Надзор за банковской деятельностью осуществляет

Самое актуальное и важное на тему: "надзор за банковской деятельностью осуществляет" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Регулирование — издание ЦБ РФ правовых актов, обязательных для исполнения всеми кредитными организациями, а также в силу наличия полномочий совершение юридически значимых действий, которые могут влиять на состав и структуру банковской системы. По своей структуре российская система регулирования и надзора за банковской деятельностью имеет много общего с системами Великобритании и Италии, в которых осуществление банковского надзора — исключительная компетенция центральных банков.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности системы РФ, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Кто осуществляет надзор и контроль над банковской деятельностью?

Здравствуйте. Скажите, куда мне можно обратиться? Брала в 2008 году 30 000 в кредит на небольшой ремонт квартиры и замену газовой плиты.

Выплачивала все по графику, но потом дочь помогла деньгами, и я решила закрыть кредит полностью. Пошла в банк, написала заявление на досрочное погашение.

Банк мое заявление принял, сделали расчет, я внесла заявленную сумму в кассу, взяла чек и ушла. В 2011 году мне приходит письмо из банка о том, что у меня висит долг по кредиту 24 000 рублей.

Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска операций посредством установления специальных финансово-правовых средств. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы — финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности.

Банковский надзор (Banking Supervision) — система мероприятий по контролю и активных упорядоченных действий Национального банка. направленных на обеспечение соблюдения банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями в процессе их деятельности законодательства Украины и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности системы и защиты интересов вкладчиков.

Главными целями банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора .

Лекции по банковскому менеджменту — файл Функционирование бак системы

Наличная денежная эмиссия и организация денежного обращения

    Банк России как единый эмиссионный центр Правовые нормы, регулирующие эмиссионную деятельность Банка России Организация наличного денежного обращения Организация хранения банкнот и монеты, функционирование резервных фондов Банка России Организация работы с неплатежными, поддельными и сомнительными денежными знаками

Регулирование наличного денежного обращения

    Налично-денежный оборот в Российской Федерации и его прогнозирование Денежный рынок и его параметры Понятие и структура денежной массы Анализ налично-денежного обращения Кассовое обслуживание клиентов Банка России и кредитных организаций Контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций.

Статья 41 комментируемого Закона закрепляет несколько правил, касающихся вопроса организации надзора за деятельностью кредитных организаций.

Во-первых, она устанавливает факт необходимости осуществления государственного надзора за деятельностью кредитных организаций; во-вторых, определяет орган банковского надзора — Банк России; в-третьих, устанавливает правовые основания надзора — федеральные законы.

Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. Необходимость надзора и контроля со стороны центрального банка за деятельностью кредитных институтов обусловлена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике.

Изображение - Надзор за банковской деятельностью осуществляет proxy?url=https%3A%2F%2Finvestprofit.info%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F02%2Fbank_nad

Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?

Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.

Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.

Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:

нормативов ликвидности и достаточности капитала;

ограничений по размерам резервов, финансовых рисков, кредитов, поручительств и банковских гарантий и др.

Изображение - Надзор за банковской деятельностью осуществляет proxy?url=https%3A%2F%2Finvestprofit.info%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F02%2Fstrukt_nadzor

Осуществление наблюдения и регулирования статьей 56 упомянутого федзакона возложено на Комитет банковского надзора Банка России, с октября 2016 года возглавляемый первым зампредседателя ЦБ Дмитрием Тулиным. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» российского банковского сектора (2014 — сентябрь 2016) — комитетом руководил Алексей Симановский.

В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.

Читайте так же:  Место открытия наследства подтверждается

Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.

В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:

проверку соблюдения банковской организацией позиций лицензии и норм устава;

изучение динамики показателей деятельности каждого банка и его перспектив;

проверку работы руководящих и ревизионных органов банка;

контроль над договорными отношениями организации с кредиторами, дебиторами, клиентами и исполнением ею договорных обязательств, включая детальную проверку размещения привлеченных кредитных и собственных средств;

изучение причин финансовых потерь банка, неэффективных / убыточных сделок и операций;

выявление нарушений организацией правовых норм банковской деятельности, их мотивов, причин и обстоятельств.

Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:

юридический — проверяя соблюдение законности;

пруденциальный — контролируя исполнение нормативов.

Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:

дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов;

контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте.

Виды банковского надзора

Место осуществления надзора

Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:

надзор за обслуживанием / хранением средств бюджета;

надзор за обеспечением собственной ликвидности;

Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:

Департамент лицензирования, Департамент пруденциального надзора и другие подразделения, занимающиеся дистанционным наблюдением;

Департамент инспектирования с соответствующими управлениями и отделами в территориальных подразделениях ЦБ, производящие контактный надзор.

Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:

непосредственно надзорные методы — проверка выполнения кредитными организациями нормативных актов;

методы административного воздействия — выдача, проверка соблюдения и отзыв лицензий, наложение запретов и ограничений на виновные в нарушениях банки;

методы регулирующего воздействия, направленного на снижение банковских рисков, включающие письменные рекомендации регулятора проблемным банкам;

методы экономического воздействия — изменения нормативов и налоговые меры по отношению к финорганизациям.

Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):

предупреждение учредителям с предложением увеличить капитал финорганизации до требуемого размера;

изменение нормативов, установленных для конкретного банка, на срок до 6 месяцев;

штраф в размере до 1% уставного капитала кредитной организации;

требование проведения тех или иных мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) банка;

принятие решения о санации финорганизации средствами подконтрольного Центробанку Фонда консолидации банковского сектора с переходом банка в госсобственность на период оздоровления или бессрочно (с 2017 года; ранее санирование проводилось средствами АСВ и частных санаторов, без огосударствления);

крайняя мера — отзыв лицензии, означающий ликвидацию банка.

Участившееся в 2014-2016 годах применение к коммерческим банкам именно крайней меры (при нынешней главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лицензий лишены более 400 банков) оппоненты российских властей яростно критикуют, но многие эксперты называют следствием реальных проблем, накопившихся в банковском секторе. Эти проблемы связывают среди прочего с недостаточной эффективностью банковского надзора, который оказывался неспособным предотвращать потери ликвидности и вовремя выявлять «дыры» в балансе банковских организаций.

Так, российский экономист Андрей Мовчан в статье, опубликованной в британской The Financial Times 15 января 2018, утверждает, что ЦБ не заметил и не предотвратил ни одного грядущего краха банка, даже системно значимого. Регулятор даже не стал разбираться с собственными аудиторами, не обратившими внимания на завышение в отчетности Банка «Открытие» общеизвестных цен российских гособлигаций.

Изображение - Надзор за банковской деятельностью осуществляет proxy?url=https%3A%2F%2Finvestprofit.info%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F02%2Fnadzor

В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.

В настоящее время параллельно с «зачисткой», которая прогнозируется еще в течение 2-3 лет, Банк России пытается (не формально ли?) усовершенствовать банковское регулирование и надзор, а также постепенно усиливает требования к коммерческим банкам. Так, в 2018 году российские кредитно-финансовые организации должны завершить переход на стандарты Базеля III, которыми в декабре 2010 Базельский комитет по банковскому надзору установил нормативы ликвидности и более строгие требования к капиталу по сравнению с Базелем II.

Необходимость и сущность надзора за банковской деятельностью

Банковский надзор – это разновидность государственного регулирования кредитных организаций, осуществляемого надзорными органами посредством специфических процедур, методов и инструментов с соблюдением выработанной мировой и отечественной практикой принципов для поддержания стабильной банковской системы и защищённости клиентов от утраты денежных средств, хранящихся на счетах.

Особая экономическая и социальная природа кредитных организаций, их значимость для развития экономики стран обуславливают необходимость в регулировании банковской деятельности.

Надзор за банковской деятельностью следует рассматривать как систему, включающую следующие элементы:

  • субъекты надзора;
  • предмет банковского надзора;
  • стадии банковского надзора;
  • методы надзорной деятельности;
  • принципы банковского надзора.

Субъекты надзора рассматриваются двояко:

  • с одной стороны, это органы осуществляющие банковский надзор.
  • с другой – это поднадзорные кредитные институты (см. рисунок ниже).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предметом (сферой) надзора за банковской деятельностью являются:

  • процессы вступления кредитных организаций в банковский сектор;
  • текущая деятельность кредитных организаций;
  • процессы управления кредитными организациями;
  • процедуры оздоровления кредитных организаций;
  • процедуры ликвидации кредитных организаций.
Читайте так же:  Исковая давность по взысканию задолженности

Сфера банковского надзора охватывает все этапы жизнедеятельности кредитных организаций.

Стадии и методы надзора за банковской деятельностью и их характеристика

Банковский надзор в России, как и во многих странах с формирующейся банковской системой, включает три основные стадии надзора:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Лицензирование деятельности и согласование изменений структуры кредитных организаций.
  2. Пруденциальный (от английского – благоразумный, осторожный, осмотрительный) надзор – текущий надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций.
  3. Контроль за процедурами оздоровления (санирования) и ликвидацией коммерческих банков с отозванными лицензиями.

Цель надзора на стадии лицензирования – это минимизировать риски допуска в банковский бизнес или в его отдельные сектора кредитные организации, деятельность которых заранее может принести угрозы интересам клиентов.

Стратегическая задача текущего надзора – это обеспечение надёжного уровня управления банком.

Под надёжным управлением понимается управление, которое учитывает и внутренние, и внешние факторы функционирования банка и обеспечивает его дальнейшее развитие.

Для обеспечения взвешенной оценки рисков и финансового состояния кредитной организации в целом надзорные органы уделяют пристальное внимание оценке состояния учёта и контроля.

Методы банковского надзора можно разделить на основные и вспомогательные.

К основным методам следует отнести:

  • анализ и оценку финансового положения;
  • контроль за соблюдением требований российского и банковского законодательства;
  • применение при необходимости мер надзорного реагирования (предупредительные или принудительные).

К вспомогательным (обеспечивающим) методам относят:

  • разработку процедурных норм, которые регулируют деятельность банков;
  • подготовку и издание нормативных актов, содержащих установленные нормы.

Надзорные органы применяют к банкам в процессе надзора меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Применяемые меры воздействия могут быть или предупредительными или принудительными, в тоже время возможно сочетание мер воздействия разных типов.

Предупредительные меры воздействия характерны для ранних стадий возникновения недостатков, которые не наносят угроз интересам клиентов.

Принудительные меры воздействия используются при условии, что только предупредительные меры недостаточны, банк систематически нарушает российское и банковское законодательство.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Контроль за деятельностью кредитных организаций: специфика, виды. Полномочия органов, осуществляющих контроль за деятельностью кредитных организаций.

Кредитные организации действуют на основе лицензий, выданных Банком России. В статье 59 ФЗ “О Центральном банке РФ (Банке России) закреплено, что “Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их”.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы.

Контроль Банка России за деятельностью кредитных организаций

Банковский надзор – это контроль за деятельностью коммерческих банков, осуществляемый Банком России. Банк России выступает органом банковского регулирования и надзора.

Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Субъектами банковского регулирования и банковского надзора являются кредитные организации и банковские группы.

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Главной целью банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банковский надзор имеет две составные части: пруденциальный надзор и инспектирование.

Пруденциальный надзор (или ранний, осторожный, осмотрительный) – дистанционный надзор, осуществляемый на документарной основе, включающий в себя установление Банком России пруденциальных норм деятельности коммерческих банков, проверку представленной коммерческими банками отчетности, анализ финансового состояния коммерческих банков, исчисление по представленной отчетности установленных норм и нормативов, выявление отклонений и нарушений законодательства, а также применение мер к нарушителям.

Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России:

– предельные величины рисков, принимаемые кредитными организациями;

– нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

– требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитной организации или на возможность реальной оценки ее финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Инспекционная деятельность Банка России — составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение.

Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России.

Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности.

Проверки кредитных организаций осуществляются по следующим направлениям:

– оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

– оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);

– определение размера рисков, активов, пассивов;

– оценка качества активов кредитной организации (ее филиала);

Читайте так же:  Зачем нужно свидетельство о расторжении брака

– оценка величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

– оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала);

– оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

– выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся не реже одного раза в год.

Инспекционные проверки различают в зависимости от круга контролируемых вопросов, от поднадзорности и от включения банка в Сводный план проверок.

По кругу контролируемых вопросов инспекционные проверки разделяются на два вида: комплексные и тематические.

Комплексная проверка — проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности.

Тематическая проверка – проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности.

В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, проверки кредитных организаций (их филиалов) подразделяются на два типа: региональные и межрегиональные.

Региональная проверка — проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России.

Межрегиональная проверка — проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.

Основаниями для проведения внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов) являются:

– наличие данных о нарушениях кредитными организациями (их филиалами) законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

– существенное изменение финансового состояния кредитных организаций, в том числе наличие оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);

– выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов), а также задержка представления в Банк России отчетности кредитных организаций (их филиалов) более чем на 15 дней;

– необходимость проверки выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств, в том числе обязательств по выполнению планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций;

– обращения кредитных организаций в Банк России с ходатайством о предоставлении кредитов Банка России или отсрочки формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

– обращения федеральных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– обращения органов банковского надзора иностранных государств;

– случаи, определенные законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России;

– иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок кредитных организаций (их филиалов).

Результаты инспекционной проверки оформляются актом, который относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией третьим лицам.

Меры воздействия (меры надзорного реагирования) к кредитным организациям применяются центральным аппаратом и территориальными учреждениями Банка России, которые в целях применения мер воздействия именуются «надзорные органы».

Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях се приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда что вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

2. Контроль внешних аудиторов за деятельностью банка

Аудит – это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия, банка, организации, учреждения и выражения мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое “Надзор За Деятельностью Банков” в других словарях:

НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БАНКОВ — комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово хозяйственной деятельности и организации работы в банке и его учреждениях. Осуществляется в следующих формах: межгосударственный,… … Большой экономический словарь

НАДЗОР, БАНКОВСКИЙ — 1. контроль за деятельностью банков со стороны центральных банков. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями… … Большой бухгалтерский словарь

НАДЗОР БАНКОВСКИЙ — – 1) контроль за деятельностью банков со стороны резервной системы; 2) контроль за расходованием банковского кредита дебитором … Экономика от А до Я: Тематический справочник

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР — 1) контроль за деятельностью банков со стороны центральных банков. В соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью… … Юридическая энциклопедия

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР — 1) контроль за деятельностью банков со стороны центральных банков. В соответствии с Федеральным Законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред от 3 февраля 1996 г) Банк России является органом банковского регулирования и… … Энциклопедический словарь экономики и права

Читайте так же:  Процедура банкротства отсутствующего должника

Федеральная система банков жилищного кредита — Система, предоставляющая кредитные резервы ссудосберегательным ассоциациям (savings and loans), кооперативным банкам и иным организациям жилищного кредита, аналогично роли Федеральной резервной системы (Federal Reserve System, FRS) по отношению к … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Рекомендации Банка России к интернет-сайтам банков — Банк России в приложении к письму от 23 октября 2009 года № 128 Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации веб сайтов кредитных организаций в сети Интернет» дает следующие рекомендации о том, какие сведения банк должен… … Банковская энциклопедия

ЗАКОН ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ 1991 г. — FOREIGN BANK SUPERVISION ENHANCEMENT ACT OF 1991 FBSEAЗакон имел целью заполнить пробелы в сфере надзора за деятельностью ин. банков и ее регулирования с тем, чтобы обеспечить добросовестное и последовательное применение положений о банковской… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Ассоциация украинских банков — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/20 октября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР — 1) контроль за банковской деятельностью со стороны центральных банков. В соответствии с Законом РФ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г. Банк России осуществляет постоянный надзор за… … Юридический словарь

В соответствии с Федеральным Законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред от 3 февраля 1996 г) Банк России является органом банковского регулирования и… … Энциклопедический словарь экономики и права банковский надзор — 1) контроль за банковской деятельностью со стороны центральных банков.

Его цель — минимизация риска в деятельности банка и максимизация прибыли.

Каждая в отдельности кредитная организация является предметом конкретного надзора со стороны ЦБ РФ.

Усиление надзора за конкретной кредитной организацией может быть продиктовано общими интересами укрепления банковской системы, в частности, управлением системными рисками. Однако в этом есть и обратная сторона: кредитная организация теряет свои преимущества в системе конкурентных отношений.

Информация о том, что определенная кредитная организация подвергается интенсивному надзору, может породить сомнения у ее клиентов. Вид банковского надзора – это обусловленная объектом и предметом банковского надзора конкретная деятельность Банка России по проверке деятельности кредитной организации.

Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям.

надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы. Каждая в отдельности кредитная организация является предметом конкретного надзора со стороны ЦБ РФ. Усиление надзора за конкретной кредитной организацией может быть продиктовано общими интересами укрепления банковской системы, в частности, управлением системными рисками.

Однако в этом есть и обратная сторона: кредитная организация теряет свои преимущества в системе конкурентных отношений.

РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ, ЭЛЕМЕНТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА

К основным законодательным актам, регулирующим деятельность коммерческих банков, относятся законы о Банке России,

0 банках и банковской деятельности, о валютном регулировании и валютном контроле, Закон о кредитных историях, Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [1] и др.

Особое место среди нормативных документов, определяющих пруденциальные нормы и требования к коммерческим банкам, занимают инструкции Банка России, в частности от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» [2] , от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» [3] , а также положения Банка России, например, положением ЦБ РФ о правилах осуществления перевода денежных средств, от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» [4] и др.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ РФ осуществляются через его структурное подразделение — департамент банковского надзора и банковского регулирования.

Под банковским регулированием понимается система мер, с помощью которых надзорный орган ЦБ РФ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы, предотвращает дестабилизирующие тенденции в банковской деятельности.

Главные цели банковского регулирования и надзора — поддерживание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

К другим целям можно отнести:

  • — защиту мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;
  • — предотвращение банковских рисков;
  • — антимонопольный надзор.

К актуальным задачам банковского надзора, которые решает Банк России, относятся:

  • — разработка и внедрение системы раннего реагирования (вмешательство органа надзора необходимо еще на той стадии, когда в банке только начинаются определенные трудности, возможно, в скрытой форме, а не тогда, когда проблемы уже настолько обострены, что зачастую банк уже невозможно спасти);
  • — разработка и осуществление особой системы контроля за крупными коммерческими банками (банки, имеющие значительную сеть филиалов, концентрирующие значительный объем межбанковских платежей или имеющие большой объем вкладов населения). Банкротство такого банка может иметь негативные последствия для всей банковской системы;
  • — разработка действенного механизма предупреждения банкротства коммерческих банков и их ликвидация в рамках банкротства (это одно из требований, выдвигаемых МВФ в качестве условий предоставления России международного кредита);
  • — надзор за банковскими группами — консолидированный надзор (важным элементом банковского надзора является способность надзорного органа осуществлять контроль за банковскими организациями и НБО на консолидированной основе, а также их операциями, проводимыми в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами).
Читайте так же:  Оформление кредита под залог квартиры

Основные методы банковского надзора:

  • — пруденциальный (дистанционный, документарный) надзор — на основании форм отчетности, предоставляемых коммерческими банками в ЦБ РФ;
  • — инспекционный надзор — инспекционные проверки деятельности коммерческих банков с выездами на места.

При организации системы банковского надзора большое значение придается предоставлению коммерческими банками информации о своей деятельности. Коммерческий банк является достаточно закрытым учреждением. Требования к раскрытию информации включают необходимость опубликования регулярных финансовых отчетов, проведенных аудиторской фирмой. Необходима также детальная проверка коммерческих банков инспекторами, результаты которой не могут быть полностью опубликованы из соображений коммерческой тайны. Здесь особенно важен вопрос о разработке единых банковских стандартов и методов обработки данных.

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством. В Российской Федерации органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Законом о Банке России является ЦБ РФ. Можно выделить три функции банковского надзора 1 .

Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальным инструментарием, регулирующим процесс вхождения банковских организаций и НБО в банковскую систему и их деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа определенными нормами и требованиями к коммерческим банкам, достаточными для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.

Сигнализирующая функция надзора выражает его способность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования. Для реализации этой функции надзорный орган должен располагать специальной информационно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реагирования.

Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблюдении законодательно-нормативных требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и банка по предотвращению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются проверки банков на местах.

Наряду с государственным регулированием банковской деятельности можно выделить саморегулирование как самостоятельное направление банковского регулирования, осуществляемое самими банками и их объединениями (ассоциациями) посредством принятия внутрибанковских документов.

Банковский надзор представляет собой систему, включающую ряд элементов: субъекты и объекты, методы, механизм и инструменты надзора.

См.: Казимагомедов Л.А. Правовое регулирование деятельности комбанков // Сборник статей и трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. Махачкала, 2007.

Субъектами надзора выступают две стороны: надзорный и поднадзорный органы ЦБ РФ и коммерческий банк соответственно. Поднадзорными органами считаются все банковские организации и ИБО, а также иностранные банки, осуществляющие свою деятельность на территории страны.

Объектами надзора в современных условиях являются: процессы входа выхода поднадзорных органов в банковскую систему, текущая деятельность, состояние учета и отчетности их.

В современных условиях в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору формируется новая модель надзора, получившая название риск-ориентированного надзора. Суть этой модели заключается в акцентировании внимания на существенных факторах, создающих угрозу устойчивости банковской системы. Такими факторами являются банковские риски. Особое внимание в сфере банковского надзора придается оценке достаточности капитала, способного покрывать возможные потери.

Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение состояния коммерческого банка непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.

Механизм надзора как совокупность действий надзорного органа можно рассматривать в разных аспектах. С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются: регистрация и лицензирование банковской деятельности, дистанционный и контактный надзор.

Инструменты надзора определяются основными направлениями, по которым он осуществляется. Например, инструментами надзора регистрации и лицензирования являются:

  • — требования к коммерческому банку для получения лицензий и государственной регистрации;
  • — виды лицензий на осуществление банковских операций;
  • — требования к порядку представления коммерческими банками документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения;
  • — основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва.
Видео (кликните для воспроизведения).

С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:

  • — разработка методических документов, определяющих требования к коммерческим банкам для их лицензирования, пруденциальные нормы и требования к действующим коммерческим банкам, основания для отзыва лицензии, программы аналитических и институциональных проверок;
  • — аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок, по оценке перспектив финансовой устойчивости коммерческих банков;
  • — контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;
  • — оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности;
  • — организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от ЦБ РФ определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности коммерческого банка.
  • [1] См.: СЗ РФ. 2003. № 52. Ч. 1. Ст. 5029.
  • [2] См.: Вестник Банка России. 2010. № 23.
  • [3] См.: Вестник Банка России. 2012. № 74.
  • [4] См.: Вестник Банка России. 2008. № 29—30.
Изображение - Надзор за банковской деятельностью осуществляет 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here