнего района города ____________ В._____________.

В силу требований п.2, ч.1, ст.153 УПК РФ, уголовные дела в отношении одного лица, обвиняемого в совершении нескольких преступления, подлежат соединению в одном производстве.

Поскольку уголовное дело по обвинению Н.__________ в совершении преступления, предусмотренного ч.3, ст.291 УК РФ, относится к подследственности органов расследования СК РФ (пп. «а», п.1, ч.2, ст.151 УПК РФ), то, уголовное дело № 100200 подлежит соединению с уголовным делом № 54321 и дальнейшее его расследование, с учётом положений ст.153 УПК РФ, должно осуществляться следователем СО СК РФ Верхнего района города _____________.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ, —

ПРОШУ

направить уголовное дело № 100200 в отношении Н. прокурору для последующего решения вопроса о его соединении с уголовным делом № 54321 и передаче в СО СК РФ Верхнего района города ___________ для производства дальнейшего расследования.

адвокат ______________________ А.П. Антонов

Здравствуйте, против человека возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч. 4 УК РФ . Его объявили в федеральный розыск, он даже не знал об этом, поэтому он боится возвращаться на родину. ООО его закрыла налоговая инспекция. Можно ли подать жалобу в суд на незаконные действия су ск ?

Согласно ст. 210 УПК РФ:
1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.
2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.
4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.
Таким образом, то обстоятельство, что подозреваемый или обвиняемый не знал, что он объявлен в розыск не может быть основанием для жалобы.
Вы можете подать ходатайство о прекращении уголовного дела, если есть основания полагать, что оно возбуждено незаконно. Отказ в удовлетворении такого ходатайство Вы можете обжаловать руководителю следственного органа, прокурору (в порядке ст. 124 УПК РФ) или в суд (в порядке ст. 125 УПК РФ).

Читайте так же:  Как сделать кадастровый паспорт на дом

Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые по-

зволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5,

ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель

следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст 401). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап

расследования — неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности

и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом рассле-

дования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отлича-

ется от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа

(субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к госу-

дарству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31—32)

и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности1.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие фор-

му расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать

быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подслед-

ственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позво-

ляют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подоб-

ных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на

естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (за-

конный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное наруше-

ние правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа рас-

следования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. — специально для данного

случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном

процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследствен-

ности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона

(ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7).

Правила подследственности используются также для распределения дел внутри след-

ственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подслед-

ственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) —

ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или допол-

нениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенно-

стей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или лич-

ная подследственность), б) связи с другим уголовным делом (альтернативная

подследственность), в) исключительной компетенции того или иного органа уголов-

ного преследования (универсальная подследственность)2.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, ви-

дом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных

ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от сте-

пени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей

его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного

вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступ-

ления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям__ней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями орга-

нов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следова-

телей следственного комитета при прокуратуре, как правило, относятся уголовные

дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убий-

ство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. — см. подп. «а» п. 1 ч. 2

ст. 151). Следователи Федеральной службы безопасности производят предваритель-

ное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя

и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151).

С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подслед-

ственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркоти-

ческих средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной служ-

бы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного

пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 151).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компе-

тенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места

совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется терри-

торией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной сторо-

ной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных по-

следствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на

территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в по-

страдавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого

такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке

«Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на тер-

ритории которого находится участок «А». Распределение территории между одноимен-

ными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными ак-

тами с учетом административно-территориального деления. В то же время в начале

расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, прибли-

зительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или

в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное

Читайте так же:  Трудовой договор с главным инженером

место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.

Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиня-

емый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспе-

чения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключе-

ния из общего правила территориальной подследственности. Для этого руководитель

следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный

орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту

нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъ-

ятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиня-

емого или потерпевшего. Установлены два таких изъятия:

1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследо-

вания — предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц,

у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, де-

лающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от ква-__лификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если

по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1

2. Из предметной подследственности любых других органов расследования

в пользу следователей следственного комитета при прокуратуре по делам о пре-

ступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447),

должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также ли-

цами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных ор-

ганов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в распо-

ложении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных

в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в»

п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи следственного комитета при прокуратуре (военной)

проводят дознание «вместо» командиров воинских частей соединений, начальников

военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в зако-

не (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных след-

ственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность следственного

комитета при прокуратуре как исключение из подследственности предметной не при-

меняется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275

УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата

документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное след-

ствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи

ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного орга-

на, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151).

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел до-

пускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предва-

рительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил

уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к таким преступлениям, как

квалифицированное мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное ношение оружия

(ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предва-

рительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями

(ст. 285 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и др.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе

принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими

— при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной

подследственности относится более тяжкое преступление;

— поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимуще-

ство перед дознавателем;

— при конкуренции предметной и персональной подследственности приорите-

том пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151

— при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональ-

ной последняя имеет бoльшую силу.

Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146, п. 3

ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следо-

вателем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить

его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры

о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151). Орган расследования, ус-

тановив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные след-

ственные действия, после чего передает дело руководителю следственного органа

или прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивирован-

ное постановление (приложение 17 к ст. 476 УПК). Прокурор вправе передать любое

уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения «дознаватель-

ской» подследственности); он также может передать дело от любого органа предва-

рительного расследования федерального органа исполнительной власти (при феде-

ральном органе исполнительной власти) следователю следственного комитета при

прокуратуре (п. 12 ч. 2 ст. 37). При этом распределение дел между следователями отно-

сится к исключительной компетенции руководителя соответствующего следственного

органа (п. 1 ч. 1 ст. 39). Передавая дело от одного органа расследования другому, проку-

рор и руководитель следственного органа обязаны соблюдать правила предметной и пер-

Видео (кликните для воспроизведения).

сональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры

Изображение - Передача по подследственности упк 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here