Неправомерные действия должностных лиц

Самое актуальное и важное на тему: "неправомерные действия должностных лиц" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Закон РАА

Жалоба на неправомерные действия должностного лица или органа государственной власти

Жалоба на неправомерные действия должностного лица или органа государственной власти. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Жалоба на неправомерные действия должностного лица

В _____________ районный (городской)
суд _______________________ области
(края, республики)
от _________________________________
(Ф.И.О., адрес)
ОТВЕТЧИК: __________________________
(наименование органа власти
или должностного лица, адрес)

Жалоба на неправомерные действия должностного лица
(органа государственной власти)

«___»____________ 20__ г. ____ (указать наименование органа власти или должностного лица) _____ в отношении меня были совершены неправомерные действия ______ (указать, какие действия) _____, нарушающие мои права и свободы, что подтверждается _____ (привести обоснование) _______.

На основании ст. 1-4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,

Обязать _____ (указать наименование органа власти или должностного лица) ______ выполнить ____ (указать, какие действия) ____.

Приложения:
1. Доказательства, подтверждающие неправомерность действий ответчика
2. Копия жалобы для ответчика
3. Квитанция об уплате государственной пошлины

Подпись ______________
Дата _____________

Неправомерные действия как правонарушение в сфере действующего законодательства и порядок привлечения к ответственности

Любые действия, которые осуществляются на сегодняшний день, могут носить характер правомерных и неправомерных действий. Если в отношении правомерных действий можно сказать, что они осуществляются в целях соблюдения действующего законодательства, то неправомерные действия всегда своей целью имеют нарушение действующего законодательства в различных отраслях права, существующего на территории Российской Федерации.

Действующее в Российской Федерации законодательство не дает подробного определения того, что следует рассматривать в качестве неправомерных действий. Однако на основе сложившейся практики можно сказать, что под неправомерными действиями следует понимать такие действия, которые осуществляют физические и юридические лица и которые могут в каком-либо виде нарушать действующее законодательство.

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpravo.team%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fjurist_online-75x75

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 350-8059 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 309-9401 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Нарушение действующего законодательства может происходить в нескольких сферах одновременно либо в какой-то одной, например, в сфере уголовного права, то есть путем совершения преступлений.

При формировании понятия неправомерных действий следует понимать, что неправомерными могут быть не только действия, но и бездействие, если такое бездействие приводит к нарушению действующего законодательства.

Однако следует понимать, что совершение неправомерных действий всегда носит виновный характер, независимо от того, идет речь о фактическом совершении каких-либо действий либо о бездействии.

Порядок привлечения к ответственности за совершение неправомерных действий регулируется различными нормативными актами:

  • если речь идет о привлечении к уголовной ответственности за совершение неправомерных действий, то в основе выбора мер ответственности будет находиться Уголовный Кодекс Российской Федерации, а в качестве основы для правовых действий по привлечению к ответственности будет использоваться Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации;
  • в случае если речь идет об административной ответственности, то меры ответственности будут выбираться в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях, также как и основа порядка для привлечения к такой форме ответственности;
  • если речь идет о нарушении гражданского законодательства, то привлечение к ответственности за такие неправомерные действия может осуществляться как в соответствии с положениями уголовного, так и в соответствии с положениями административного законодательства.

Что же касается мер ответственности, то они выбираются на основании того, какое именно неправомерное действие было совершено, а также на основании решения суда.

Порядок привлечения к ответственности за неправомерные действия

Общий порядок привлечения к ответственности выглядит следующим образом:

  • подача заявления в правоохранительные органы о совершении тех или иных неправомерных действий;
  • предоставление необходимых документальных и недокументальных доказательств совершенных неправомерных действий;
  • поддержание своего заявления, в том числе в случае, если речь идет о представлении своих интересов в судебном рассмотрении заявления.
Читайте так же:  Ндфл сроки уплаты налога

Чаще всего подача такого заявления осуществляется в органы полиции или прокуратуры, а в случаях с нарушением гражданского законодательства возможно подать сразу исковое заявление в суд.

Содержание заявления о привлечении к ответственности

Заявление о привлечении к ответственности за совершение различного рода неправомерных действий представляет собой документ, в котором должны быть отражены все обстоятельства, в которых такие неправомерные действия были совершены. В таком документе должны быть отражены:

  • наименование того правоохранительного органа, куда направляется заявление;
  • сведения о заявителе, в том числе с указанием сведений о его контактных данных;
  • описание обстоятельств, в которых конкретно произошло совершение каких-либо неправомерных действий, а также указание причиненного такими действиями ущерба;
  • перечень документов, которые подтвердят факт совершенного правонарушения.

Заявление необходимо предоставить вместе со всеми приложениями в тот правоохранительный орган, который занимается привлечением к ответственности в той или иной сфере.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-49-03 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 425-34-28 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как пожаловаться на неправомерные действия должностного лица

Обращаясь в различные государственные органы гражданин надеется получить квалифицированную помощь. При выявлении нарушений в работе сотрудников таких организаций любой гражданин имеет право написать жалобу на действия или бездействие должностного лица.

Должностные лица обычно разграничены в сферах деятельности и могут осуществлять полномочия в:

  • Вооружённых силах РФ;
  • организациях местного самоуправления;
  • государственных организациях федерального уровня.

Должностные лица наделены определённой властью, но только в рамках своих полномочий. Если в действиях должностного лица имеется признак халатного отношения к своим обязанностям, то подаётся жалоба. Такой документ можно оформить самостоятельно и подать в надзорный орган.

Должностные лица могут выполнять различные функции, в том числе регулировать земельные отношения собственников дачных участков, поэтому жалоба должна быть не только правильно составлена, но и адресована в надзорный орган, занимающийся рассмотрением обращений граждан.

Если жалоба будет написано на имя адресата, в обязанности которого не входит разбирать подобные обращения, то жалоба будет возвращена обратно. Чтобы не потерять драгоценное время, необходимо заранее выбрать организацию, сотрудники которой занимаются рассмотрением подобных обращений.

При подаче жалобы в вышестоящий орган во многих случаях удаётся полностью устранить проблему в течение непродолжительного времени. Непосредственному начальнику можно пожаловаться в устной форме, но в этом случае на руках у гражданина не будет никаких доказательств факта подачи жалобы.

На письменные обращения вышестоящее начальство отреагирует с большей долей вероятности. Если и в этом случае не удалось добиться справедливости, то наиболее действенным средством является подача заявления в прокуратуру.

Если не удалось найти общий язык с непосредственным руководством должностного лица, то в этом случае можно подать жалобу в прокуратуру. Оформить заявление прокурору можно как на должностное лицо, которое недостаточно профессионально выполняет свои обязанности, так и на его начальство, которое отказалось реагировать на обращение гражданина.

В жалобе следует подробно указать:

  • какие нормы законодательства были нарушены должностным лицом;
  • какие именно изменения необходимо внести в работу сотрудника госучреждения, действие или бездействие которого вынудили гражданина прибегнуть к таким радикальным мерам.

Действия должностного лица можно обжаловать в суде. Заявление подаётся в районный суд, наименование которого обязательно следует указать в шапке документа.

Также необходимо внести в заявление:

  • должность лица, действия или бездействие которого стали причиной обращения в судебный орган;
  • требования к должностному лицу;
  • прилагаемые к документу доказательства;
  • в нижней части документа следует поставить дату и подпись.

Как составить жалобу на действия должностного лица

Для составления такого документа не потребуется искать бланк для заполнения, по причине отсутствия законодательно утверждённого образца, но определённые правила составления жалобы необходимо знать заранее:

  1. Прежде всего следует отказаться от употребления нецензурных выражений в тексте обращения.
  2. Также запрещается вводить сотрудников надзорного органа в заблуждение путём отображения в документе неверных сведений.

О порядке подачи жалобы на нотариуса читайте далее.

Обязательными при оформлении жалобы на должностное лицо являются следующие пункты:

Адресатом в документе является надзорный орган, в который подаётся заявление. Заявитель – это гражданин, обращающийся за помощью в данную организацию. Заявителю необходимо указать в документе:

  • ФИО;
  • контактные данные;
  • ситуацию, при которой должностное лицо предприняло незаконные действия;
  • должность и ФИО сотрудника, допустившего нарушение.

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpensiapro24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fdolzhn-lico%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D0%2596%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B0-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25B9%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%258F-%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE-%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B0-1

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpensiapro24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fdolzhn-lico%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D0%2596%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B0-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25B9%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%258F-%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE-%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B0-2

Подача жалобы должна быть осуществлена не позднее 3 месяцев с момента нарушения, допущенного должностным лицом. Подача жалобы обычно начинается с организации, в которой работает данное лицо.

Если такая мера не принесла желаемого результата, то подаётся жалоба в прокуратуру или суд. Если преступное действие или бездействие исходило от сотрудника полиции или таможенного поста, то не менее эффективным является подача заявление в УСБ.

Судом жалоба рассматривается в течение 10 дней, но если гражданин в попытках отстоять свои права на справедливость дошёл до Верховного суда РФ, то придётся ждать ответа этого надзорного органа не менее 2 месяцев.

В прокуратуре обращение граждан рассматривается в течение 1 месяца, по истечении которого заявитель в обязательном порядке будет проинформирован о принятом решении.

Куда жаловаться на качество услуг оператора ТЕЛЕ2? Подробности в статье.

Об особенностях подачи жалобы в РСА читайте здесь.

В УСБ жалоба на должностное лицо будет рассматриваться не более 2 недель. В этом случае гражданин также будет проинформирован о принятых мерах в отношении должностного лица.

Как составить жалобу на неправомерные действия должностного лица?

Главная » Документы » Жалобы » Как составить жалобу на неправомерные действия должностного лица?

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpotreb-prava.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2FIMG_20180817_190746-404x227

Образцы жалоб на неправомерные действия должностного лица

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на неправомерные действия должностного лица в УСБ:

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpotreb-prava.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Fpotreb-prava.com-obrazets-zhaloby-v-USB-1-768x1024

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpotreb-prava.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Fpotreb-prava.com-obrazets-zhaloby-v-USB-2-768x1024

СКАЧАТЬ образцы жалоб на действия должностных лиц можно по ссылкам ниже:

Читайте так же:  Соглашение договор о сотрудничестве

Образец формы жалобы, как правило, можно найти на стендах в каждом исполнительном органе, так как оспаривание принятых ими решений – одно из ключевых прав граждан.

Данные формы документов имеют похожую внутреннюю структуру, которую можно описать следующим образом:

  • обязательным является указание исполнительного или судебного органа власти справа в углу, куда будет направлено обоснованное требование заявителя. Здесь же указывается ФИО гражданина, подающего жалобу, и его контактные данные;
  • в качестве основной части идет описание конкретной ситуации, в которой, по мнению заявителя, его права были нарушены. Очень важно излагать сведения кратко, по существу вопроса, опираясь на даты событий. Следует также упомянуть фамилии должностных лиц, допустивших нарушение или способствовавших этому;
  • необходимо отразить какие именно права, по мнению заявителя, были нарушены должностным лицом, а также в чем конкретно это выражалось. В противном случае документ превратится в повествование бытовой ситуации;
  • в заключении следует указать свое видение решения вопроса и требования по устранению допущенных нарушений.

Запомните! Единой формы описываемых документов не существует. В каждом конкретном случае они имеют свою специфику. Единственным условием является точное, последовательное, логически обоснованное изложение, исключающее присутствие двусмысленности при прочтении.

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpotreb-prava.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2F254-370x277-150x150

Как составить жалобу на нотариуса в нотариальную палату, читайте тут.

Граждане могут обратиться с жалобой на незаконные действия должностных лиц в судебные органы власти. В данном случае необходимо отчетливо осознавать обоснованность претензий к действиям или решениям госорганов, местных исполнительных органов, организаций, предприятий и учреждений, а также конкретных госслужащих.

Если претензии основаны на личной неприязни заявителя к должностному лицу, и по факту нарушений прав не было, такая жалоба неправомерна и может повлечь за собой негативные последствия для лица, которое ее предьявляет.

Решения (а также действия) органов исполнительной власти и других должностных лиц могут быть приняты (или осуществлены) как единолично, так и в коллегиальном порядке. Подпадает под действия и размещение официальной информации, явившейся причиной нарушения гражданских прав.

Причем нарушения могут выражаться в виде действия или бездействия уполномоченных лиц, в результате которых:

  • произошло нарушение гражданских прав;
  • появились препятствия для реализации указанных прав;
  • на лицо неправомерно возложено какое-либо обязательство, или присутствует незаконное наложение санкций.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpotreb-prava.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2FPROMO-EPLeads-po-seredine

Основной функцией жалобы является восстановление нарушенных неотьемлемых прав и свобод граждан. Обеспечение процедуры защиты гражданских прав закреплено в нормах ст. 12 ГК РФ.

Указанная норма предусматривает:

  • восстановление нарушенных прав;
  • приведение создавшихся обстоятельств в первоначальное, законное положение;
  • пресекает незаконные действия, способствует отмене решений, повлекших за собой нарушение правовых норм.

Посмотрите видео. О порядке подачи жалоб на действия и бездействия сотрудников внутренних дел:

Подать жалобу на должностное лицо имеет право гражданин РФ, если у него имеются все основания полагать, что его права были нарушены. В качестве заявителя может также выступать уполномоченное трудовым коллективом (коллективная жалоба) или организацией лицо.

Обращение осуществляется в порядке подчиненности. Если были нарушены права в первой инстанции, жалоба подается в вышестоящую. Рассмотрение жалобы, как правило, происходит в 30-тидневный срок.

Если необходима дополнительная проверка или запрос информации, важной для решения дела, то срок может быть продлен. При этом заявителя обязательно уведомят.

Жалоба подается в канцелярию вышестоящей инстанции исполнительного органа. Желательно проследить, чтобы жалоба была завизирована (присвоен входящий номер) и записана в книгу учета входящей документации.

Удобнее всего иметь с собой копию документа. В этом случае работник поставит входящий номер и на копии, которую можно оставить при себе.

При отсутствии возможности обратиться с подачей жалобы лично можно отправить ее по почте заказным письмом. Обязательно с уведомлением о вручении. Если к жалобе прилагаются документы, свидетельствующие о нарушении прав, следует сделать подробную опись прилагаемых документов при почтовом отправлении.

Нередки случаи, когда процесс рассмотрения жалобы занимает долгое время.

Это, прежде всего, связано с тем, что:

  • производятся запросы дополнительных документов;
  • документ может быть отправлен в нижестоящий орган для устранения нарушений.

Поскольку обращение происходит по правилам подведомственности, гражданам следует обращаться к руководителю должностного лица, нарушившего права, или в вышестоящий орган исполнительной власти. На сегодняшний день подать заявление можно как на бумажном носителе, так и онлайн (в электронном варианте).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Руководитель или вышестоящий орган проводит проверку действий конкретного лица и дает им правовую оценку, назначая меры по устранению возникших нарушений.

В случаях, когда действия уполномоченного лица несут не дисциплинарный или административный, а уголовный характер (например, коррупция), то необходимо адресовать жалобу в Управление собственной безопасности.

Такой вид жалобы можно подать как на бумажном носителе, так и в электронном виде, а также обратиться по телефону горячей линии. При обращении по телефону крайне важно назвать свои личные и контактные данные (для обратной связи), изложить дело по сушеству, назвать документы (если такие имеются), подтверждающие нарушение прав.

Органы прокуратуры осуществляют контроль над соблюдением правовых норм на территории страны. При поступлении жалобы прокуратура проверяет законность действий должностного лица. Выявление нарушений влечет за собой предписание об их устранении.

Если у работника прокуратуры есть основания полагать, что нарушения имеют уголовный характер (вымогательство, коррупция, взятки и т. д.), инициируется возбуждение уголовного дела.

Обратите внимание! Наиболее эффективный вариант восстановления нарушенных прав – обращение в суд. В то же время этот шаг очень трудоемкий, так как потребует от гражданина документальных свидетельств нарушения прав. Законом установлен срок в 3 месяца (со дня наступления нарушения), в течение которого гражданин может подать заявление в суд.

Даже если орган исполнительной власти отказал в удовлетворении жалобы заявителя, у последнего всегда есть право на обращение в суд. Нередки случаи, когда суд отменяет решение исполнительных органов об отказе в удовлетворении и указывает на нарушения правовых норм.

В обычном порядке жалобы граждан рассматриваются в течение 30 дней, но при необходимости срок может быть продлен до 1 месяца.

Читайте так же:  Штраф за превышение скорости узнать

Тем не менее, существуют определенные особенности для каждого вида жалоб.

Запомните! Обращения, из которых следует информация об административном правонарушении, рассматриваются в 15-ти дневный срок. Судебное разбирательство по такому делу производится не более чем в 10-ти дневный срок. Результатом рассмотрения является мотивированное решение, копия которого направляется заявителю.

В решении отражены меры, принятые для ликвидации нарушения и его последствий.

Если в решении содержится отказ в удовлетворении требований заявителя, то обязательно присутствует подробное обоснование со ссылками на нормы права.

Посмотрите видео. Техника написания эффективной жалобы в правоохранительные органы:

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpotreb-prava.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2FPROMO-EPLeads-vnizu-stati

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fpotreb-prava.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F06%2FPOTREB-PRAVA.COM-pered-formoj-voprosa

Комментарии к статье “Как составить жалобу на неправомерные действия должностного лица?”

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

Обжалование действий должностных лиц часто вызывает у граждан непредвиденные трудности. Чтобы избежать возможных проблем при составлении и подаче заявления в отношении неправомерных деяний должностных лиц, гражданам следует изучить сведения, представленные в этой статье.

Что такое должностное лицо?Изображение - Неправомерные действия должностных лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fnsovetnik.ru%2Ffiles%2Flori-0003406111-smallwww

В ст. 2.4 КоАП РФ законодатель устанавливает, что должностным лицом считается гражданин, который постоянно или временно осуществляет функции представителя власти.

Такое лицо наделено специальными распорядительными полномочиями. Должностные лица являются сотрудниками государственных структур или воинских формирований.

Право граждан на судебную защиту и возмещение ущерба

Право на судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц отражено в нормах ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. При этом законодатель предоставляет гражданам возможность возмещения убытков, которые были причинены незаконными или правомерными действиями государственных органов.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ, граждане могут возместить убытки от незаконных действий или бездействия должностных лиц государственных органов за счет государственных средств.

В нормах ст. 16.1 ГК РФ отражено, что власти компенсируют гражданам ущерб личности или имуществу, вызванный правомерными действиями должностных лиц.

Должностные лица государственных структур несут ответственность согласно статьям 1069 и 1070 ГК РФ. Должностные лица возмещают гражданам причиненный ими вред. Денежные средства на возмещение вреда выделяются из государственной казны.

Подача жалоб в отношении должностных лиц происходит:

  • в связи с совершением незаконных действий;
  • незаконным бездействием;
  • изданием незаконного нормативного акта;
  • незаконным осуждением;
  • незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности;
  • противозаконным заключением под стражу или оформлением подписки о невыезде;
  • причинением вреда при осуществлении дознания, предварительного следствия, правосудия.

Заявление об оспаривании действий должностных лиц, согласно нормам постановления Правительства РФ от 16.08.2012 № 840, должно содержать:

  1. Наименование государственного органа, указание на должность и Ф. И. О. лица, чьи решения обжалуются.
  2. Ф. И. О. и адресные реквизиты заявителя.
  3. Сведения о решениях и деяниях, которые оспариваются в жалобе.
  4. Доводы, исходя из которых можно установить противозаконность принятых должностным лицом решений.

Подача жалобы на должностное лицо в вышестоящие органы

Гражданин, который считает, что его права и свободы были нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица, может оспорить их:

  • в суде,
  • вышестоящем государственном органе.

Государственные органы принимают жалобы в письменной и электронной форме. Подать заявление об оспаривании действий должностных лиц граждане могут лично, через представителя, посредством письменного отправления, с помощью портала государственных услуг или официального сайта государственного органа.

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней с момента ее регистрации. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

Сотрудники государственного органа, уполномоченные на рассмотрение жалобы гражданина, вправе оставить ее без ответа, если она включает в себя:

  • нецензурные или оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц;
  • угрозы родственникам государственных служащих;
  • части текста, которые невозможно прочитать, в том числе Ф. И. О. и адрес заявителя.

В КАС РФ содержится глава 22, которая подробно регламентирует порядок подачи заявления в отношении должного лица.

Куда можно подать жалобу?

Если гражданин, чьи права были ущемлены, решает обратиться в суд с исковым заявлением, то ему потребуется подать иск в органы:

  • по месту жительства.
  • по месту нахождения должностного лица, чьи действия будут оспариваться.

Если заявление в суд подается от лица военнослужащего, оспаривающего решение командира или органа военного управления, то его следует направлять в военный суд.

Правила подачи административного искового заявления

Направляя жалобу на должностное лицо в суд, гражданину требуется придерживаться требований ГПК РФ о подсудности и подведомственности дел.

Кроме этого, истец должен помнить о соблюдении формы обращения в суд, которая описана в ст. 124 КАС РФ (См. Какова процедура подачи искового заявления в суд?).

Поданную жалобу судебные органы могут принять, вернуть, оставить без движения или направить истцу отказ в принятии.

Подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав.

Даже если указанный срок пропущен, заявление от гражданина будет принято судебными органами, но суд, в который направят жалобу, будет выяснять причины пропуска срока.

Рассмотрение заявления об оспаривании действий должностных лиц

Жалоба рассматривается судом на протяжении 10 дней. Если заявление подавалось в ВС РФ, то срок его рассмотрения составит 2 месяца.

Судебные органы, принявшие заявление, имеют право приостановить действие решения должностного лица до момента, когда будет принято окончательное решение по гражданскому делу.

Рассмотрение жалобы должно происходить при участии того должностного лица, решения которого подлежат оспариванию. Если извещенное лицо не явится на заседание суда, то дело будет рассмотрено без его присутствия.

Судебное решение по жалобе

После проведения необходимых процессуальных процедур суд принимает решение по исковому заявлению.

Судебные органы вправе:

  1. Признать иск обоснованным, приняв решение об обязанности должностного лица полностью устранить допущенные нарушения и ограничения для реализации прав гражданина.
  2. Отказать в удовлетворении иска. Такое решение принимается, когда оспариваемые действия должностных лиц являются:
  • законными;
  • осуществленными в пределах их полномочий;
  • принятыми без нарушения прав и свобод гражданина-заявителя.

Принятое судом решение направляется в государственный орган, сотрудником которого является должностное лицо-ответчик.

Читайте так же:  Бытовое хулиганство статья

Полученный государственными служащими документ станет основанием для устранения допущенных нарушений закона.

Направление документа производится в течение 3 дней с момента его вступления в силу.

Исполнение решения судебных органов по делу об оспаривании действий должностных лиц

Исполнение решения суда должностным лицом, чьи действия были оспорены, должно сопровождаться сообщением об этом в суд и гражданину-заявителю.

Должностное лицо обязано сообщить об исполнении решения в течение 1 месяца.

30-дневный срок, отведенный для реализации решения судебных органов, начинает исчисляться с момента получения этого решения государственным служащим.

Таким образом, граждане могут подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц для восстановления нарушенных прав. По итогам рассмотрения заявления суд может обязать ответчика устранить допущенные нарушения.

Виды ответственности должностных лиц за неправомерные действия и решения;

Специфика института ответственности органов и должностных лиц заключается в том, что данный институт является комплексным, включает в себя охранительные нормы различной отраслевой принадлежности. Анализ нормативно-правовых актов подтверждает различие подходов к определению понятия «должностное лицо» [287] .

В рамках рассматриваемого нами вопроса под должностными лицами следует понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным. Речь идет лишь о тех служащих, которых обычно именуют представителями власти.

Основаниями привлечения к ответственности должностных лиц являются преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, причинение материального ущерба, гражданские правонарушения.

Все правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно разделить на две большие группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью.

Правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел на службе (по службе), представляют собой противоправные деяния (действия либо бездействие), выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих служебных (должностных) обязанностей. За совершение преступления или иного правонарушения сотрудник органов внутренних дел может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Уголовная ответственность должностных лиц и государственных служащих заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод за совершение преступлений, где они выступают в качестве специальных субъектов уголовной ответственности. Их специфика обусловлена особым правовым статусом, закрепляемым нормами административного права. Все преступления, совершаемые указанными лицами, объединяет то, что они связаны с использованием служебного положения. Именно обладая статусом должностного лица, данные субъекты могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные уголовным законодательством: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 136 УК РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 2 ст. 137 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ч. 3 ст. 139 УК РФ), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и др. Анализ уголовного законодательства позволяет выделить несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудники органов внутренних дел вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей несут уголовную ответственность.

Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы. Такими деяниями признаются злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст.ст. 285-293 УК РФ).

Другую группу образуют преступления против правосудия. Это деяния, предусмотренные ст. ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие.

Уголовную ответственность влекут общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. ст. 137-140, 149 УК РФ).

Административная ответственность. В ст. 2.4 КоАП РФ закреплено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Административная ответственность должностных лиц наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП РФ предусматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, это воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав; нарушение законодательства о труде и его охране; воспрепятствование проведению митинга, демонстрации; незаконное изъятие паспорта; воспрепятствование осуществлению права граждан на свободу совести, нарушение правил рассмотрения обращений граждан.

Должностные лица подлежат административной ответственности по основаниям, установленным КоАП РФ (ст. 2.4) и законами субъектов Российской Федерации. Так, видами административных правонарушений в соответствии с Законом Московской области [288] являются: неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан (ст. 4), нарушение сроков рассмотрения обращений граждан (ст. 5), принятие заведомо необоснованного и (или) незаконного решения по обращениям граждан (ст. 6).

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За ряд правонарушений (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, таможенных правил и др.) они несут ответственность на общих основаниях.

Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении должностным лицом, государственным служащим возложенных на них служебных обязанностей, в числе которых значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

Общие положения о дисциплинарной ответственности закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации, где в ст. 192 дан перечень дисциплинарных санкций. Составы дисциплинарных проступков закреплены в нем в самом общем виде и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах. Так, дисциплинарную ответственность за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о государственной службе, Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ [289] .

Читайте так же:  Удержание алиментов с материальной помощи

Вопросы дисциплинарной ответственности регламентируются и законодательством о государственной гражданской службе. Так, в частности, ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены меры дисциплинарного взыскания, к которым законом отнесены: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Военнослужащие несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Сотрудники органов внутренних дел привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено должностным лицом, которое уполномочено назначать на должность сотрудников органов внутренних дел.

К должностным лицам, действующим в рамках трудового договора, может применяться материальная ответственность. Под материальной ответственностью работника понимается «обязанность работника, виновными противоправными действиями которого причинен прямой действительный имущественный ущерб, возместить его в размере и порядке, предусмотренных трудовым законодательством» [290] . Материальная ответственность работодателя установлена ст. 234–237 Трудового кодекса РФ. В данных статьях предусмотрены следующие основания наступления материальной ответственности работодателя: за утрату заработка в связи с незаконным лишением работника возможности трудиться (ст. 234); за задержку заработной платы и других выплат (ст. 236); за ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235); за моральный вред, причиненный работнику (ст. 237).

Материальная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности государственных служащих, носит восстановительный характер. Она наступает за причинение материального ущерба организации и выражается в возмещении виновным причиненного вреда.

Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда служащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

Следует также отметить, что законодательство о государственной службе не устанавливает каких-либо особенностей при привлечении государственных служащих к материальной ответственности за причиненный ими ущерб соответствующему государственному органу и определении ее пределов по сравнению с Трудовым кодексом РФ. С учетом этого нормы трудового законодательства, регулирующего материальную ответственность работников, по аналогии закона можно распространять на государственных служащих.

Аналогичная ситуация складывается в отношении сотрудников органов внутренних дел. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. по делу № 78-Г05-72 [291] отмечается, что законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

Поскольку в настоящее время специальный нормативный акт о материальной ответственности сотрудников ОВД отсутствует, к сотрудникам органов внутренних дел применимы нормы трудового законодательства, предусматривающие общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора (гл. 37 ТК РФ), а также устанавливающие материальную ответственность как работника перед работодателем (гл. 39 ТК РФ), так и работодателя перед работником (гл. 38 ТК РФ).

Материальную ответственность сотрудников органов внутренних дел в соответствии с нормами трудового законодательства может быть двух видов: ограниченной либо полной.

Ограниченную материальную ответственность сотрудники органов внутренних дел, виновные в нанесении ущерба, несут в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

В полном размере сотрудниками органов внутренних дел ущерб возмещается в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ): когда на сотрудника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении трудовых (служебных) обязанностей; недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущербах и др.

Материальная ответственность сотрудника органа внутренних дел не исключает его дисциплинарной или уголовной ответственности.

Органы исполнительной власти, местного самоуправления несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный гражданину в результате своих незаконных действий (бездействия). Вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Под казной понимается принадлежащее Российской Федерации (субъекту РФ, муниципальному образованию) имущество, не закрепленное за конкретными государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями. В первую очередь к казне относятся средства соответствующих бюджетов, которые управляются органами Министерства финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и их должностных лиц, рассматривается в отдельном вопросе. Отметим лишь, что должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред в смысле ст. 1069 ГК РФ, ответственности перед физическими и юридическими лицами не несут. Требования о возмещении вреда в данном случае к ним применяться не могут, поскольку должностные лица не являются субъектами гражданского права. Согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, а само должностное лицо может быть привлечено к материальной ответственности.

В то же время Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, возместившие потерпевшему вред, имеют право регресса к непосредственному причинителю вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законодательством, в частности, трудовым.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Изображение - Неправомерные действия должностных лиц 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here