Кто имеет право на законодательную инициативу

Самое актуальное и важное на тему: "кто имеет право на законодательную инициативу" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

В любом государстве есть определенные нормы и правила, которыми регулируется законодательный процесс. Эти нормы несколько отличаются друг от друга в зависимости от государства, а специфичность этого процесса везде разная. Общими моментами является только то, что создание законов регулируется конституцией и законодательством страны, а также то, что оно выполняется высшими инстанциями государственной власти.

Этот процесс – определенная процедура, которая разбивается на несколько этапов, последовательно следующих друг за другом в обязательном порядке. Законодательная инициатива – это начальный этап в процессе законотворчества, так называемое право подачи законопроекта в законодательный орган, которым обладают определенные субъекты, представляющие государственную власть.

Кто наделен правом законодательной инициативы в России

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=http%3A%2F%2Fjuristpomog.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F721ae655f3b40ddd9013ec30ed2bda7d-300x200

Депутаты Государственной Думы наделены законодательными инициативами

Суть данного права – в возможности подачи законопроекта в парламент, где он будет в дальнейшем рассмотрен. Им наделяются определенные органы государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ, им могут воспользоваться такие субъекты:

  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • Правительство РФ
  • Конституционный Суд РФ
  • Верховный Суд РФ
  • Высший Арбитражный Суд РФ
  • органы, которые наделены правом представлять эти субъекты

Законотворческие проекты, которые могут быть предложены для рассмотрения:

  1. законы, об исправлениях в Конституции РФ
  2. федеральные конституционные законы
  3. федеральные законы
  4. различных законопроектов, изменяющих уже существующие законы
  5. законопроектов, по принятию которых ранее работающие законы становятся недействительными
  6. различных поправок к законопроектам

Субъект, который имеет право на подачу законопроекта, обязан представить следующие документы:

  • пояснительную записку, в которой необходимо изложить суть вносимого законопроекта
  • текст законопроекта, а на его титульном листе должно быть указано, кем данный законопроект вносится
  • список актов законодательства, утрачивающих силу, либо подвергающихся изменению вследствие принятия представленного законопроекта
  • финансово-экономическое обоснование, если оно необходимо
  • решение Правительства, необходимое в определенных ситуациях

В законопроекте обязательно должны содержаться сроки и порядок вступления закона в действие, различные преобразования в законах, которые затрагиваются при вступлении данного законопроекта в силу. Все законопроекты, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думой, должны быть зарегистрированы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В тех ситуациях, когда законопроект не соответствует требованиям, он возвращается инициатору, для приведения его соответствующий требованиям вид.

Право законодательной инициативы позволяет некоторым субъектам начинать процесс законотворчества. Им наделены определенные органы власти Российской Федерации.

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=http%3A%2F%2Fjuristpomog.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fimage029

Субъекты, наделенные правом законодательной инициативы

Процесс создания закона – это определенная последовательность действий, так называемых этапов, на каждом из которых происходит выполнение какой-либо части законотворчества. Изначально возникает необходимость в регулировании определенной социальной проблемы, появившейся в обществе. Данная потребность возникает самопроизвольно, а действительно важной характеристикой в ее значении считается острота проблемы и ее актуальность.

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=http%3A%2F%2Fjuristpomog.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fpalata1-300x200

Есть несколько стадий правотворческой работы

В Российской Федерации, правом на принятие законотворческого решения наделена Государственная Дума. Она может создавать, изменять или отменять определенные правовые нормы, работает над текстом принимаемого законопроекта. Правотворческая работа – это длительный процесс, в некоторых ситуациях занимающий несколько лет. Поэтому его разбивают на определенные стадии, связанные между собой:

Потребность в урегулировании ситуации с помощью правовых актов может быть определена как самим обществом, способным определенным образом влиять на законодателя, так и самим государством.

Право законодательной инициативы в РФ принадлежит некоторым органам государственной власти. Суть этого права в том, что оно дает возможность подавать законопроекты на рассмотрение, то есть, начинать процесс законотворчества. Этот процесс может быть разбит на логичные стадии, которые идут одна за другой. Во время этого процесса законопроект неоднократно рассматривается различными органами государственной власти и либо принимается, либо отклоняется.

Об законодательных инициативах в — обзорном материале:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Кто в России имеет право Законодательной инициативы? Пожалуйста отвечайте с ссылкой на ЗАКОН.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Читайте так же:  Обязательна ли доверенность на управление автомобилем

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

В силу части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации предоставлено право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.

Указанное право осуществляется Верховным Судом Российской Федерации постредством внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложений об изменении действующего законодательства только по тем вопросам, которые возникают у судов в процессе отправления правосудия по конкретным делам.

Рассмотрение обращений граждан по вопросам внесения изменений в законодательство не относится к компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 104. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения*(23).

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое “ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ” в других словарях:

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ — см. Законодательная инициатива … Юридический словарь

Право законодательной инициативы — см. Законодательная инициатива … Энциклопедия права

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА … Юридическая энциклопедия

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ — – право внесения законопроектов (см.) на рассмотрение законодательного органа. В СССР П. з. и. принадлежит обеим палатам Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат (законодательных предположений, бюджетной и по иностранным делам),… … Советский юридический словарь

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ — (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ — см. Законодательная инициатива … Энциклопедия юриста

право законодательной инициативы — см. законодательная инициатива. * * * см. Законодательная инициатива … Большой юридический словарь

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН — в соответствии со ст. 2 Закона от 26 ноября 2003 г. О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь право законодательной инициативы граждан означает гарантированное Конституцией Республики Беларусь право… … Юридический словарь современного гражданского права

Субъекты права законодательной инициативы — определённый Конституцией РФ круг органов государственной власти и должностных лиц, наделённых правом вносить в Государственную Думу законопроекты либо выступать с законодательными предложениями. Такое право принадлежит Президенту РФ,… … Элементарные начала общей теории права

СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ — определенный Конституцией РФ круг органов государственной власти и должностных лиц, наделенных правом вносить в Государственную Думу законопроекты либо выступать с законодательными предложениями. Такое право принадлежит Президенту РФ,… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит:

  • 1) Президенту РФ;
  • 2) Совету Федерации;
  • 3) членам Совета Федерации;
  • 4) депутатам Государственной Думы;
  • 5) Правительству РФ;
  • 6) законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Всего получается девять субъектов законодательной инициативы.

Ранее во времена Российской империи законопроекты до представления на утверждение императору (как законодателю) формировались в назначаемом им Государственном совете. Общественность в законотворческом процессе не участвовала. С принятием Основных государственных законов 1906 г. субъекты законотворческой инициативы были установлены более определенно — ими могли быть император, Государственный совет и Государственная Дума, причем по вопросам изменения Основных государственных законов «почин» мог сделать только император.

По Конституции РСФСР 1978 г. субъектов законодательной инициативы было восемь. Однако разница в сравнении с действующей Конституцией России заметна не столько по количеству, сколько по содержанию. В настоящее время в качестве законодательной инициативы отсутствуют существовавшие ранее комиссии законодательного органа, Прокурор РСФСР (ныне Генеральный прокурор), общественные организации.

В настоящее время достаточно активно высказывается мнение о том, чтобы генеральному прокурору было возвращено право законодательной инициативы (по предмету своего ведения). Невключение Генеральной прокуратуры в качестве субъекта законодательной инициативы можно предположительно объяснить неопределенностью основных функций прокуратуры на момент принятия Конституции России, что хорошо видно в самом Основном законе, где в ст. 129 обозначен лишь организационный аспект деятельности этого важнейшего государственного института. При подготовке проекта конституции относительно полномочий прокуратуры столкнулись две позиции. В соответствии с первой из них предполагалось сохранить за прокуратурой высший надзор за соблюдением законности во всех сферах общественных отношений. Согласно другой — прокуратура должны была лишиться столь, как считалось, неоправданно огромных полномочий, которые выводили ее из-под контроля общества и иных государственных структур. Компромисса тогда найти не удалось. В настоящее время функции, задачи и полномочия прокуратуры в целом определены в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» 1995 г.

Читайте так же:  Езда по разделительной полосе

Что касается общественных организаций, то, как представляется, их исключение из числа субъектов законодательной инициативы вполне оправданно. Дело в том, что общественные объединения имеют возможности участвовать в выборах депутатов Государственной Думы, где их представители могут использовать свое конституционное право законодательной инициативы. Общественные объединения, чьим представителям избирателями отказано в доверии, не отражают интересов значительных кругов нашего населения, и вряд ли обоснованно предоставлять им указанное право. В противном случае, учитывая огромное количество общественных организаций в современной России, Государственная Дума будет завалена законопроектами. То же относится и к отдельным гражданам России. Свои предложения по совершенствованию законодательства они могут реализовать путем обращения к депутатам Государственной Думы и другим субъектам законодательной инициативы; при этом последние не обязаны оформлять поступающие предложения в качестве законодательной инициативы, если не соглашаются с ними.

При этом следует различать понятие обращения в Государственную Думу с предложением принять тот или иной закон и даже с приложением соответствующего законопроекта (такое обращение может направлять кто угодно) от понятия права законодательной инициативы — с таковым в Государственную Думу могут «входить» только отмеченные выше субъекты законодательной инициативы. Полученные от последних законопроекты Государственная Дума обязана рассмотреть в соответствии с установленной для этого процедурой, в то время как обращения иных граждан, должностных лиц и организаций такой обязанности не влекут.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В отношении законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, предусмотрены дополнительные требования — они могут быть приняты к рассмотрению в Государственной Думе только в том случае, если имеется заключение Правительства РФ. Тем самым ставится преграда для тех субъектов законодательной инициативы, которые в силу недостаточной компетенции либо умышленно могут поставить финансовое положение государства в тяжелое положение (когда, например, реализация закона предусматривает дополнительные бюджетные расходы в значительных размерах).

В юридической литературе высказываются мнения о нецелесообразности предоставления законодательной инициативы органам, непосредственно не облеченным доверием избирателей (Правительство РФ, высшие суды России). Кроме того, подвергается сомнению положение, когда указанные государственные органы представляют законопроекты, которые вырабатывают для самих же себя. Однако далее дискуссий эти вопросы пока не выходят. Практика показывает, что в большинстве случаев законопроекты появляются по инициативе депутатов Государственной Думы и Правительства, что отражает мировую практику в этой сфере государственной деятельности (в некоторых странах, однако, ситуация иная, например, в США правом законодательной инициативы обладают только депутаты Конгресса). Кроме того, как видно из изложенного выше, депутаты Государственной Думы, которые рассматривают, обсуждают и оценивают законопроекты в самых различных отраслях общественных отношений, принимая или, наоборот, отклоняя их, должны обладать высоким профессиональным уровнем, что предполагает наличие у них прежде всего юридических и экономических познаний.

Действующая российская Конституция лишила права законодательной инициативы генерального прокурора, руководящие органы всероссийских общественных организаций, не предусмотрела права законодательной инициативы для основных участников законодательного процесса — комитетов и комиссий парламента, но сохранила право законодательной инициативы индивидуального депутата (отметим, однако, что некоторые наиболее важные инициативы — об отрешении Президента от должности, о вотуме недоверия Правительству, о поправках и пересмотре Конституции РФ могут быть внесены лишь группой депутатов). Констатируя эти обстоятельства, В.Б. Исаков отмечает, что широкое использование депутатами права индивидуальной законодательной инициативы привело к тому, что парламент оказался буквально затоплен морем депутатских проектов, многие из которых в достаточной степени не проработаны и носят популистский характер. Эти проекты огромными кипами вносятся на Совет Думы, рассылаются в комитеты, в субъекты Российской Федерации. В этом бумажном ворохе тонут действительно серьезные законопроекты, необходимые для становления современной правовой системы 1 .

Читайте так же:  Сроки в процедуре банкротства

Итак, после внесения проекта нормативного акта в соответствующий правотворческий орган наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом; наступает этап непосредственного создания правовых норм.

Рассмотрим стадии этого этапа применительно к законотворческому (законодательному) процессу в Российской Федерации.

Согласно российской Конституции, право законодательной инициативы принадлежит только Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской, (представительным) органам субъектов Российской Федерации.

Важно отметить, что перечисленные властные институты могут вносить законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской.

Право инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Согласно ст. 104 Конституции РФ, П.

з. и. (в Федеральном Собрании РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету (СФ), членам Совета, депутатам Государственной Думы (ГД), Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.

В соответствии с Конституцией РФ законопроект вносится в ГД.

Законодательная инициатива — стадия процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом власти законопроекта или предложения по принятию, изменению или отмене закона 1.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, (представительным) органам субъектов Российской Федерации.

Кому в РФ принадлежит право законодательной инициативы

Любое государство обладает своими правилами и нормами.

Они регламентируются законодательным процессом. Отличия между всеми существующими нормами зависят не только от государства, а также от их специфичности. Общими признаками является то, что процесс создания законов регламентируется Основным законом и законодательством государства.

А вот выполняется он высшими учреждениями государственной власти.

Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке. Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением. инициатива является первой стадией процесса в РФ.

Законодательная инициатива в РФ представляет собой, прежде всего, внесение законопроекта должностным лицом либо учреждением, наделенным таким правом. Кроме того, первая стадия принятия нормативного акта носит такое же название.

Законодательная инициатива принадлежит на федеральном уровне Правительству, Федеральному собранию и Президенту. Также высшие суды обладают таким правом. На уровне региона это прерогатива представительных органов.

Статья 104 Конституции РФ «1.

Право инициативы принадлежит Президенту Российской, Совету, членам Совета, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, (представительным) органам субъектов Российской. Право инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения».

Законодательная инициатива. Стадии законодательного процесса

Законодательная инициатива в РФ представляет собой стадию нормотворческой процедуры. Она состоит в предоставлении предложения по отмене, принятию либо изменению правового акта. Круг лиц, наделенных такой возможностью, определяется национальными нормами. Предоставление предложения в уполномоченную структуру налагает обязательство рассмотреть его согласно установленной процедуре. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет законодательная инициатива.

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F216230%2F1012484

Законодательной инициативой обладают правительство и члены парламента. Но в зависимости от норм, принятых в отдельно взятой стране, эта возможность может иметь ограничения. Законодательная инициатива может входить в круг полномочий президента. В некоторых странах ею наделяются самостоятельные объединения граждан. Вне зависимости от того, кто имеет возможность представлять предложения по изменениям, отмене или принятию нормативных актов, действующая правовая система предъявляет ряд требований к составу группы и непосредственно самой процедуре, в рамках которой обсуждается проект закона. Лица, которые не наделяются такой возможностью прямо, могут предоставлять предложения опосредованно, через тех, кто ее имеет официально.

Читайте так же:  Тел по защите прав потребителя

В нашей стране законодательная инициатива принадлежит:

  1. Представительным региональным органам власти.
  2. Совету Федерации.
  3. Президенту.
  4. Депутатам Госдумы.
  5. Членам Правительства.

Конституционный и Верховный Суды России также выступают как субъекты законодательной инициативы в пределах вопросов их ведения. В настоящее время идет дискуссия о предоставлении такой возможности некоторым гражданским объединениям. Эти группы могли бы представлять предложения в общественную палату. Соответствующий проект закона был создан Робертом Шлегелем. Возможность представлять предложения сейчас имеют граждане Томской, Ярославской областей и Алтайского края.

Он представляет собой комплекс действий, сменяющих друг друга в установленной последовательности. В соответствии с установленными правилами осуществляется представительная деятельность ФС. Законодательный процесс включает в себя пять основных стадий. На первом этапе представляется предложение от лиц, наделенных соответствующей возможностью. Дальнейшие стадии предусматривают:

  1. Предварительное рассмотрение.
  2. Обсуждение и принятие Госдумой.
  3. Рассмотрение и одобрение СФ.
  4. Подписание и обнародование Президентом.

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F216230%2F1012485

Кроме этих основных процедура может включать в себя и факультативные (дополнительные) этапы:

  1. Преодоление разногласий, которые возникли между Госдумой и СФ вследствие отклонения последним принятых актов.
  2. Повторное рассмотрение законов, которые отклонены Президентом.

Вся процедура проводится в соответствии с конституционными положениями (ст. 104-108), а также Регламентами Палат СФ.

Право законодательной инициативы реализуется при представлении:

  1. Пояснительной записки. В ней должен указываться предмет регулирования и излагаться концепция предложения.
  2. Текста проекта закона. На титульном листе указывается его автор.
  3. Списка федеральных нормативных актов, которые должны быть признаны утратившими действие, подлежащих изменению или принятию вследствие утверждения предложения.
  4. Финансово-экономического обоснования, если реализация предлагаемого акта требует материальных затрат.

Предложение считается принятым с даты его регистрации Управлением документационного обеспечения. Совет Госдумы направляет его в соответствующий комитет. Он назначается ответственным по нормативному акту. Вместе с этим внесение законодательной инициативы осуществляется в другие комитеты, депутатские объединения, комиссии, Главе страны, Правительству, в Совет Федерации. Эти институты подготавливают и предоставляют свои замечания, отзывы, предложения. Нормативные акты, касающиеся предметов совместного ведения регионов и Российской Федерации, направляются в представительные органы субъектов. Они, в свою очередь, подготавливают свои замечания и предложения.

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F216230%2F1012486

Для работы над представленным текстом комитет может сформировать соответствующую группу. В ее состав входят депутаты, представители субъекта, наделенного возможностью выдвигать законы на обсуждение. В рабочей группе также присутствуют эксперты, должностные лица от госорганов власти, специалисты. Обсуждение в комитетах проводится открыто. Оно может освещаться СМИ. По поручению Совета либо ответственного комитета Управление Аппарата Госдумы проводит юридическую экспертизу законодательного акта. Подготовленный текст отправляется в Совет для предоставления на рассмотрение палатой. Право законодательной инициативы предполагает возможность изменить содержание акта или отозвать его на основании заявления.

Оно проводится в трех чтениях. В первом обсуждается концепция законопроекта, оценивается соответствие его основных положений Конституции страны. Кроме этого, определяется практическая значимость и актуальность документа. Обсуждение начинается с доклада лица, которому предоставлена законодательная инициатива. Также выступает представитель ответственного комитета. В процессе рассмотрения заслушиваются замечания и предложения полномочных представителей Главы страны, депутатских объединений, членов Правительства, представительных органов регионов и прочих лиц, которые приглашены на заседание.

Госдума по итогам рассмотрения в первом чтении может:

  1. Принять текст.
  2. Отклонить проект.
  3. Принять акт в первом чтении и продолжить его рассмотрение с учетом замечаний и предложений в виде поправок.

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F216230%2F1012488

В последнем случае устанавливается срок, в течение которого должны быть поданы поправки. Предложения и замечания по документу, принятому в первом чтении, лицами, которыми реализуется законодательная инициатива, вносятся в ответственный комитет. Этот институт, в свою очередь, исследует и обобщает поправки. Ответственный комитет формирует отдельные таблицы замечаний и предложений, рекомендуемых к принятию и отклонению, а также тех, по которым решения принято не было. Текст с учетом одобренных поправок и таблицы отправляются в Совет Госдумы для включения в календарь по рассмотрению во втором чтении. Проект вместе с предложениями и замечаниями рассылается также Президенту, Совету Федерации, Правительству, автору, депутатам за 15 дней до начала обсуждения.

Перед началом рассмотрения выступает член ответственного комитета. Он сообщает о результатах обсуждения, поступивших поправках и итогах их изучения. После этого председательствующий выясняет, есть ли возражения против замечаний и предложений, рекомендуемых для внесения ответственным комитетом. При их отсутствии уполномоченное лицо ставит на голосование вопрос о принятии поправок. Если возражения есть, то председательствующий ставит на голосование предложения и замечания, которые одобрены всеми, а затем отдельно каждую поправку, вызвавшую несогласие. Далее рассматриваются дополнения, рекомендуемые к отклонению. Принятие решения по ним осуществляется также, как и для одобренных поправок. После этого обсуждаются оставшиеся дополнения. Поправки, по которым ответственный комитет не принял решения, ставятся на голосование отдельно. Далее вносится предложение обо всем законопроекте в целом. Принятый во втором чтении акт отправляется в ответственный комитет. При участии Правового Управления устраняются вероятные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей. Также проводится редакционная правка на основании поправок, принятых во втором чтении. По окончании этой работы документ представляется в Совет Госдумы.

Читайте так же:  Гк рф 144 статья

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F216230%2F1012489

В ходе него проводится голосование для принятия текста в качестве закона. В третьем чтении запрещены поправки и возвращение к обсуждению документа в целом или его частей, статей, глав. В случае непринятия Госдумой законопроекта, дальнейшее рассмотрение не производится. В исключительных случаях по обращению депутатских объединений, выступающих в большинстве, председательствующий обязан объявить голосование о возвращении текста ко второму чтению. Закон будет считаться одобренным при согласии не менее чем 2/3 от общего количества депутатов Госдумы. В пятидневный срок акт передается в Совет Федерации. Если закон не подлежит рассмотрению этим органом или не был рассмотрен за две недели, то в течение 5 дней он отправляется Президенту на подписание и для последующего обнародования.

Этот орган регистрирует одобренный Госдумой закон в течение 48 часов. Документ и сопровождающие его акты отправляется членам СФ. Председатель формирует комитет палаты. Он будет ответственен за составление заключения по принятому закону. Что касается актов, которые не подлежат обязательному рассмотрению в СФ, то комитет может:

  1. Одобрить норму и не отправлять ее на обсуждение в Совет Федераций.
  2. Рекомендовать закон к рассмотрению в СФ.

Председатель может согласиться с мнением комитета и не включать акт в повестку дня или отклонить решение и внести его на обсуждение.

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F216230%2F1012490

Председатель СФ не может не включать в повестку дня заседания закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, если на этом настаивает Президент, Правительство, два члена СФ, представляющие один регион. Данное положение действует, если не прошел двухнедельный срок для обсуждения в Совете Федерации принятого текста. По тем законам, которые подлежат обязательному рассмотрению, может быть принято решение:

  1. Рекомендовать отклонить акт. При этом должны быть изложены основания, в соответствии с которыми принято такое решение.
  2. Рекомендовать одобрить документ.

Оно начинается с оглашения заключения, составленного ответственным комитетом СФ. Решение отклонить или одобрить закон без обсуждения либо рассмотреть его на заседании. По итогам обсуждения Совет Федераций принимает или отклоняет документ. Закон, который не подлежит обязательному рассмотрению, считается одобренным, если не был рассмотрен в двухнедельный срок. Акты, которые должны быть обсуждены в СФ, ставятся на голосование. При недостаточной подготовке вопроса о рассмотрении, Совет Федерации может перенести процедуру на следующее заседание.

Закон будет считаться отклоненным, если за него не проголосовало нужное количество членов СФ. Решение об этом должно быть оформлено в виде Постановления. В этом документе может содержаться список статей, разделов, глав, по которым следует преодолеть разногласия между Госдумой и СФ. Кроме этого, в Постановление может включаться предложение о формировании согласительной комиссии. В случае повторного рассмотрения Госдума принимает закон с учетом замечаний СФ, ответственный комитет подтверждает это в форме заключения. После этого направляется предложение в СФ об одобрении документа без обсуждения. Если Госдума приняла только часть рекомендаций Совета Федераций, рассмотрение в СФ осуществляется как вновь принятого документа. Постановление об отклонении либо одобрении нормативного акта направляется в Госдуму. Это должно быть сделать в пятидневный срок с момента принятия соответствующего Постановления.

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F216230%2F1012491

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Закон, который принят Госдумой и одобрен в Совете Федерации, отправляется Председателем СФ главе государства. Вместе с документом передается и Постановление СФ. Отправка нормативных актов осуществляется в пятидневный срок с даты подписания решения Советом Федерации. Президент страны подписывает принятый закон. После этого нормативный акт официально обнародуется. Вместе с официальным опубликованием указывается срок, с которого закон вступает в действие.

Изображение - Кто имеет право на законодательную инициативу 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here