Самое актуальное и важное на тему: "отказ в возбуждении исполнительного производства" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.
Содержание
Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства могут носить устранимый или неустранимый характер. При устранении устранимых обстоятельств взыскатель вновь может предъявить исполнительный документ к взысканию. И наоборот, при наличии неустранимых обстоятельств возбуждение исполнительного производства невозможно.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Устранение обстоятельств, предусмотренных п. п. 1 — 4 и 7 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа в службу судебных приставов в порядке, установленном законом. Соответственно, взыскателю для возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства необходимо в случае, предусмотренном:
- в п. 1 ч. 1 статьи, — предъявить исполнительный документ повторно с подписанным заявлением;
- в п. 2 ч. 1 статьи, — предъявить исполнительный документ по месту совершения исполнительных действий;
- в п. 3 ч. 1 статьи, — обратиться в суд, принявший соответствующий судебный акт, с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению и в случае восстановления данного срока повторно предъявить исполнительный документ;
- в п. 4 ч. 1 статьи, если документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, — обратиться в суд, иной орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, за устранением недостатков исполнительного документа;
- в п. 7 ч. 1 статьи, — обратиться в суд за получением нового исполнительного документа и предъявить его по получении к исполнению.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства
Порядок проведения процедуры исполнения судебных решений урегулирован законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Для того чтобы производство могло быть начато, его необходимо возбудить, что требует вынесения постановления. При этом в ст. 31 ФЗ № 229 содержится перечень причин, наличие которых не позволяет его вынести.
- Отсутствие заявления взыскателя, если оно необходимо. О том, как писать такое заявление, читайте в нашей статье по этой теме.
- Подача исполнительного документа не тому приставу.
- Истечение трехлетнего срока для исполнения документа, отсутствие судебного акта о восстановлении пропущенного срока.
- Несоответствие исполнительного документа требованиям закона, а именно ст. 13 ФЗ № 229.
- Повторное предъявление документа к исполнению, если ранее производство по нему было прекращено (например, из-за смерти взыскателя).
- Предъявление исполнительного листа по судебному решению, не вступившему в силу.
- Предъявление документа, исполнение по которому должны производить не приставы, а иные лица.
- Ненаступление срока исполнения либо наличие отсрочки для него.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
При наличии хотя бы одного из указанных оснований пристав имеет полное право не возбуждать производство. Если же соответствующее постановление вынесено, возникает вопрос: можно ли повторно обратиться к приставу с заявлением о возбуждении производства? Ответ на него вы найдете далее.
Повторное обращение к приставам после получения отказа
Итак, копия постановления, в котором зафиксирован отказ в возбуждении исполнительного производства, получена взыскателем. Далее есть несколько вариантов действий:
- Оставить все как есть.
- Обжаловать постановление, если взыскатель считает, что оно незаконно.
- Устранить причины отказа и подать заявление о возбуждении производства вновь.
При этом стоит помнить, что устранить причины отказа можно лишь тогда, когда пристав не возбудил производство по следующим основаниям:
- Отсутствует заявление взыскателя. Для устранения понадобится написать такое заявление.
- Исполнительный документ подан не туда. Необходимо будет подать документ тому приставу, который должен возбуждать производство.
- Пропущен срок исполнения акта. Потребуется восстановить срок через суд.
- Исполнительный документ не соответствует требованиям ст. 13 № 229. Надо обратиться в орган, выдавший такой документ, и попросить внести в него правки. Например, если исполнительный документ выдан судом, можно обратиться в этот суд с заявлением об устранении описки в исполнительном листе.
- Судебный акт не вступил в силу. В этом случае потребуется дождаться вступления в силу.
Правомочность постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства и его обжалование
Если взыскатель считает, что постановление об отказе в возбуждении производства незаконно, необходимо обратиться в суд с административным иском об оспаривании решения судебного пристава. Порядок подачи административных исков данной категории урегулирован гл. 22 КАС РФ. При этом потребуется уплатить госпошлину в размере 300 руб., соблюсти требования к оформлению иска, установленные ст. 220 КАС РФ, и представить документы, указанные в ст. 126 КАС РФ.
ВАЖНО! Перед обращением в суд необходимо предварительно обратиться с жалобой на постановление к вышестоящему приставу. Без его ответа иск судом принят не будет, поскольку для данной категории дел предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Обратите внимание, что срок для обращения в суд с административным иском сокращен по сравнению с общим 3-месячным и составляет 10 дней с момента получения ответа от вышестоящего пристава. Правомочность отказа в возбуждении исполнительного производства проверяется тем судом, в районе нахождения которого работает выдавшее отказ должностное лицо.
Доказывать законность решения должен сам судебный пристав. Если он этого не сделает, решение признается незаконным и отменяется, а пристава обязывают рассмотреть вопрос о возбуждении исполнительного производства вновь.
Таким образом, ФЗ № 229 устанавливает исчерпывающий список оснований, по которым пристав может отказать в возбуждении производства. В случае вынесения такого постановления можно либо устранить причину, по которым оно было вынесено, либо обжаловать отказ в возбуждении исполнительного производства в суде в порядке административного судопроизводства.
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Исполнительное производство».
Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства
Комментарий к статье 31
1. Наряду с возбуждением исполнительного производства в законе предусмотрено и другое процессуальное последствие предъявления заявления и исполнительного документа – отказ в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания для вынесения данного постановления перечислены в законе исчерпывающим образом.
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 настоящего Федерального закона. В данном случае должны быть соблюдены общие и специальные правила о месте совершения исполнительных действий, указанные в ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, в комментируемом основании для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрено исключение; в соответствии с которым если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к
исполнению. Здесь необходимо использовать правила об исчислении, перерыве и восстановлении сроков предъявления исполнительных документов, предусмотренные ст.ст. 21 – 23 Закона об
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона. Перечень исполнительных документов предусмотрен ст. 12 Закона об исполнительном производстве и не является исчерпывающим, поскольку к исполнительным документам относятся также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Другое важное условие состоит в том, что исполнительный документ по своему содержанию должен соответствовать общим требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство
по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об
исполнительном производстве. Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в Законе исчерпывающим образом, поэтому по иным основаниям прекращение исполнительного производства невозможно. Одним из последствий прекращения исполнительного производства является невозможность повторного предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве. В отличие от прекращения исполнительного производства окончание исполнительного производства не во всех случаях препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к принудительному исполнению. Такими препятствиями выступают лишь следующие отдельные основания окончания исполнительного производства:
– фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);
– фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п.
– выплата штрафа в полном объеме; замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии либо помилования; смерть должника-осужденного или объявление его умершим в исполнительном производстве по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. п. 1,2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона);
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В соответствии с действующим законодательством ФССП России не является единственным органом исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Например, по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (ч. 2 ст. 242.2 БК РФ).
2. В ч. 2 комментируемой статьи разрешены некоторые процессуальные вопросы отказа в принятии исполнительного документа.
Прежде всего, отказ в принятии исполнительного документа оформляется путем вынесения отдельного постановления судебного пристава-исполнителя. При этом должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в отношении основных реквизитов данного документа. Далее судебный пристав-исполнитель копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, обязан направить взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Должнику копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства не направляется.
3. В тех случаях, когда обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в возбуждении исполнительного производства и указанные в п. п. 1 – 4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, будут устранены, взыскатель, иные уполномоченные лица получают право на повторное предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению. Если отказ в возбуждении исполнительного производства был осуществлен ввиду того, что исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено или окончено (п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), повторное предъявление исполнительного документа невозможно.
Если в процессе проверки поступившего исполнительного документа судебный пристав-исполнитель обнаружит обстоятельства, препятствующие возбуждению исполнительного производства, он выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (см.
Закон об исполнительном производстве устанавливает основания для отказа в возбуждении исполнительного производства (ст. 31):
1)предъявление исполнительного документа без заявления взыскателя либо предъявление заявления, не подписанного взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2)предъявление исполнительного документа не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство;
3)истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению и отсутствие судебного решения о его восстановлении;
4)предъявление документа, который не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;
5) предъявление исполнительного документа, который ранее предъявлялся к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено судом или судебным приставом-исполнителем по основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона об исполнительном производстве (например, в случае смерти взыскателя-граж- данина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если требования, содержащиеся в исполнительном документе, не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства, утраты возможности исполнения документа, обязывающего должника совершить определенные действие (воздержаться от совершения определенных действий, отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю, принятия судом отказа взыскателя от взыскания, утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником, отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, и др.), а также в случае отмены приговора в части назначения штрафа за преступление (ч.
6)предъявление исполнительного документа, который ранее предъявлялся к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено ввиду: фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 вышеуказанного Закона); фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 2 ст. 47 этого же Закона); выплаты штрафа за преступление в полном объеме (п. 1 ч. 15 ст. 103 данного Закона); замены штрафа за преступление другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования (п. 2 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве); смерти должника-осужденного или объявления его умершим по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве);
7)предъявление судебного акта, акта другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, не вступившего в законную силу, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8)предъявление исполнительного документа, который не подлежит исполнению в соответствии с законодательством. Например, Федеральная служба судебных приставов в соответствии с БК РФ не производит принудительное исполнение судебных актов о взыскании денежных средств с казны России, казны субъекта РФ, казны муниципального образования (ст. 242.2).
! Постановление об отказе в возбуждении исполнительного произ- ° водства судебный пристав-исполнитель выносит в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа
Копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного и иных поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения такого постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1-4 и п. 7 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ может быть предъявлен на исполнение повторно в общем порядке.
Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства исчерпывающим образом определен в ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве»:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отказ в возбуждении исполнительного производства может быть обжалован вышестоящему должностному лицу (старшему судебному приставу) или в суд.
Правовые последствия отказа в возбуждении исполнительного производства зависят от обстоятельств, послуживших основанием для отказа. Указанные обстоятельства могут носить устранимый или неустранимый характер.
После получения копии постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства взыскатель может устранить обстоятельства, которые послужили причинами для отказа и повторно обратиться с заявлением о возбуждении производства (с учетом сроков, установленных ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве») — только в случае, если в возбуждении отказано на основании и. 1—4, 7 ст. 31 Закона:
Однако неясным остается вопрос о правовых последствиях отказа в возбуждении исполнительного производства по основаниям, введенным Федеральным законом от 12 марта 2014 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О судебных приставах 11 и Федеральный закон „Об исполнительном производстве 11 » и Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» и Федеральным законом от 08 марта 2015 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
• исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением сроков для повторного предъявления, установленных
ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
- • исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении данного ребенка;
- • исполнительный документ предъявлен с нарушением срока, установленного федеральным законом или судебным актом, актом иного органа или должностного лица, для исполнения требований исполнительного документа, а также срока предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (за исключением исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказание за совершение преступления).
По каким-то причинам законодатель не внес изменения в ч. 3 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части установления правовых последствий нарушения указанных выше норм. Представляется, что отказ в возбуждении исполнительного производства по основанию достижения ребенком возраста, когда международный договор не подлежит применению, будет препятствовать повторному предъявлению исполнительного документа к исполнению, поскольку данное обстоятельство (достижение ребенком определенного возраста) является неустранимым.
При этом несоблюдение срока для повторного обращения с заявлением о возбуждении исполнительного производства и срока, указанного в ч. 9 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве», по своей сути не является неустранимым препятствием к возбуждению исполнительного производства и поэтому не может быть препятствием для повторного предъявления взыскателем в службу судебных приставов
исполнительного документа при условии истечения сроков, указанных в ч. 9 ст. 21, ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».
- 1. Проанализируйте существующие научные подходы к определению понятия «исполнительный документ».
- 2. Соотнесите два понятия: «исполнительный документ» и «основание исполнения».
- 3. Какие виды исполнительных документов предусматривает Федеральный закон «Об исполнительном производстве»? Какие исполнительные документы предусмотрены иными федеральными законами?
- 4. Проанализируйте коллизионные нормы ФЗ «Об исполнительном производстве» и Трудового кодекса РФ о восстановлении пропущенных сроков исполнительной давности.
- 5. Сравните требования, предъявляемые к содержанию судебного приказа, указанные в ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ.
- 6. Определите общие правила территориальной компетенции Федеральной службы судебных приставов при возбуждении исполнительного производства.
- 7. Исследуйте вопрос о возможных правовых последствиях отказа в возбуждении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 9, 10 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве».
- [1] Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных листов, судебных приказов, исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей, а также судебных актов, актов другихорганов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должни
Статья 31 Федерального закона N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”. Отказ в возбуждении исполнительного производства
Отказ в возбуждении исполнительного производства – действие судебного пристава, свидетельствующее об отсутствии оснований принимать к производству исполнительные документы. Ниже описан перечень оснований для отказа и другие связанные с этим нюансы.
Исполнительное производство – это продолжение судебного процесса, в основном гражданского, хотя закон затрагивает исполнение решений арбитражных судов, а также судебных актов, принятых по результатам рассмотрения административных исков и актов других органов.
Действия пристава регулируются законом, подзаконными актами и методическими рекомендациями. Периодически вопросы его деятельности затрагиваются ППВС и обзорами практики.
Отказ в возбуждении исполнительного производства – это действие, урегулированное законом. Пристав не вправе совершать его на свое усмотрение. Все движения по делу, так или иначе, описаны в законе. Перечень оснований отказа является исчерпывающим, другое дело, что они не собраны в одной статье.
Когда возможен отказ в возбуждении исполнительного производства, указывается в ст. 31 закона. Основания можно поделить условно на две группы:
- первая – это формальные и устранимые нарушения;
- вторая – обстоятельства в принципе исключают производство по делу.
В случае с первой категорией заявитель может снова обратиться к приставам для открытия производства, в случае со второй обращение не имеет смысла, если только суд не отменит решение пристава.
Заявитель имеет право на открытие дела, если:
- исполнительный документ поступил без заявления или на заявлении нет подписи обратившегося лица;
- заявление подано не в то управление (нарушен принцип территориальности);
- пропущен срок предъявления исполнительного документа;
- исполнительный документ не соответствует требованиям законодательства;
- по тому же исполнительному документу уже велось производство, и оно было прекращено;
- не вступил в силу документ, на основании которого выдан исполнительный лист;
- суд отсрочил или предписал исполнить решение путем рассрочки;
- исполнительный документ обязывает выдать незаконно перемещенного ребенка через границу, но ребенок достиг возраста, при котором исполнение исключается, например, 18-летнего. Международное соглашение может предусматривать и иную возрастную планку.
Перечень оснований отказа в возбуждении исполнительного производства шире, и статья 31 прямо отсылает на иные положения закона.
Инициатором исполнительного производства служит взыскатель, написавший заявление. Его форма или образец предоставляются или на сайте, или в отделении службы.
Обычно граждане забывают расписаться или лицо, представляющее интересы взыскателя, забывает приложить копию доверенности. Иные недостатки – отсутствие номера счета в банке, на который делаются переводы денежных средств, сведений о взыскателе и должнике, их месте жительства и т.д. Как ни странно, но написание заявления вызывает трудности у граждан.
Отказ пристава в возбуждении исполнительного производства возможен из-за обращения не в то подразделение. Что это значит? Распределение деятельности основано на районировании. Например, районный суд обслуживает Ленинский район города, существует подразделение приставов, обслуживающее ту же территорию. И, если исполнительный лист выдан ленинским судом, его исполнение ложится на отдел ФССП того же района.
Исключение составляют сводные производства, объединяющие несколько дел. В этом случае группа приставов не ограничена пределами одного района. Однако решение о передачи производства группе принимается руководством.
На исполнение решения, получившего законную силу, дается 3 года. Имеются и другие случаи, в частности, по алиментам, по возмещению ущерба жизни и здоровью, где длительность исполнения дольше.
Если время упущено, взыскатель обращается в суд с просьбой восстановить его. В заявлении доказывается уважительность причин пропуска, факт того, что заявитель не мог обратиться в ФССП по объективным причинам, от него не зависящим.
Этот вопрос решается исключительно на уровне суда, и здесь отказ судебного пристава в возбуждении исполнительного производства более чем обоснован.
Ст. 13 закона об ИП указывает требования к содержанию исполнительного документа. Например, какие сведения указываются о судебном решении, постановлении о розыске ребенка.
Дополнительные требования касаются сотрудничества с другими странами в области исполнительного производства согласно международным договорам, в частности, Минской и Кишиневской Конвенции между странами СНГ.
Если, например, нет подписи или печати должностных лиц и органа, которые должны присутствовать на документе, пристав отказывает в открытии.
Тоже касается нотариальных документов и других бумаг, подлежащих исполнению.
Иногда производство закрывают за давностью, если у должника нет имущества или доходов, которые бы служили источником погашения долга. Пристав вправе закрыть дело за невозможностью взыскания.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусматриваются еще целым рядом статей, например, в случае смерти должника, либо отмены акта, на основании которого производилось взыскание (ст.ст. 43, ст. 103 и т.д.).
Суд может вынести по заявлению ответчика решение о рассрочке или отсрочке по уважительной причине. В этом случае исполнение откладывается, и принудительное взыскание невозможно.
Может случиться так, что судебный акт еще не вступил в силу, но на него выдан исполнительный лист. Если нет определения суда о немедленном исполнении такого решения, то открытие производства будет незаконным.
Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства оформляется согласно закону и ведомственным инструкциям, в частности, методическим указаниям.
Перечень сведений в постановлении пристава следующий:
- название подразделений, адрес офиса;
- дата принятия решения;
- должность, фамилия, инициалы пристава;
- номер производства (обычно тот, который был присвоен делу в суде);
- разрешаемый вопрос (об открытии производства);
- ссылка на законодательство;
- существо принятого решения (отказать в открытии производства по заявлению ФИО заявителя);
- порядок и сроки подачи жалобы на постановление (часто искажается и не соответствует нормам закона);
- дата и подпись.
На документе обязательно сотрудниками канцелярии ставится подпись.
Обжалование отказа в возбуждении исполнительного производства предусматривается двумя способами:
- путем подачи жалобы начальнику отдела приставов;
- путем подачи жалобы в суд в порядке КАС (действие последнего распространяется на все исполнительные производства, несмотря на то, каким органом выдан исполнительный лист, кроме арбитражного суда).
Общий срок обжалования – 10 суток с момента вынесения отказа или с момента, когда о нем стало известно.
Заявление оформляется следующим образом:
- наименование органа должностного лица (или просто начальнику отдела без указания фамилии и инициалов);
- сведения о заявителе (адрес проживания);
- сведения о производстве (номер и предмет производства);
- описание обстоятельств, доводы ссылки на закон, почему отказ незаконен;
- просьба (отменить постановление об отказе, его номер дата, кем вынесено);
- подпись и дата.
Последовательность оформления иска:
- истец – заявитель сведения о нем;
- ответчик – пристав-исполнитель;
- должник – третье лицо и сведения о нем;
- обстоятельства жалобы;
- доводы о незаконности;
- просьба отменить постановление и обязать возбудить исполнительное производство;
- перечень прилагаемых документов;
- подпись и дата.
Число копий документов согласно количеству участников процесса. Судьи часто обязывают оплачивать госпошлину, хотя здесь она не нужна.
Судебная практика по отказам в возбуждении исполнительного производства, показывает формальность действий приставов. Причины, по которым они отказывают, часто надуманны и связаны больше с желанием затянуть начало новых производств, т.к. руководство давит на сотрудников из-за статистических показателей.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Срок обжалования обычно отсчитывается с момента, когда стало известно о принятии решения, фактически со времени получения документа. Чтобы не столкнуться с преградами, юристы, страхуясь, просят восстановить срок подачи жалобы, ссылаясь на задержки из-за плохой работы почты.
Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.