Ответственность за неисполнение адвокатского запроса

Самое актуальное и важное на тему: "ответственность за неисполнение адвокатского запроса" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Назначен первый штраф за игнорирование адвокатского запроса

Изображение - Ответственность за неисполнение адвокатского запроса proxy?url=https%3A%2F%2Fpravo.ru%2Fstore%2Fimages%2F4%2F58474

В Самарской области суд впервые привлек к административной ответственности директора компании, который в отведенный законом срок не предоставил информацию по адвокатскому запросу. Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры региона.

Ранее один из самарских адвокатов направил в компанию “АВТ Моторс” запрос о предоставлении заказ-наряда по ремонту автомобиля своего клиента. Однако по истечении месяца с момента обращения ответа на него так и не поступило. Позже, в рамках прокурорской проверки, директор компании утверждал, что направлял адвокату ответ простой корреспонденцией без обратного уведомления. Но предоставить доказательства отправки письма он не смог.

Мировой судья судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района Самары признал главу автосервиса виновным в совершении административного правонарушения по ст. 5.39 КоАП (неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, либо несвоевременное ее предоставление). Предпринимателю назначен штраф в размере 1000 рублей.

Закон, вводящий понятие адвокатского запроса, начал действовать с июня этого года (читайте материал “Право.ru” “Как это работает: адвокаты начинают жить по новым правилам”). Под адвокатским запросом понимается “официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юрпомощи”. На ответ в письменной форме отводится не более 30 дней. Адвокату могут отказать в получении запрошенных сведений, если субъект, получивший запрос, не обладает нужной ему информацией, если запрашиваемые сведения составляют гостайну, а также если запрос оформлен и направлен недолжным образом. За неправомерный отказ в предоставлении информации должностным лицам грозит штраф от 1000 до 3000 рублей.

Предусмотрена ли ответственность за непредоставление сведений по адвокатскому запросу?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ) в редакции, действовавшей до 13.06.2016г. адвокат был вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.

Однако, не был определен порядок предоставления сведений по адвокатскому запросу, а также в действующем законодательстве отсутствовала ответственность за отказ предоставить сведения по указанному запросу.

Федеральным законом от 02.06.2016 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02.06.2016г. № 160-ФЗ) в подпункт 1 пункта 3 статьи 6 Закона № 63-ФЗ были внесены изменения.

Так, согласно действующей редакции указанной статьи Закона № 63-ФЗ адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона . Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

Согласно введенной Федеральным законом от 02.06.2016 г. № 160-ФЗ статье 6.1 («Адвокатский запрос») Закона № 63-ФЗ адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

В соответствии с п. 2 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

В силу п. 5 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 02.06.2016 г. № 160-ФЗ в абзац первый статьи 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения.

Так, согласно действующей с 13.06.2016г. редакции статьи 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом , и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Таким образом, непредоставление либо несвоевременное предоставление сведений по адвокатскому запросу влечет административную ответственность в виде штрафа.

За отказ в ответе на адвокатский запрос будут наказывать

Изображение - Ответственность за неисполнение адвокатского запроса proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F0%2F1%2F732610%2Fza-otkaz-v-otvete-na-advokatskij-zapros-budut-nakazyvat-200

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который уточнил право адвокатов направлять в государственные органы, в органы местного самоуправления и иные организации запросы и ввел понятие адвокатского запроса (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 160-ФЗ “О внесении изменений в cтатьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”; далее – Закон № 160-ФЗ).

Под таким запросом понимается официальное обращение адвоката в указанные органы по вопросам, входящим в их компетенцию, а также относительно предоставления справок, характеристик и иных необходимых для оказания юридической помощи документов.

Установлен срок для ответа на адвокатский запрос, он составляет 30 дней со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом адвоката, направившего адвокатский запрос, должны уведомить о продлении срока рассмотрения.

Читайте так же:  Сбербанк кража денег с карты что делать

Указано, что органы или организации могут отказать адвокату в ответе на его запрос в случаях, если:

  • они не располагают запрошенными сведениями;
  • нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (они должны быть установлены Минюстом России по согласованию с заинтересованными государственными органами);
  • запрошенные сведения относятся к информации с ограниченным доступом в соответствии с законом.

Необходимо отметить, что за неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 1 Закона № 160-ФЗ).

Кроме того, Законом № 160-ФЗ определены требования к стажу адвокатской деятельности в целях учреждения адвокатского кабинета. Он должен составлять не менее пяти лет.

Новым законом также предусмотрено создание комиссии по этике и стандартам как коллегиального органа Федеральной палаты адвокатов РФ. Деятельность такого органа заключается в разработке стандартов адвокатской деятельности, в том числе оказания квалифицированной юридической помощи. Он также будет давать обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики, обобщать дисциплинарную практику и осуществлять иные полномочия.

Установлено, что комиссия по этике и стандартам будет формироваться на четыре года в количестве 16 членов. В нее войдут представители от адвокатов, Минюста России, Госдумы и Совета Федерации.

“Адвокат”, 2008, N 3

С момента вступления в силу Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (далее – Закон об адвокатуре) прошло уже более пяти лет. По вопросам уяснения и толкования понятия адвокатуры как важного института гражданского общества, особенностей регулирования деятельности адвокатского сообщества, использования адвокатами прав и выполнения ими своих обязанностей сложилась определенная практика применения указанного Закона. При этом все больше дискуссий вызывают проблемы надлежащего использования полномочий и гарантий деятельности адвоката, предоставленных законодательством. В их числе и вопрос о фактической реализации права адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи.

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Подпунктом 1 п. 4. ст. 6 Закона об адвокатуре установлено право адвоката – собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. Очень важное и совершенно необходимое для адвоката право, без которого невозможно оказание квалифицированной помощи. К сожалению, на практике положение Закона, обязывающее органы и организации выдавать запрошенные документы, не всегда исполняется ими.

По вопросу неисполнения адвокатских запросов неоднократно отрицательно высказывались различные исследователи данного вопроса, а также представители органов управления адвокатурой. Так, Г.М. Резник в интервью журналу “Адвокат” указал: “Провисает” полномочие адвоката запрашивать справки, характеристики и иные документы или их копии от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и прочих объединений и организаций” . Другие исследователи, например В.В. Варфоломеев, указывают, что “государственные органы либо отказываются получать адвокатский запрос, либо игнорируют его, либо отвечают, что соответствующая информация может быть предоставлена только по запросу суда, рассматривающего дело” .

“Неопределенностью закона кто-то обязательно воспользуется, чтобы извратить его действительный смысл”. Интервью с Г.М. Резником, президентом Адвокатской палаты г. Москвы // Адвокат. 2004. N 11.
Варфоломеев В.В. Проблемы сбора адвокатом доказательств // Юридический мир. 2006. N 4.

Следует признать, что в некоторых случаях нарушение Закона об адвокатуре, а именно непредставление адвокату интересующей информации, в конечном итоге приводит к тому, что нарушается конституционное право граждан на получение квалифицированной помощи.

Неисполнение адвокатского запроса обусловлено двумя основными причинами.

Первая причина состоит в неопределенности порядка предоставления сведений.

Напомню, что в пп. 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре указано, что сведения предоставляются в “порядке, установленном законодательством”. На мой взгляд, возникает правовая неопределенность в том, какой “порядок предоставления” должен быть непосредственно использован при исполнении адвокатского запроса.

Рискну предположить, что в случаях, если информация является открытой, в отношении запросов адвоката действует (распространяется) общий порядок предоставления сведений для граждан. Данный вывод основан на положении ст. 8 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” (далее – Закон об информации), которая наделяет равными правами граждан и организации на доступ к информации, имеющей открытый характер. Следовательно, никакого специального порядка для получения открытой информации по сравнению как со своими доверителями, так и с государственными органами у адвоката нет, поскольку нет ограничений в получении такой информации в общем порядке.

СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Что касается информации с ограниченным доступом, то согласно п. 2 ст. 10 Закона об информации обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Так, федеральными законами устанавливаются ограничение по доступу к коммерческой тайне, служебной, банковской, врачебной и иным тайнам, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Порядок и основания предоставления информации, имеющей конфиденциальный статус, законодательно урегулирован в большей степени. Однако при этом специальными законами адвокат не отнесен к субъектам, имеющим право затребовать такую информацию. Например, согласно ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Похожая норма содержится в ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан , которая устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых предоставляются сведения, составляющие врачебную тайну. В этот перечень входят запросы органов дознания, следствия и суда. Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона “О коммерческой тайне” установлено, что информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления.

Читайте так же:  Дарственная или завещание на квартиру плюсы и минусы

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

Адвокатов же в вышеуказанных нормах, устанавливающих перечни лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, нет. Соответственно, и порядок предоставления сведений, предусмотренный для предоставления уполномоченным органам, на адвокатов не распространяется. В данной связи следует отметить, что, например, налоговые органы со ссылкой на ст. 102 НК РФ прямо указывают, что “поскольку порядок предоставления сведений, относящихся к налоговой тайне, не установлен, а также не установлена обязанность налоговых органов предоставлять сведения, относящиеся к налоговой тайне, налоговые органы не имеют оснований для предоставления запрашиваемых сведений” .

Письмо УМНС России по г. Москве от 6 апреля 2004 г. N 29-12/23364 // Московский налоговый курьер. 2004. N 13.

Таким образом, вышеназванными специальными законами не только не установлен порядок предоставления конфиденциальной информации непосредственно адвокату, но и более того – поскольку перечни лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, являются закрытыми, то отсутствие в них адвокатов однозначно свидетельствует о том, что данная информация по адвокатскому запросу не предоставляется в силу закона.

Из приведенного краткого анализа следует вывод, что отсылочная конструкция пп. 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре приводит к тому, что используя “порядок, установленный законодательством”, правоприменитель в подавляющем большинстве случаев “находит” не сам порядок, а лишь основания для отказа адвокату в предоставлении сведений.

Поскольку выдача адвокату каких-либо сведений нигде прямо не предусмотрена, то на практике адвокаты вынуждены получать интересующую информацию на иных основаниях и, соответственно, в другом порядке, а именно обращаться от имени своего доверителя, если ему (доверителю) должны быть предоставлены указанные сведения. При этом следует учитывать, что большинство организаций и государственных органов в обязательном порядке требуют подтвердить полномочия представительства – представить доверенность. Данные заявления ни по форме, ни по основаниям их подачи адвокатскими запросами уже не являются, поскольку субъектом, запрашивающим информацию, является сам доверитель.

Второй причиной, способствующей неисполнению адвокатских запросов, является отсутствие соответствующей ответственности за неисполнение адвокатских запросов.

Следует согласиться с Л.Н. Бардиным, который указывает, что “обязанность какого-либо субъекта, не подкрепленная законодательно конкретной ответственностью за невыполнение этой обязанности, остается юридически всего лишь декларацией. Что и происходит сейчас с адвокатскими запросами” .

Бардин Л.Н. Закон поправили, но недостаточно // Адвокатские вести. 2005. N 2 (52).

Попыткой “заставить заработать” пп. 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре являлось внесение в него изменений , которыми еще около трех лет назад был установлен срок для исполнения запроса: “Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката”. Некоторые исследователи, например Е.Э. Макушина , В.В. Варфоломеев , считают, что срок для ответа на запрос адвоката, предусматриваемый пп. 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре, должен быть более коротким, чем один месяц. Вместе с тем следует подчеркнуть, что для обязанности выполнения требований закона срок не показатель, пока нет реальной ответственности за неисполнение закона.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. “О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”.
Макушина Е.Э. К вопросу о сроках предоставления адвокату запрошенных им доказательств // Адвокатская практика. 2006. N 6.
Варфоломеев В.В. Указ. соч.

Напомню, что, например, ст. 19.7 КоАП предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 КоАП РФ.

Ответственность же за неисполнение адвокатского запроса законом не предусмотрена. В таких условиях запросы государственных органов выполняются, а адвокатские зачастую игнорируются. Действительно, в связи с этим, возможно, возникла необходимость пересмотреть существующее административное законодательство Российской Федерации в данной части. Только тогда у адвокатов появится рычаг воздействия, направленный на побуждение выполнения их запросов. Как отмечает В.Г. Гусев, “установление административной ответственности. служит достаточно надежным средством, обеспечивающим действенность норм закона о полномочиях” . Вместе с тем подвергну сомнению высказанную им же позицию о необходимости ввести в КоАП РФ ст. 19.26 “Непредставление сведений (информации) и документов по запросу адвоката”. Также, на мой взгляд, нельзя признать обоснованным мнение Ю.К. Цымбал и некоторых других адвокатов, считающих, что “адвокат должен быть включен в перечень лиц, за непредставление информации которым согласно ст. 19.7 КоАП РФ наступает административная ответственность”.

Гусев В.Г. Защита права на правосудие в стадии обращения с иском или заявлением // Журнал российского права. 2004. N 2.
Грудцына Л. В Закон об адвокатуре необходимы продуманные поправки // Адвокат. 2004. N 7.

Действительно, как и предусматривает конструкция нормы ст. 19.7 КоАП РФ, предоставление сведений запрашивающему субъекту (адвокату) предусмотрено законом, а предоставление сведений необходимо для осуществления законной деятельности. И в этой связи введение адвоката в число лиц, непредставление информации которым влечет ответственность по ст. 19.7 КоАП, выглядит, на первый взгляд, действительно логичным. Однако напомню, что сама гл. 19 КоАП РФ содержит “административные нарушения против порядка управления”. Как известно, адвокатура не относится к органам государственной власти (п. 1 ст. 3 Закона об адвокатуре), а следовательно, государственного управления не осуществляет. Таким образом, включение адвоката в ст. 19.7 либо введение иной подобной нормы в гл. 19 КоАП РФ является необоснованным по причине несовпадения объекта, подлежащего защите.

Поэтому предложу рассмотреть возможность дополнения аналогичной по конструкции нормой гл. 13 КоАП, которая включает в себя административные правонарушения в области связи и информации, а именно предусмотреть ответственность за уклонение от предоставления сведений, т.е. за неисполнение адвокатского запроса.

В этой связи считаю обоснованным законодательную инициативу Законодательного собрания Красноярского края (проект N 343816-4), которое внесло в Государственную Думу проект изменений в ст. 6 Закона об адвокатуре, которым предлагается внести в пп. 1 п. 3 указанной статьи следующие изменения:

  • слова “не позднее чем в месячный срок” заменить словами “в срок не более семи дней”;
  • дополнить предложением “Неисполнение требования адвоката о представлении запрашиваемых им сведений влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях”.
Читайте так же:  Дарственная на недвижимость близким родственникам

Вполне очевидно, что внесение вышеназванных изменений в ст. 6 Закона об адвокатуре потребует внесения изменений и в КоАП РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что в настоящее время в России отсутствует надлежащая реализация предоставленного адвокатам полномочия “собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций”. Адвокатские запросы нередко не исполняются, и, что более важно, для их исполнения отсутствуют необходимые законодательные предпосылки – соответствующее законодательное регулирование.

Также можно выделить две основные причины, которые мешают реализации полномочия собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи: во-первых, законодательно не определен порядок предоставления сведений по запросу адвоката, а во-вторых, в настоящее время отсутствует какая-либо ответственность за неисполнение адвокатских запросов. Исправление данной ситуации, повышение эффективности использования полномочий адвоката, совершенствование правовых основ деятельности адвокатуры России возможно лишь при условии принятия изменений и уточнений в названные выше законодательные акты.

Наказан за молчание некий автосервис в Самарской области. Похоже, его сотрудники просто выбросили в урну запрос от адвоката. Хотя потом уверяли, будто отправили ответ в срок. Правда, доказать этого не смогли.

“Выявлено, что в адрес указанной организации поступил адвокатский запрос о предоставлении заказа – наряда по ремонту автомобиля лица, юридические интересы которого представлял адвокат, – сообщили в прокуратуре Самарской области. – По истечении месяца ответ на запрос заявителю так и не поступил. В ходе проведения проверки директор общества пояснил, что направлял в адрес адвоката ответ простой корреспонденцией без обратного уведомления. Представить доказательства отправки письма в адрес заявителя он не может”.

Еще недавно подобное поведение – то ли отправили, то ли нет, но письмо все равно потерялось – никому ничем бы не грозило. Однако в июне нынешнего года был принят закон, усиливший статус адвокатского запроса.

Для придания особого веса вопросам адвоката были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Тот, кто оставит письмо защитника без ответа, рискует заплатить штраф от одной до трех тысяч рублей. Сумма, конечно, небольшая, но важен сам принцип: есть нарушение и есть наказание. К тому же визит прокуроров в организацию, нарушившую право адвоката, а значит, и его подзащитного на честный ответ, тянет на отдельную неприятность. Может, лучше не ждать прокуроров, а сразу ответить честно?

Вовремя полученные сведения помогут адвокату защитить человека. Собственно, особый статус адвокатского запроса нужен не столько самим адвокатам, сколько их подзащитным. Чем полнее будет адвокатское досье, тем больше шансов доказать правду. А для этого адвокату нужен доступ к информации.

Изображение - Ответственность за неисполнение адвокатского запроса proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F128%2F21%2F33%2F6p_turma_t_310x206

Как сообщают в прокуратуре, в данном случае мировым судьей вынесено постановление о назначении в отношении директора автосервиса штрафа в размере тысячи рублей. То есть по нижнему пределу. Но главное – начало положено.

– Новость, которая пришла, говорит о том, что адвокатский запрос – это не миф, что неисполнение этого запроса влечет вполне реальные санкции, – сказал “РГ” исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов России Андрей Сучков. – Я так думаю, что эта практика будет продолжаться. При этом здесь нет задачи, чтобы эта ответственность ширилась. Хотелось бы, чтобы лица, получающие запросы, понимали, что за неисполнение ответственность не только предусмотрена, но и реально действует. Нужно информировать об этом население, в первую очередь, должностные лица.

Согласно закону органы государственной власти и местного самоуправления, а также общественные объединения и другие организации обязаны ответить на адвокатский запрос в 30-дневный срок. Если этого срока окажется недостаточно, его можно увеличить, но не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом адвоката.

Изображение - Ответственность за неисполнение адвокатского запроса proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F129%2F62%2F39%2Ffvm1000_t_310x206

Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса будут определяться органом минюста. Но форма еще не утверждена. Поэтому сейчас защитники задаются вопросом, не будут ли адвокатские запросы игнорироваться адресатами со ссылкой на нарушение формы? Федеральная палата адвокатов направила в Минюст России свои предложения как в отношении формы адвокатского запроса, так и в части порядка его оформления и направления. В любом случае, запросы уже имеют силу, и отмолчаться лишь на том основании, что нет формы, организации не вправе.

– Сегодня направляемые адвокатами запросы являются полностью легитимными, вне зависимости от того, что форма их еще не утверждена, – отметил Андрей Сучков. – Во-первых, данный способ получения информации применяется адвокатами уже не один десяток лет, и нет оснований даже временно отказываться от него в ожидании утверждения требований к адвокатскому запросу. Во-вторых, практически все требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса уже исполняются адвокатами, т.е. являются обыкновениями адвокатской практики. Поэтому ожидаемый приказ минюста мало что поменяет в этой части.

13 февраля 2017 года

Адвокатский запрос – специальный документ, составленный в письменном виде и отправляемый адвокатом для получения информации от уполномоченных лиц на безвозмездной основе на основании заключенного с клиентом соглашения. При этом должностные лица, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные компании, в которые были направлены запросы, обязаны предоставить ответы. В основной массе адвокатские запросы составляются и направляются вместе с приложениями к ним копий дополнительных документов, подтверждающих право представлять интересы конкретного гражданина в деле. В уголовном процессе такими документами становятся ордер, доверенность и т.д.

Закон дозволяет при помощи данных запросов получить любые сведения, имеющие значение для дела, а именно:

  1. Cправки от уполномоченных лиц;
  2. Характеристики;
  3. Информацию, касающуюся деятельности гражданина и другую.

Ранее было для представительства по судебным делам

Адвокату должны предоставить запрашиваемую информацию за исключением случаев:

  • лицо, получившее запрос, не обладает надлежащими сведениями,
  • запрос был составлен в ненадлежащей форме (были нарушены требования, которые предъявляются к его форме),
  • сведения, которые желает получить адвокат, относятся к информации с ограниченным доступом.
Читайте так же:  Надо ли пересдавать после лишения прав

При этом информацией с ограниченным допуском признается:

  • Коммерческая тайна (сведения, в отношении которых введен режим конфиденциальности, позволяющий получить ее правообладателю дополнительные доходы);
  • Тайна личной жизни гражданина (тайна переписки, невмешательства в семейную жизнь гражданина);
  • Государственная тайна (информация, имеющая общегосударственное значение);
  • Банковская тайна.

Адвокат не сможет получить сведения, относящиеся к персональным данным гражданина, например, паспортные данные, справки о состоянии его здоровья и иное, за исключением ситуаций, когда гражданин предоставил согласие (оптимально в письменной форме) на осуществление запроса.

Порядок оформления и направления адвокатского запроса

Адвокатский запрос составляется по определённым правилам, несоблюдение которых может стать основанием для отказа в ответе на него. В запросе должны присутствовать следующие элементы:

  1. «Шапка», в которой указывается информация об адвокате, направившим данный запрос, его идентификационный номер, адрес и прочее, а также наименование (ФИО) и адрес того, кому адресован данный документ;
  2. В содержании должны присутствовать следующие пункты:
    – наименование адвокатского образования;
    – регистрационный номер в реестре адвокатов;
    – номер удостоверения;
    – указание на идентификационные данные клиента.
  3. Подписи и печать адвокатского образования.
  4. В теле запроса необходимо максимально четко и ясно изложить свою просьбу.
  5. К запросу должны быть приложены документы, подтверждающие компетенцию адвоката, например, соглашение об оказании услуг или доверенность, или ордер.

В соответствии с положениями закона, срок исполнения адвокатского запроса, составленного в надлежащей форме, составляет один месяц. В некоторых случаях, когда предоставление сведений требует подготовки, он может быть продлён еще на 30 дней максимально. При этом адвокату направляется уведомление о том, что срок для исполнения его запроса необходимо увеличить.

Ответственность за неисполнение адвокатского запроса

Отказать адвокату и не предоставить требуемую информацию в его запросе могут, как в случаях:

  • документ был составлен ненадлежащем образом,
  • в отношении информации с ограниченным допуском.

Лучше доверьте работу для представительства по судебным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

В остальных ситуациях отказ ответить на адвокатский запрос и предоставить информацию, чреват наложением административной ответственности (как и незаконное разглашение информации, ставшей известной в связи с исполнением запроса) в размере от 1000 до 3000 рублей.

О проекте Союза молодых адвокатов России

Изображение - Ответственность за неисполнение адвокатского запроса proxy?url=https%3A%2F%2Ffparf.ru%2Fupload%2Fblog%2Favatar%2Ff69%2Ftsvetkova

8 февраля 2018 г. в ФПА РФ состоялась встреча представителей Советов молодых адвокатов субъектов России, где было принято решение о создании Союза молодых адвокатов России.

В настоящее время ведется разработка Устава Союза, утверждение которого намечено на вторую половину июня 2018 г. Но, несмотря на то что Союз только создается, работа по реализации проектов уже начата.

Союз молодых адвокатов России предлагает к реализации ПРОЕКТ «АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС», который успешно осуществляется Советом молодых адвокатов АП Московской области (руководитель проекта – Наталья Кузьмина). Этот опыт предлагается распространить и на другие адвокатские палаты.

Все мы практически наизусть знаем положения ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которая предоставляет адвокату право направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение – адвокатский запрос по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. При этом в компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, которым направлен адвокатский запрос, законодательно вменена обязанность дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения.

Между тем, несмотря на законодательные попытки сделать адвокатский запрос действенным инструментом, практически каждый адвокат в своей профессиональной деятельности не раз сталкивался и продолжает сталкиваться с ситуацией, когда те самые учреждения и организации, куда адвокатом был направлен адвокатский запрос, либо вообще его игнорируют, не предоставляя никакого ответа, либо по формальным причинам отказывают в предоставлении информации (например, ссылаясь на то, что запрос составлен не по форме, к нему не приложен ордер, доверенность и т.п.). Сложилась ситуация, при которой вышеуказанные компетентные органы не относятся к адвокатскому запросу с должной серьезностью, что препятствует реализации прав адвоката и затрудняет оказание эффективной и своевременной помощи доверителю.

В декабре 2016 г. Министерство юстиции РФ своим приказом № 288 от 14 декабря 2016 г. утвердило требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (Приложение № 1).

24 мая 2017 г. Верховный Суд РФ частично удовлетворил административный иск адвокатов к Министерству юстиции РФ и признал недействующими положения подп. 11 п. 5 вышеуказанных Требований в той мере, в какой они возлагают на адвоката обязанность при направлении запроса указывать фамилию, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии их согласия на указание этих данных, а также признал недействующим положения подп. 12 п. 5 Требований в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.

Таким образом, теперь требования, предъявляемые к адвокатскому запросу, регламентированы, что, скорее всего, должно способствовать уменьшению отказов в предоставлении ответа на запрос адвоката исключительно по формальным основаниям.

Кроме того, Федеральным законом от 2 июля 2016 г. № 160-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен ст. 5.39, которая устанавливает административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами. Несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Читайте так же:  Перечень документов на субсидию на квартиру

Практика привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности за указанное правонарушение уже начала формироваться в некоторых регионах Российской Федерации.

Так, в конце 2016 г. в г. Калуге к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении адвокату информации было привлечено должностное лицо организации; в г. Санкт-Петербурге в 2017 г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении главврача поликлиники, необоснованно отказавшего в предоставлении сведений по адвокатскому запросу.

Вместе с тем такие случаи пока являются единичными.

В целях способствования повышению эффективности адвокатского запроса и формирования у компетентных должностных лиц понимания обязательности предоставления информации по запросу адвоката предлагаем адвокатам России активизироваться в формировании положительной практики по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ.

Для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении информации по адвокатскому запросу, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации должны быть соблюдены следующие условия:

1) адвокатский запрос, направленный адвокатом в учреждение или организацию, должен соответствовать требованиям к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденным приказом Минюста России № 288 от 14 декабря 2016 г. (Приложение № 1), с учетом решения Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г., которым признаны недействующими положения подп. 11 п. 5 вышеуказанных Требований в той мере, в какой они возлагают на адвоката обязанность при направлении запроса указывать фамилию, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии их согласия на указание этих данных, а также положения подп. 12 п. 5 Требований в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений. При этом законодательно не установлена обязанность прикладывать к адвокатскому запросу ордер или доверенность;

2) адвокатский запрос должен быть зарегистрирован в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием (Приложение № 2);

3) у адвоката должны иметься доказательства, подтверждающие получение адвокатского запроса компетентным органом (отметка о принятии, почтовое уведомление о вручении);

4) запрошенные адвокатом сведения не должны быть отнесены законодательством РФ к информации ограниченного доступа, т.е. информации, доступ к которой ограничен федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Так, федеральными законами РФ ограничен доступ к информации о персональных данных гражданина, информации, составляющей врачебную тайну, банковскую тайну, коммерческую тайну, государственную тайну и др. (КС РФ в своем определении от 28 февраля 2017 г. № 244-ОО, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы адвоката, подтвердил позицию о том, что любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты, и что данная трактовка не лишает адвоката заявлять в суде ходатайство об истребовании такой информации.)

Если вышеуказанные условия соблюдены и компетентный орган, в который вы направили адвокатский запрос, вообще не предоставил вам ответа, нарушил сроки его предоставления или неправомерно отказал в предоставлении запрашиваемой информации, чтобы привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ, необходимо подготовить заявление о привлечении к административной ответственности, в котором изложить факты о направлении в компетентные учреждения (организации) адвокатского запроса с истребованием информации, необходимой для оказания юридической помощи, с указанием даты получения адвокатского запроса компетентным органом. К заявлению необходимо приложить копию адвокатского запроса с отметкой о принятии, а также при наличии – ответ должностного лица (Приложение № 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 5.39 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

Таким образом, заявление о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ, необходимо направить прокурору по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, не предоставившей информацию по адвокатскому запросу (Приложение № 4).

(С текстами всех приложений можно ознакомиться здесь).

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Далее материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, передаются для рассмотрения мировому судье.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по административным правонарушениям, рассматриваемым судьей, составляет три месяца.

Союз молодых адвокатов России предлагает откликнуться адвокатам, в практике которых имеются факты отказа в предоставлении информации по адвокатскому запросу, игнорирования адвокатского запроса, нарушения сроков предоставления информации, по которым не истек трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, для оперативного реагирования на подобные случаи, а также сообщить об уже имевших место фактах привлечения к ответственности должностных лиц за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Формирование положительной практики по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности за игнорирование адвокатского запроса, неправомерный отказ в предоставлении информации, нарушение сроков ее предоставления будет способствовать повышению эффективности адвокатского запроса, своевременному получению адвокатами запрашиваемой в компетентных органах информации, уменьшению отказов в предоставлении ответов на адвокатский запрос и случаев полного игнорирования запроса адвоката.

Изображение - Ответственность за неисполнение адвокатского запроса 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here