Освобождение от административной ответственности

Самое актуальное и важное на тему: "освобождение от административной ответственности" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Законом предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности. Это обусловлено как принципами гуманности, так и необходимостью экономии средств государственного принуждения и основывается на тщательном учете всех объективных и субъективных сторон состава правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Есть еще ряд ситуаций по которым привлечение к административной ответственности не состоится, несмотря на наличие административного правонарушения.

Это противоправные действия в условиях крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Законом установлен также ряд обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении:

– отсутствие события административного правонарушения;

– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

– действия лица в состоянии крайней необходимости;

– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

– отмена закона, установившего административную ответственность;

– истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

– смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Давая правовую оценку описанным ситуациям, в которых административная ответственность не наступает, необходимо отличать освобождение от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния.

Есть также и некоторые ограничения применения административной ответственности, которые зависят от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения:

административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп;

лишение права управления средствами транспорта не применяется к лицам, которые управляют ими в связи с инвалидностью, за исключением ряда случаев (управление в состоянии опьянения и т.д.);

лишение права охоты, конфискация или возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Конституцией Российской Федерации и федеральными законами устанавливаются также особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).
Понятие, назначение и характерные черты административных наказаний

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Содержание административных санкций – обязанность виновного понести наказание – претерпеть лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие права и свободы, лишающие благ.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Читайте так же:  Как открыть филиал ооо

Административные наказания являются разновидностью административного принуждения. отличающейся своим карательным характером, иными целями от других мер административного принуждения.

К административным наказаниям относят только те мера принуждения, которые установлены КоАП РФ. Только КоАП РФ устанавливает порядок их назначения.

Наказания применяется уполномоченными субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения). Круг этих субъектов значительно шире, чем круг субъектов, применяющих уголовные наказания, в основном, за счет органов исполнительной власти, должностные лица которых выполняют функции следователя, эксперта, имея для этого необходимые специальные знания. Это повышает экономическую эффективность административной юрисдикции по сравнению с уголовной, упрощает ее. Такое упрощение могло бы вызвать отдельные нарушения прав граждан, но оправдывается меньшей общественной опасностью административных нарушений и меньшей суровостью наказаний.

Основания освобождения от административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ, можно подразделить на: а) общие и б) специальные, связанные с возрастом физического лица либо его определенным поведением.

Общим основанием является малозначительность совершенного административного правонарушения. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В Кодексе не указаны критерии малозначительности, хотя очевидно, что характер правонарушения определяется с учетом всех фактических обстоятельств его совершения. В частности, как следует из постановления Высшего Арбитражного Суда от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при малозначительности отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Не могут свидетельствовать о малозначительности административного правонарушения обстоятельства, связанные с личностью нарушителя, его имущественным положением, его действиями по устранению последствии правонарушения, возмещение причиненного ущерба.

Условиями освобождения от административной ответственности по этой статье являются: а) наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения; б) его малозначительный характер; в) принятие решения об освобождении от административной ответственности судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решать дело об административном правонарушении. Объявленное при этом замечание не является мерой административного принуждения, влекущей за собой какие-либо юридические последствия. Иными словами, лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Оно находится за пределами понятия повторности административного правонарушения и не может учитываться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

К специальным основаниям относится прежде всего возраст лица, совершившего административное правонарушение, физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом: а) его возраста; б) конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения; в) данных о лице, совершившем правонарушение.

Решение об освобождении может быть принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к правонарушителю меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Другие специальные основания освобождения от административной ответственности предусмотрены за правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Лицо освобождается от административной ответственности, если оно, во-первых, добровольно сдало указанные средства, а также их аналоги; во-вторых, обратилось в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением таких средств без назначения врача: в-третьих, если лицо, признанное больным наркоманией, согласилось на направление его на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ, совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность деяния. К ним относится, в частности, крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Основания для освобождения или ограничения административной ответственности

Случаи, когда лицо должно быть освобождено от ответственности

По результатам рассмотрения административных дел могут выноситься 2 вида решений: о назначении наказания либо о прекращении производства. Прекращение производства по делу означает в том числе освобождение привлекаемого лица от наказания, т. е. по факту — освобождение от административной ответственности.

КоАП РФ прямо не указывает, в каких случаях возможно освобождение от административной ответственности и что такое «освобождение». В широком понимании освобождение от ответственности — любой случай, когда лицу по тем или иным причинам не назначается наказание.

В силу ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу (и, соответственно, освобождение от административной ответственности) возможно в различных случаях, а именно:

  1. При наличии обстоятельств, которые перечислены в ст. 24.5 КоАП РФ.
  2. При признании правонарушения малозначительным.
  3. В случае обнаружения в действиях лица признаков преступления.
  4. В иных случаях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ.
Читайте так же:  С условкой в армию берут

Подробнее обо всех перечисленных основаниях для освобождения от ответственности расскажем далее.

Освобождение от ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ

В рассматриваемой норме перечислены случаи, когда административная ответственность исключается.

Лицо освобождается от наказания, если:

  1. Нет события нарушения, то есть не было противоправного действия (бездействия), за которое предусмотрена ответственность.
  2. Нет состава нарушения, то есть как минимум одного из четырех его обязательных элементов.
  3. Нарушитель не достиг возраста привлечения к ответственности.
  4. Нарушитель является невменяемым.
  5. Правонарушитель действовал в состоянии крайней необходимости (то есть должен был совершить нарушение, чтобы предотвратить более серьезное правонарушение или преступление, либо причинение вреда имуществу, жизни, здоровью людей).
  6. Правонарушитель был амнистирован.
  7. Закон, который устанавливал административную ответственность, утратил силу.
  8. Истекли сроки давности привлечения к ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ.
  9. Нарушитель уже был привлечен к ответственности за те же действия по той же статье, которая ему вменена, либо производство по аналогичному делу уже было прекращено.
  10. Правонарушитель умер.
  11. Юридическое лицо, привлекаемое к ответственности, ликвидировано.

Случаи, когда к нарушителю не могут применяться определенные виды наказаний

При наличии определенных оснований возможно ограничение административной ответственности. Ограничение предполагает, что лицо, признанное виновным, по каким-то причинам освобождается от конкретного вида наказания.

Так, КоАП РФ предусматривает возможность назначения различных видов наказаний, в том числе:

  1. Штрафа.
  2. Ареста.
  3. Дисквалификации.
  4. Выдворения.
  5. Лишения специального права (например, водительского удостоверения).
  6. Приостановление деятельности.

При этом арест не может назначаться беременным женщинам, несовершеннолетним, инвалидам, военнослужащим и некоторым другим категориям граждан. Соответственно, если статья КоАП РФ будет предусматривать наказание в виде ареста, то назначить его не имеют права.

Штраф, в свою очередь, не может быть назначен гражданам, проходящим службу по призыву и имеющим звания старшин и сержантов, а также солдатам и матросам.

Лишить специального права нельзя тех, кто им не обладает, например, охотничьего билета нельзя лишить того, кто его не получил.

Дисквалификацию нельзя назначить физическим и юридическим лицам, поскольку данный вид наказания предусмотрен только для должностных лиц.

Выдворение назначается исключительно иностранным гражданам. Соответственно, граждане РФ не могут быть подвергнуты данному наказанию, как и должностные лица и организации.

Приостановление деятельности может быть назначено только организациям, но не физическим лицам.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает различные основания для освобождения от административной ответственности. Кроме того, предусмотрены случаи ограничения ответственности, предполагающие, что тот или иной вид наказания не может быть назначен определенной категории лиц.

3. Освобождение от административной ответственности

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, в соответствии с изложенным лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Анализируя понятие крайней необходимости, можно выделить три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

а) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. При этом опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

б) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

в) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий – стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

Давая понятие крайней необходимости, КоАП не конкретизирует, о каком лице идет речь. Вместе с тем представляется, что признание крайней необходимости возможно при совершении противоправного деяния как физическим, так и юридическим лицом.

Читайте так же:  Закона рф о недрах

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Следует отметить, что в рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий невменяемости указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В КоАП указаны четыре такие формы: а) хроническое психическое расстройство, т.е.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) – интеллектуальный момент, и руководить ими – волевой момент.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, должен установить состояние невменяемости на момент совершения правонарушения. Для установления этого состояния назначается психиатрическая экспертиза.

КоАП предусматривается возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Поскольку в данном случае в отличие от случаев крайней необходимости и невменяемости устанавливается не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

Освобождение от ответственности в данном случае связывается с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю в связи с совершенным правонарушением. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера воспитательного воздействия направлена на то, чтобы лицо, совершившее правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного.

Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности

Исходя из принципа гуманизма, КоАП устанавливает основания, усло­вия и последствия освобождения от административной ответственно­сти лиц, совершивших административные правонарушения в состоянии крайней необходимости, невменяемости или при малозначительности проступка.

Статья 2.9 КоАП предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья , орган, долж­ностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее администра­тивное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правона­рушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не пред­ставляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В ст. 2.7 КоАП установлено, что не является административным пра­вонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости , т.е. для устранения опасности, не­посредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращен­ный вред. Таким образом, совершение административного правонару­шения в состоянии крайней необходимости не только освобождает лицо от административной ответственности, но и позволяет не считать такие действия административным правонарушением. Институт крайней не­обходимости способствует повышению социальной активности людей, Предоставляет им возможность принимать участие в предотвращении Вреда правам человека, интересам государства и общества. При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза при­чинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Не будеткрайней необходимости, если угроза указанным охраняемым интересам | может возникнуть в будущем. Примером источников угрожающей опасности при крайней необходимости могут являться стихийные силы — наводнения, пожары, землетрясения; поведение животных, например при их нападении на человека. Причинение вреда можно признать оправданным, если у человека не было иного выхода для спасения более ценного блага. Поэтому при обнаружении угрозы правоохраняемым интересам должны находиться непротивоправные пути предотвращения или устранения такой угрозы, а если такой возможности нет, должны приниматься меры, минимально нарушающие правоохраняемый интерес. При сопоставлении вреда причиненного и вреда предотвращенногонужно учитывать социальную значимость интересов, причем при сопоставлении жизни и здоровья человека и имущественных интересов предпочтение отдается жизни и здоровью людей.

Читайте так же:  Соглашение о выкупе жилого помещения

В ст. 2.8 КоАП указано, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости , т.е.не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Своеобразным освобождением от административной ответствен­ности является пропуск судьей, органом или должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП. Согласно указанной норме постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а по делу об административном правона­рушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Установлен так­же срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутрен­них морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, патентного, антимонопольно­го, бюджетного, валютного законодательства, об охране окружающей среды, об энергосбережении, об охране здоровья граждан, в области са­нитарно-эпидемиологического благополучия населения и ряда других законодательных актов установлен годичный срок.

Освобождение от административной ответственности. Срок административной ответственности

Административная и уголовная ответственность – самые тяжелые правовые последствия для нарушителей. Однако по сущности административная ответственность такова, что зачастую складывается ситуация, когда деяние гражданина, содержащее черты того или иного правонарушения, тем не менее, не несет большой общественной опасности.

Отсутствие негативных последствий для правонарушителя на практике связано с двумя ситуациями: когда речь идет об исключении такого явления, как административно-правовая ответственность при наличии всех признаков проступка; либо когда правонарушение признано совершенным, однако сам виновный не подлежит привлечению к ответственности. Кодекс об административных правонарушениях выделяет следующие основания для освобождения от административной ответственности: малозначительность, замена другим наказанием, невменяемость и другие.

Связано освобождение, в частности, и с тем, что государственному аппарату необходимо экономно расходовать средства принуждения. Главная задача органа-правоприменителя – правильно учесть содержание объективной и субъективной сторон состава правонарушения, выявляя смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Изображение - Освобождение от административной ответственности proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F1%2F4%2F8%2F3%2F9%2F2%2F4%2F1483924

Кодекс РФ об административных правонарушениях дает право суду, органу, должностному лицу, которые составляют постановление о назначении административного наказания, при определенных признаках признать совершенное деяние малозначительным. Надо сказать, указание на малозначительность существовало еще во времена СССР, в прежнем Кодексе, однако до сих пор законодатель не дал точного определения данному термину, не прояснил, каковы критерии оценки, а лишь делегировал эту обязанность правоприменителю.

Для должностных лиц же в большинстве случаев служит авторитетным мнение Верховного суда. Согласно Постановлению Пленума ВС от 24.03.05 № 5, малозначительным административным правонарушением можно считать деяние, характер, размер вреда и тяжесть последствий которого не являются большой угрозой для нормального функционирования общественных отношений. При этом не учитываются личностные мотивы и имущественное положение виновного. При этом суд, выступая конечной инстанцией, вправе подвергнуть изменению решение иного органа, признав постановление незаконным и отменив его.

Таким образом, в законе нет точного понятия малозначительности, что, с одной стороны, позволяет уполномоченному лицу быть демократичнее, с другой – создает поле для злоупотреблений, влекущих освобождение от административной ответственности при недопустимых обстоятельствах.

Изображение - Освобождение от административной ответственности proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F1%2F4%2F8%2F3%2F1%2F6%2F0%2F1483160

В случае если происходит освобождение от административной ответственности по признакам малозначительности, к правонарушителю применяется устное замечание, которое относится к мерам реагирования. Устное замечание информирует недопустимость такого поведения в будущем. Оно не имеет письменного выражения и может быть вынесено на любой стадии административного производства. Также замена производится в случаях, когда речь идет о военных (военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности), несовершеннолетних, обычно дело обстоит с проступками, совершенными впервые.

Новшеством, внесенным в Кодекс РФ об административных правонарушениях, являются последние изменения, касающиеся смягчения наказаний для субъектов малого и среднего предпринимательства за правонарушения, выявленные в ходе государственных проверок, – вместо штрафа инструментом принуждения выступает предупреждение.

Изображение - Освобождение от административной ответственности proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F1%2F4%2F8%2F3%2F1%2F5%2F9%2F1483159

Административная юридическая ответственность несовершеннолетних является особым случаем. Стоит отметить, что лица от 16 до 18 уже выступают в качестве субъектов административной ответственности. Суд может прийти к выводу о замене наказания устным выговором, опираясь на данные о личностных качествах правонарушителя. Такое решение выносится также и комиссией по делам несовершеннолетних, а список применимых мер регламентирован также Федеральным законом о профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних. К примеру, комиссия может потребовать принести публичные извинения, сделать предупреждение, подвергнуть общественному порицанию и передать ребенка под домашний надзор.

Изображение - Освобождение от административной ответственности proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F1%2F4%2F8%2F3%2F1%2F5%2F8%2F1483158

Срок административной ответственности также может повлиять на назначение наказания, что отчасти взято из норм уголовного права. Ст. 4.5 указывает на такие сроки привлечения к ответственности, как три месяца, год со дня совершения административного правонарушения – при нарушении законодательства о территориальных морях, исключительной экономической зоне государства, о защите интересов инвесторов на рынке бумаг, нормах таможенного, валютного, налогового и других законодательств.

Читайте так же:  Охрана труда 214 статья

Причина подобного «упущения» кроется в том, что, в отличие от уголовного права, административное не признает принципа неотвратимости наказания за совершенный проступок.

В случае если правонарушение носит длительный характер, то сроки исчисляются с момента обнаружения такового. Высший Арбитражный суд в бытность своего существования указывал на то, что, проверяя давность, необходимо помнить, что день выявления противоправного деяния и является днем совершения. При этом следует исходить из обстоятельств и признаков объективной стороны. Стоит учитывать и то, что срок давности, согласно действующему законодательству, имеет только одно основание для приостановления – ходатайство лица о рассмотрении дела по месту его проживания.

Некоторые ученые все же полагают, что нельзя рассматривать срок давности как условие, соблюдение которого влечет освобождение от административной ответственности, поскольку такой механизм больше связан с обеспечением действенности работы административно-юрисдикционного аппарата.

Изображение - Освобождение от административной ответственности proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F1%2F4%2F8%2F3%2F1%2F5%2F7%2F1483157

Специальные виды оснований освобождения от ответственности

К специальным видам оснований освобождения можно отнести как случаи привлечения отдельных групп субъектов (к примеру, военнослужащих или несовершеннолетних), так и составы Особенной части, в которых напрямую прописан алгоритм освобождения от ответственности.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, могут не привлекаться к административной ответственности, если в пределах части функционирует определенный дисциплинарный акт.

К примеру, ст. 15.11 содержит положения об ответственности за нарушение бухгалтерского учета и отчетности, где часть вторая допускает освобождение от ответственности в том случае, если нарушившие возместят недостаток уплаченных налогов, исправят соответствующие недочеты и ошибки в налоговой декларации. Ст. 2.6.1 предназначена для освобождения собственника транспортного средства от ответственности в ситуациях, когда машина управлялась не им (по доверенности, в результате угона). Ст. 14.32 предусматривает освобождение для лица, которое первое выполнило все условия.

Изображение - Освобождение от административной ответственности proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F1%2F4%2F8%2F3%2F1%2F5%2F6%2F1483156

Отличия между понятиями «освобождение от административной ответственности» и «исключение административной ответственности»

Административное законодательство построено так, что некоторые правоведы объединяют обстоятельства, освобождающие от административной ответственности, с обстоятельствами, её исключающими, таким образом рассматривая крайнюю необходимость и невменяемость в общем списке. Однако это, безусловно, два разных правовых института, поскольку первый случай не исключает вредоносность деяния обществу (в отличие от крайней необходимости), действия лица признаются правомерными и не содержащими умысла.

Изображение - Освобождение от административной ответственности proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F1%2F4%2F8%2F3%2F1%2F5%2F5%2F1483155

Проблемы функционирования института освобождения от ответственности

Больше всего правовых проблем связано с нормами, которые носят оценочный характер. Отсутствие признаков малозначительности дает возможность административному органу самостоятельно оценить обстоятельства, что имеет негативные последствия и порождает разнобой в практике.

Также крайне неправильным кажется и то, каков порядок освобождения от уголовной ответственности лица, не управлявшего транспортом на момент фиксации правонарушения, поскольку речь, скорее, идет об отсутствии состава как такового – ненадлежащем субъекте деяния.

Практика применения норм об освобождении от ответственности

Рассматривая вопрос о малозначительности, необходимо знать, есть ли правонарушения, в отношении которых применить норму не представляется возможным. Действительно, Верховный суд в Постановлении № 18 от 24.10.06 дал понять, что невозможно использовать правило о малозначительности в случаях, когда дело связано с распитием спиртных напитков при управлении транспортным средством, поскольку машина является источником повышенной опасности. Суд учитывает потенциальный вред общественным отношениям, независимо от причиненного вреда.

При этом нередки разночтения: к примеру, в одном случае суд не посчитал неприменение контрольно-кассовой техники единично как нарушение, несущее угрозу общественному порядку, ссылаясь на то, что продавец, осуществлявший продажу, работал первые сутки и имел хорошую характеристику. В другом же случае суд посчитал, что в деянии присутствует угроза общественным отношениям, несмотря на то что сумма, по которой отпускался товар, была незначительной. Иногда в ходе судебного следствия выясняется, что состав правонарушения наносит более серьезный вред, чем указаный в статье КоАП РФ, в таком случае становится невозможным наказать нарушителя административно. Уголовная ответственность, скорее всего, даст возможность квалифицировать содеянное как состав преступления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все это позволяет сделать вывод о том, что правоприменителям, так или иначе, требуется более точное разъяснение критериев освобождения от административной ответственности.

Изображение - Освобождение от административной ответственности 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here