Кем осуществляется государственное управление охраной труда

Самое актуальное и важное на тему: "кем осуществляется государственное управление охраной труда" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда?

Государственное управление охраной труда осуществляет Правительство РФ непосредственно или по его поручению органы федеральной исполнительной власти. На территории субъекта РФ деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 216 ТК).

Правительство РФ в соответствии с законодательством, определяющим его статус, регулирует отношения в социально-экономической сфере (в том числе в области охраны труда); формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность и др. (ст. ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”).

Основным федеральным органом исполнительной власти, который по поручению Правительства РФ управляет охраной труда, является Минздравсоцразвития России, которое на основании положения о нем разрабатывает и утверждает:

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

Предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

Порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования Российской Федерации;

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

Межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

Типовые нормы труда;

Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;

Нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;

Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;

Рационы лечебно-профилактического питания;

Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

Критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (ст. 216.1 ТК).

В управлении охраной труда участвуют министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Их полномочия в области охраны труда определяются положениями об этих органах.

На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (ч. 4 ст. 216 ТК).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ определяются региональными нормативными правовыми актами.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Кем осуществляется государственное управление охраной труда? Ст. 216 ТК РФ. Комментарии

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F57537%2F374708%2F62422

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации через различные организации и отделы. В некоторых территориальных единицах охраной труда занимаются местные власти.

Под охраной труда подразумевается ряд действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить нормальные безопасные условия труда. Для этого разработаны и существуют типовые положения о системе управления охраны труда.

В общие вопросы государственного управления охраны труда входит обеспечение рабочих определенными условиями во время пребывания их на рабочем месте. Помещение должно соответствовать санитарным нормам. Необходимо также обеспечить гигиену труда на производстве, пожарную и электробезопасность. Работодатель за свой счет обязуется проводить регулярный медицинский осмотр рабочих, обеспечивает уборку и санитарную обработку рабочих помещений. Он также должен предоставлять своим рабочим оплачиваемый или неоплачиваемый (в зависимости от стажа) отпуск по болезни.

Читайте так же:  Экономические преступления статьи ук рф

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F57537%2F374708%2F62423

Обязанности представителей органов государственной охраны труда

Что входит в обязанности того, кем осуществляется государственное управление охраной труда? Это наблюдение и контроль за работой предприятий и действиями руководителей этих предприятий по обеспечению безопасных условий труда на производстве.

Представители должны не только фиксировать уже имеющиеся нарушения, но и требовать устранения условий и причин, из-за которых может быть нанесен вред жизни и здоровью работников. Они проверяют соответствие имеющихся условий труда принятым в государстве стандартам и правилам, целевым программам улучшения условий и охраны труда, установленных в нашей стране для той или иной области производства. Причем для каждой из них существуют свои критерии оценки безопасности. Однако они не должны противоречить положениям Трудового Кодекса и Конституции РФ.

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F57537%2F374708%2F62426

Органы, осуществляющие государственное управление охраной труда, обязаны проверить, соответствует ли вознаграждение тяжести (вредности) труда, какие меры принимаются для снижения риска травматизма на работе. Знают ли работники правила безопасности, проходили ли они предварительный инструктаж по технике безопасности? Каково состояние рабочих и могут ли они (имеют ли право) работать на этом производстве или нет?

Представители Минтруда и защиты прав рабочих, осуществляющие проверку, должны, в соответствии со ст. 216 ТК РФ (в новой редакции), выехать на место и провести наблюдение и исследование, провести опрос, проверить реальное состояние технических устройств и зданий, проверить наличие на предприятии инструкций в письменном виде. А также провести контроль знания рабочими правил техники безопасности.

Основным законом, регулирующим охрану труда, организацию проверки и контроля является Трудовой Кодекс, а в частности, ст. 216. В ТК РФ прописано, что в область полномочий представителей органов государственной охраны труда входит не только проведение проверки, но и разработка программ по улучшению условий безопасности труда с учетом российского и международного опыта в области организации труда и подготовки рабочих.

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F57537%2F374708%2F62424

Кем осуществляется контроль и управление охраной труда

Контроль за соблюдением правил и требований охраны труда производится федеральной Инспекцией при Правительстве Российской Федерации. Надзор за санитарным состоянием и гигиеной труда ведется Министерством здравоохранения РФ. Контроль противопожарной безопасности на производстве ведет пожарная служба при Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Они проводят обязательные плановые и внеплановые проверки для выявления и профилактики нарушений охраны труда.

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F57537%2F374708%2F62428

Техническое, газовое и электрическое оборудование должно соответствовать принятым в стране стандартам и быть исправным. Регулярная проверка и замена пришедших в негодность частей проводится за счет предприятия.

Помимо специалистов государственной охраны труда, проверку и контроль безопасности на соответствие принятому в стране трудовому законодательству (см. ст. 216 ТК РФ с комментариями) могут проводить руководители предприятий и представители Минздрава и Министерства соцразвития. Это не избавляет администрацию организации от обязательных проверок, но дает возможность предотвратить наступление негативных последствий нарушения рабочими техники безопасности или наступления несчастного случая на производстве. А следовательно, избежать непредвиденных расходов.

Следует различать два вида нарушений правил охраны труда.

Первый – это когда правила техники безопасности нарушает рабочий без ведома руководителя и даже вопреки его требованиям.

Второй – это когда правила техники безопасности нарушает руководитель, создавая условия, при которых рабочий вынужден нарушать технику безопасности либо давая указания, которые могут привести к чрезвычайной ситуации на предприятии.

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F57537%2F374708%2F62425

Виновному в нарушении правил охраны труда грозит наказание в следующем виде:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • штраф;
  • отстранение от деятельности;
  • запрет на занятие определенной должности на некоторый период;
  • лишение или ограничение свободы.

Виновным лицо может быть признано только по решению суда после проведения тщательной экспертизы и проверки на предприятии, которая проводится тем, кем осуществляется охрана труда в определенном регионе. Обычно проблема решается в досудебном порядке. Например, руководитель или сотрудник государственной службы охраны труда может сделать предупреждение или выговор (в письменной форме).

Уголовное наказание в виде крупного штрафа, лишения или ограничения свободы применяется только в крайних случаях. Например, если возникла чрезвычайная ситуация, нарушение грозит перерасти в техногенную катастрофу, есть покалеченные или погибшие.

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F57537%2F374708%2F62427

К сожалению, в Российской Федерации дело с обеспечением охраны труда обстоит не очень хорошо. Несмотря на жесткий контроль со стороны Минтруда и целевые программы улучшения и охраны труда, в стране существуют серьезные проблемы в области обеспечения безопасности на производстве. Ежегодно тысячи россиян погибают вследствие несчастных случаев на производстве.

Из-за того, что основные фонды на большинстве предприятий в течение длительного времени не обновлялись, работать на таком оборудовании стало опасно. Поэтому даже те, кем осуществляется государственное управление охраной, не могут приостановить работу таких предприятий, так как эта проблема существует повсеместно. Даже производства, которые формально относятся к безопасным, по сути относятся к вредным. В стране растет число нетрудоспособного населения, получившего инвалидность на якобы безопасной работе. Несмотря на принимаемые государством меры, условия безопасности труда в течение ближайших несколько лет не улучшатся, так как для замены устаревшего оборудования нужны не только средства, но и время.

Читайте так же:  Какие документы нужны для смены прав

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F57537%2F374708%2F62429

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Под понятием «охрана труда» подразумеваются действия государственных органов по защите прав и здоровья трудящихся. Сюда входит работа не только проверяющих организаций, но и тех, кем осуществляется государственное управление охраной труда путем совершенствования трудового законодательства. В государственное управление охраной труда входят действия по проверке соответствия условий труда российскому трудовому законодательству. При этом проводится оценка следующих условий:

  • Время рабочего дня (смены). В Трудовом законодательстве РФ прописаны разные условия труда по времени для различных категорий работников. И хотя в стране принят 8-часовой рабочий день, распределение рабочих часов в течение недели может быть разным, при условии, что суммарно их количество не превышает 48 часов в неделю.
  • Выдача спецодежды и инструментов.
  • Соотношение труда и отдыха. Предоставляются ли рабочим перерывы в работе, выходные и оплачиваемые отпуска.
  • Вредность производства и какие меры принимаются для ее снижения или последствий вредного производства. Эти меры должны соответствовать типовым положениям о системе управления охраны труда. Например, рабочим вредного производства обязаны выдавать молоко. Сотрудник службы государственного управления охраны труда должен проверить факт выдачи молока рабочим.
  • Начисляются ли доплаты за работу в ночную смену или за внеурочную работу.

Проверка проводится в несколько этапов, и занимаются ее проведением специально подготовленные для этого эксперты. Те, кем осуществляется государственное управление охраной труда, проверяют не только документы, касающиеся обеспечения безопасности на предприятии (инструкции, правила техники безопасности, документы о выдаче спецодежды, молока и пр.), но и фактическое состояние безопасности на предприятии.

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда.

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда. Именно эти нормы направлены на то, чтобы обеспечить достойные условия работы и необходимую безопасность для сотрудников. К тому же, управление охраной трудового процесса осуществляется на уровне государства.

Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий. Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.

Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:

  • формирование государственной политики в области трудовых отношений;
  • разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
  • содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
  • устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.

Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку. В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса. Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.

Внесение изменений в эти нормативные документы возможно только в отдельных случаях.

К примеру, если изменяться нормы законодательства РФ об охране труда или на основании использования международного опыта. Помимо этого, свои предложения по изменению существующих правил охраны труда могут вносить органы исполнительной власти всех уровней. При разработке некоторых программ, к примеру, о профессиональных болезнях или экологической безопасности, могут брать участие и профсоюзные организации.

Надзор за всеми трудовыми отношениями на государственном уровне осуществляется несколькими органами власти Российской Федерации. Все основные функции выполняет Правительство РФ, например, распределяя обязанности в сфере охраны трудового процесса между остальными органами. Правительство выполняет свои функции с помощью законодательных актов.

Разработку государственной политики, а также правовое регулирование в области охраны труда по заданию Правительства РФ выполняет Министерство труда. Выполняя свои функции, этот государственный орган принимает следующие нормативно-правовые документы:

  • положение о комиссии об охране труда;
  • правила и стандарты, которые определяют безопасность труда в различных организациях;
  • различные методические рекомендации;
  • правила аккредитации и список услуг, для которых она требуется;
  • другие правовые акты.

Что касается других органов власти Российской Федерации, то они решают все необходимые вопросы в сфере труда только в рамках их компетенции. К примеру, необходимые функции надзора за тем, как руководители придерживаются установленных правил и стандартов, выполняют соответствующие федеральные органы.

Читайте так же:  Место рождения в свидетельстве о рождении

И эти органы в первую очередь должны находить случаи, когда нарушаются условия труда, и пресекать их.

Кроме этого, они обязаны принимать соответствующие меры принудительного или ограничительного характера, направленные на устранение допущенных работодателями нарушений. Все органы, которые выполняют надзор за охраной рабочих процессов и другие функции, обязательно должны согласовывать всю свою деятельность с Министерством труда и социальной политики.

Государство управляет охраной труда на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне государственные органы власти уполномочены создавать нормативно-правовые акты, регулирующие условия рабочего процесса. Это целая система подконтрольных Правительству РФ органов, которые управляют охраной труда на федеральном уровне.

Субъекты Российской Федерации осуществляют свои обязанности немного иначе. На местах все эти важные функции выполняют органы исполнительной власти, естественно, в рамках существующих полномочий. Они содержатся в определенных нормативных актах трудового законодательства. В некоторых случаях их компетенцию регулируют региональные законы.

Структура государственного управления охраной труда

Государственные органы РФ обязаны разрабатывать документы, которые необходимы для регулирования всех отношений в сфере труда. Но необходимо осуществлять и надзор за выполнением всех правил, созданных для улучшения условий труда. Существует следующая структура уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации.

Главным контролирующим органом является Федеральная служба по труду и занятости. Под ее постоянным руководством осуществляют свою деятельность Управление контроля и надзора, а также территориальные органы, в чьи функции входит управление и контроль за условиями охраны труда.

Эта система организаций обязательна для того, чтобы проводить надзор за соблюдением норм закона обеими сторонами трудовых отношений.

Подобные функции в сфере охраны труда обязаны выполнять также и прокуратура, и некоторые другие ведомства. Правовые основы для выполнения таких функций содержатся в нормативных документах. Сотрудники указанных учреждений имеют право на получение всей необходимой информации от местных органов самоуправления и руководства подведомственных предприятий. Помимо этого, в полномочия таких ведомств входит:

  • выдача предписаний об условиях охраны труда работодателям и работникам;
  • наложение штрафов согласно административному законодательству на лиц, имеющих отношение к нарушениям в области охраны труда;
  • приостановление работы отдельных предприятий или их отделов в следствие нарушения условий охраны и безопасности труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется…

Кто осуществляет комплекс мер по охране труда в Российской Федерации

Система государственного управления охраной труда осуществляется в форме регламентирования общих тенденций политики государства в этой сфере правоотношений, формирования правовой базы и установления общеобязательных правил, а также выполнения контролирующих и надзорных функций.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда? На практике каждое из указанных направлений реализуется в конкретных мероприятиях уполномоченных органов. В частности, Минтруд РФ имеет следующие полномочия в рамках поручений Правительства РФ:

  • по подготовке и утверждению комплексных программ, направленных на развитие системы безопасных факторов труда;
  • подготовке проектов нормативных актов федерального значения, их общественному обсуждению и утверждению;
  • формированию свода общеобязательных норм и требований для обеспечения безопасности трудовой деятельности.

Спектр функций иных органов власти, и прежде всего Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), включает осуществление практических мероприятий, направленных на соблюдение стандартов безопасности условий труда.

ВАЖНО! Полный перечень прав и обязанностей территориальных органов Роструда регламентирован в постановлении Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Проведение проверок проходит с учетом региональных нормативных актов, принятых в целях исполнения положений ст. 216 ТК РФ.

Помимо Роструда вопросами обеспечения безопасности работников занимаются профильные министерства и ведомства федерального и регионального уровней (например, в сфере атомной промышленности данной компетенцией обладают государственная корпорация «Росатом» и Ростехнадзор, а на уровне субъектов РФ — Министерства (департаменты) топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства или аналогичные органы). Перечень их компетенций в указанной сфере определяется как нормативными актами общего действия, так и отдельными указами и распоряжениями высших должностных лиц государства и профильных ведомств.

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fnsovetnik.ru%2Ffiles%2Flori-0007342437-smallwww

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и ее роль в системе управления

Помимо профильного постановления № 875 базовые принципы функционирования и структурного подчинения инспекции определены гл. 57 ТК РФ (ст. 353–369 ТК РФ).

Роструд, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляет общий надзор за исполнением трудового законодательства в России. В регионах эти функции выполняют территориальные подразделения — Государственные инспекции труда (ГИТ), действующие в каждом субъекте страны. К общим полномочиям инспекций, помимо прочего, относятся:

  • выполнение комплекса действий по обнаружению и пресечению случаев нарушения норм и правил в сфере трудовой деятельности;
  • контрольные и надзорные функции по отношению к работодателям, а также профильные проверки по особо опасным видам производственной деятельности;
  • обработка жалоб и сообщений о несчастных случаях в сфере производственных отношений, принятие мер для их профилактики, расследование обстоятельств с целью привлечения к ответственности;
  • осуществление экспертизы факторов трудовой деятельности, контроль за проведением аттестации рабочих мест;
  • иные полномочия, определенные ст. 356 ТК РФ и постановлением № 875.
Читайте так же:  Договор дарения долей в квартире детям образец

Территориальная государственная инспекция по охране труда включает штат инспекторов, перечень полномочий которых определен ст. 357 ТК РФ.

ВАЖНО! Только инспекторы ГИТ уполномочены проводить проверки организаций и предпринимателей на предмет выполнения требований по безопасности труда, защиты прав работников, а также оформлять предписания об устранении выявленных нарушений. Исключения предусмотрены для отдельных видов производственной деятельности (ст. 366–369 ТК РФ).

Система функционирования Роструда подразумевает четкую иерархию территориальных подразделений и должностных лиц, позволяющую проводить плановые и внеплановые проверки работодателей во всех сферах производственной деятельности.

В чем заключается надзор и контроль за охраной труда

Государственный контроль и надзор за охраной труда реализуется по следующим направлениям, предусмотренным гл. 57 ТК РФ:

  • общий контроль (надзор) за выполнением работодателями обязательных норм и правил законодательства и подзаконных актов;
  • контрольные (надзорные) функции в сфере безопасных условий проведения работ по отдельным видам деятельности: опасные промышленные объекты, энергетические комплексы и установки;
  • надзор за выполнением требований ядерной и радиационной безопасности в процессе трудовой деятельности на данных объектах;
  • надзор в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических факторов применительно к условиям труда.

Осуществлением указанных мероприятий могут заниматься только должностные лица Роструда и ГИТ (полномочия предусмотрены ст. 356-357 ТК РФ), прокуратуры РФ (полномочия предусмотрены разд. 3 закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-I), а также федеральных органов, уполномоченных на охрану труда в профильных сферах деятельности — Ростехнадзор и Роспотребнадзор (общие полномочия данных служб определены в ст. 366–369 ТК РФ).

ВАЖНО! По итогам проведения плановых и внеплановых проверок условий деятельности указанные органы и их должностные лица имеют право выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также привлечь виновных лиц к ответственности.

Система мер государственного управления является эффективным методом соблюдения прав работников на безопасные условия труда. Гарантии указанных прав обеспечиваются контрольными и надзорными функциями государственных органов в указанной сфере, позволяющими оптимальным способом добиться соблюдения установленных норм и правил.

Структура государственного управления охраной труда

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

Читайте так же:  Что такое предварительный договор купли продажи

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Статья 216 ТК РФ — Государственное управление охраной труда

На этой странице представлена статья 216 Трудового кодекса Российской Федерации в последней редакции.

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда proxy?url=https%3A%2F%2Fi1.wp.com%2Fxn----8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2FSTATYA-216-TK-RF-OHRANA-TRUDA

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

  • обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
  • координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
  • осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
  • организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесённые к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ниже вы можете оставить комментарии к статье 216 ТК РФ, а также посмотреть комментарии других участников Блог-Инженера.РФ

Изображение - Кем осуществляется государственное управление охраной труда 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here