Самое актуальное и важное на тему: "кодекс рф об админ правонарушениях" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.
Содержание
Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с изменениями на 2019 год
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.
Субъектами ФЗ №195 являются:
В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.
В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.
В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:
- выполнение властных функций;
- властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
- выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.
Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.
Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.
Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:
- предупреждений;
- штрафов;
- лишения некоторых прав;
- конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
- ареста;
- приостановления деятельности юрлица;
- запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
- обязательных работ.
В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:
- защиты прав избирателей;
- предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
- защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
- охраны собственности;
- экологической безопасности;
- строительства и промышленности;
- сельскохозяйственного производства;
- передвижений на разных видах транспорта.
Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.
Функция Кодекса об административных правонарушениях
Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.
Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.
Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – это крупный кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий общественные отношения, складывающиеся в сфере привлечения лиц, совершивших административные правонарушения, к мерам административной ответственности. Аббревиатура КоАП РФ используется в разговорной неофициальной речи и публикациях вольным стилем. Для удобства полную форму заменяют таким сокращением – кодекс об административных правонарушениях.
КоАП регулирует правовые отношения в следующих сферах:
- Защита личности,
- Охрана и защита административного статуса личности,
- Охрана здоровья населения,
- Санитарно-эпидемиологическое благополучие,
- Защита нравственности,
- Реализация государственной власти,
- Защита общественного порядка,
- Защита общественной нравственности,
- Охрана экологического благополучия окружающей среды,
- Защита собственности,
- Защита экономических интересов граждан и хозяйствующих субъектов,
- Профилактика административных правонарушений.
Принципы действия кодекса об административных правонарушениях
КоАП основывается на следующих началах:
- Все совершившие правонарушение лица равны перед законом. Юридические лица отвечают за совершенные правонарушения, при этом ответственность также несут их должностные лица.
- Применение особых мер административной ответственности к некоторым категориям правонарушителей (служащие правоохранительной системы, депутаты и другие),
- Применение особых мер к хозяйствующим субъектам,
- Презумпция невиновности – никто не объявляется правонарушителем до того, как это будет доказано судом,
- Толкование сомнений в виновности лица в пользу лиц,
- Применение норм административного законодательства – федерального и регионального – для решения дел о административном правонарушении,
- Применение уполномоченным лицом к правонарушителю тех мер ответственности, которые включены в рамки его компетенции,
- Недопущение решения и действия, унижающих человеческое достоинство.
Правонарушителем в контексте КоАП РФ может признаваться физическое лицо (гражданин, апатрид, иностранец и лицо с особым статусом – военнослужащий, государственный служащий, должностное лицо) и юридическое лицо. Отдельно правонарушителями выступают индивидуальные предприниматели, которые отвечают по тем же правонарушениям, что и юридические лица, но взыскивается с них, как с физических лиц.
Привлечение за одно правонарушение возможно в отношении юридического лица и физического лица, которое будет отвечать, как должностное лицо. Привлечение одного правонарушителя не исключает ответственности другого правонарушителя.
Консультации и комментарии юристов по законодательной системе РФ
Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) посвящён исключительно наказаниям за действия или бездействия, являющиеся правонарушениями, но не имеющие признаков преступлений. В какой-то степени КоАП можно назвать аналогом Уголовного кодекса. По крайней мере, оба документа основаны на перечне наказаний за нарушения законов. Разница состоит в тяжести содеянного и, соответственно, силе наказания.
КоАП, так же как и УК, состоит из общей и специальной части. Первая посвящена задачам этой сферы законодательства, предмету, основным понятиям. Вторая содержит перечень различных правонарушений и наказаний за них.
Административным правонарушением признаётся такое действие или бездействие, за которое предусмотрено наказание в КоАП РФ. В этой формулировке так же проявляется аналогия с принципами построения Уголовного кодекса. В КоАП и в УК РФ главным признаком правонарушения или преступления является виновность лица, которое могло не совершать противоправных действий, но всё же их совершило.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из всей совокупности нормативных актов, издаваемых в различных законодательных структурах, с приоритетом федерального закона, то есть КоАП. Все эти нормативные акты посвящены, конечно, защите конституционных прав граждан Российской Федерации. Однако, как следует из статьи 1.2, перед КоАП стоят задачи:
- охраны прав;
- защиты личности;
- сохранения здоровья людей;
- охраны среды жизни человека;
- санитарно-гигиенической защиты людей;
- защиты нравственности;
- защиты законных интересов физ- и юрлиц;
- охраны общества и государства от разрушающего воздействия правонарушителей.
На каждого человека, находящегося в сфере юрисдикции законов Российской Федерации, распространяется презумпция невиновности. В КоАП она декларируется в статье 1.5. Этот принцип заключается в том, что человек, чья вина не доказана, считается не виновным, а все сомнения относительно его виновности трактуются в пользу подозреваемого.
Действие закона об административных правонарушениях имеет свою специфику. Как следует из статьи 1.7, люди, совершившие правонарушение, предусмотренные КоАП, могут быть наказаны:
- только по закону, действовавшему на момент совершения правонарушения;
- в результате производства по делу на основании закона, действовавшего на момент начала этого производства;
- по правилам смягчения или отмены наказания, если на момент рассмотрения дела в законодательстве произошли изменения (принцип обратной силы нормативов смягчения наказания);
- только по нормативам административного правонарушения, если на момент его совершения за подобное деяние было предусмотрено именно такое наказание.
К административной ответственности могут быть привлечены люди, достигшие возраста шестнадцати лет (ст. 2.3). В отличие от уголовной, к административной ответственности могут быть привлечены физические, юридические и должностные лица (ст. 2.4 и 2.10).
КоАП рассматривает следующие особые категории правонарушений.
Таким образом, специальная часть КоАП охватывает практически все сферы деятельности физических и юридических лиц.
Нарушения в сфере управления и охраны общественного порядка
Нормативы данного тематического блока находятся в Разделе II. Однако они существенно отличаются от информации, содержащейся во всех остальных главах. Здесь предусмотрены наказания в области:
- неповиновения сотрудникам полиции;
- воспрепятствования деятельности должностного лица;
- отказа в предоставлении информации, не имеющей грифа «секретно»;
- нарушения правил присвоения географических названий;
- умышленной порчи паспорта и других документов, удостоверяющих личность;
- нарушения требований режима ЧП;
- незаконной детективной деятельности;
- распространения экстремистских материалов;
- правонарушений проведения воинского учёта.
Этот перечень представляет собой небольшую, но показательную часть всех нормативов КоАП, которые призваны регулировать взаимоотношения физических, юридических и должностных лиц в системе управления обществом. В целом, Кодекс РФ об Административных Правонарушениях призван через систему умеренных наказаний предотвратить нарушения законов Российской Федерации в более крупных масштабах.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) 2019
КоАП РФ в последней действующей редакции от 16 января 2019 года.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
! Кодекс имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 июля 2019 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции
Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку “Сравнить”. Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.
Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.
Так, например, КоАП РФ имеет будущую редакцию только от 1 июля 2019 года
Шансов найти более свежую действующую редакцию – нет.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) – свод законодательных норм и правил, применяемых в сфере административных нарушений и порядок привлечения к административной ответственности.
Кодекс об административных правонарушениях РФ принят Государственной думой в декабре 2001 года и основывается на Конституции РФ и нормах международного права. Кодекс о АП охватывает многие сферы жизни общества и государства и служит для защиты прав и свобод каждого гражданина, общественной нравственности и общественного порядка.
Кодекс об административных правонарушениях отличается от других законодательных актов двойственной структурой, которая включает материальные нормы и процессуальные нормы. Огромный объем кодекса объясняется большим количеством принуждений во всех сферах жизни, которые влекут за собой ответственность и требуют обозначения мер пресечения (т.е. наказаний). Многие меры административного пресечения правонарушений применяются в оперативном порядке и не входят в статьи кодекса. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях постоянно находится в стадии доработки, добавляющей статьи в общую структуру, не изменяя глав.
Раньше Кодекс об административных правонарушениях рассматривал административные наказания только к гражданам, в новом кодексе меры пресечения применимы к юридическим лицам, организациям и муниципальным управленческим организациям. Действующий Кодекс об административных правонарушениях объединяет административную ответственность, которую ранее устанавливали другие кодексы Российской Федерации: Таможенный, Налоговый, Семейный, Градостроительный и Бюджетный, Указы Президента и Федеральные законы.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.
Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.
Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.
Раздел II кодекса называется «Особенная часть».
Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.
Второй раздел КОАП – это практически самая интересная его часть.
По каждому нарушению установлены пределы ответственности.
Административная ответственность – это штраф, но не только.
Другие формы административного наказания – это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.
Впрочем, штраф – это то, что применяется как наказание в большей части случаев.
Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.
Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.
Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.
Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.
И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам – то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.
Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:
Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.
В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.
КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.
КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.
При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.
Полный текст кодекса об административных правонарушениях со всеми изменениями и дополнениями можно найти по ссылке: http://base.garant.ru/12125267/
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.