Без предоставления земельных участков и установления сервитутов

Самое актуальное и важное на тему: "без предоставления земельных участков и установления сервитутов" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

Содержание

  • Использование государственных и муниципальных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута

    Законом допустимо использование земель без установления сервитута.

    Когда возможно использование земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, без предоставления подобных участков и без оформления сервитута

    В отдельных случаях, установленных земельным законодательством, допускается использование земель без их предоставления и без составления соглашения об установлении сервитута.

    Пользование подобными объектами недвижимости возможно, если они не были предоставлены в пользование физическим или юридическим лицам.

    Согласно Земельному кодексу России предоставление участков возможно в нескольких случаях:

    • для проведения изыскательных работ;
    • при необходимости проведения капитального или текущего ремонта линейного оборудования, проходящего под или над участком;
    • для строительства временных или различных вспомогательных сооружений, к которым можно отнести бытовки и навесы, для складирования строительных материалов и проведения реконструкции линейных объектов;
    • для проведения геологического изучения недр;
    • в целях осуществления деятельности, направленной на сохранение и развитие традиционного образа жизни коренных и малочисленных народов. К таким народам относят коренные и малочисленные народы Севера, Дальнего Востока.
    • предоставление участков допускается только в местах традиционного проживания подобного населения, кроме участков, расположенных в границах лесного фонда.
    • для размещения нестационарных объектов торговли и рекламных конструкций;

    Использование земель для удовлетворения вышеперечисленных целей допускается только после получения соответствующего разрешения уполномоченного органа.

    Обязательные условия, которые должны содержаться в заявлении о предоставлении участка без его передачи и оформления сервитута. Содержание разрешения уполномоченного органа на использование земель

    Пользование участком без его предоставления и оформления права на сервитут допускается только в отдельных случаях, установленных на законодательном уровне. Для этого требуется подтвердить наличие серьезных оснований для использования конкретного объекта недвижимости, получив в уполномоченном органе специальное разрешение.

    В заявлении о предоставлении участка должна быть указана следующая информация:

    • кадастровый номер участка земли, который будет предоставлен для использования, без передачи и оформления сервитута;
    • координаты точек границ территории, которая будет предоставлена для использования, если уполномоченный орган разрешает воспользоваться только частью участка, а не всем объектом недвижимости;
    • ФИО заявителя и его место жительства, если за получение участка обращается физическое лицо;
    • наименование, местонахождение, вид организационно-правовой деятельности и сведения о прохождении процедуры государственной регистрации, если в качестве заявителя выступает юридическое лицо;
    • почтовый или электронный адрес, а также контактный номер телефона для связи с заявителем;
    • предполагаемые цели использования участка земли, которые должны совпадать с основаниями, установленными в Земельном кодексе РФ;
    • точный срок использования участка.

    В свою очередь, готовое решение должно содержать:

    • Обязанности лица, получившего в пользование участок, исполнять обязанности, установленные в Земельном кодексе России. Это касается необходимости устранить нарушение плодородности почв и вернуть участок в прежнее состояние в случае причинения ему вреда.
    • Указание на возможность досрочного прекращения действия разрешения, если участок земли будет предоставлен в собственность или временное пользование юридическому или физическому лицу. В разрешении обязательно должны быть прописаны сроки, в течение которых третье лицо должно быть уведомлено о необходимости освободить используемый участок.

    Отдельно стоит отметить, что подобное разрешение не дает право лицу, которому оно было выдано, на проведение и реконструкцию на участке объектов капитального строительства.

    Права лица, которое получило разрешение на использование участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    На уровне земельного законодательства установлен целый перечень прав, которыми могут обладать временные землепользователи участков, полученных в результате оформления соответствующего разрешения. Согласно Земельному кодексу РФ каждый такой заявитель, получив возможность пользоваться участком, имеет право:

    • проводить изыскательские работы;
    • проводить капитальный или текущий ремонт линейного оборудования, даже если оно находится под участком;
    • осуществлять постройку временных и вспомогательных сооружений, при условии, что по окончании действия разрешения они будут снесены;
    • размещать на предоставленной земле строительные материалы;
    • изучать недра;
    • размещать на выделенной земле нестационарные торговые точки и рекламные конструкции.

    Землепользователи имеют право распоряжаться предоставленным им участком земли в рамках условий, содержащихся в разрешении, в частности, в рамках основания, на котором была осуществлена передача участка во временное пользование.

    Помимо установленных на законодательном уровне прав, землепользователь также имеет сравнительно небольшой круг обязанностей, при нарушении которых он будет вынужден понести ответственность в рамках административного и уголовного законодательства.

    Если использование земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, привело к существенному изменению плодородного слоя почвы или он был полностью уничтожен, землепользователь обязан:

    • привести подобный объект недвижимости в состояние, при котором будет возможно его использование по назначению;
    • выполнить все необходимые работы, направленные на рекультивацию участков с поврежденным слоем почвы.
    Читайте так же:  Сколько промиль разрешается

    Правила использования участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без получения соответствующего разрешения

    На законодательном уровне не предусматривается возможности использования земельного участка без получения каких-либо документов. В рамках земельного законодательства, третье лицо имеет право воспользоваться объектом недвижимости, принадлежащим государству, только если оно:

    • получит соответствующее разрешение;
    • заключит соглашение об установлении сервитута;
    • заключит договор аренды, договор бессрочного пользования, договор безвозмездного пользования земельным участком.

    Во всех других случаях использование федерального или муниципального имущества воспринимается в качестве нарушения законодательства.

    Исключение составляют только общедоступные участки, которые постоянно подвергаются использованию со стороны неограниченного количества лиц, к примеру, земли на территории города, использованные под строительство площадей, парков.

    Бесплатная горячая линия

    Изображение - Без предоставления земельных участков и установления сервитутов proxy?url=http%3A%2F%2Fzk-expert.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2FEstate-advisor%2Fimg%2Fmobile-ico

    +7 499 553-09-05 Москва

    +7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

    +7 (800) 550-38-47 Россия

    Порядок использования земли без предоставления участков и установления сервитута

    Основания для использования земли без предоставления участков и установления сервитута

    Законодательно установлен ряд случаев, когда допускается использование земельных участков, состоящих в собственности государственных органов или муниципалитета без передачи их в собственность и без установки сервитута. Такая процедура проводится на основании ст. 39.33 ЗК РФ в следующих случаях:

    Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

    • при проведении инженерных изысканий;
    • при необходимости проведения ремонта линейного объекта;
    • при возведении временных или вспомогательных построек, складировании стройматериалов, техники для выполнения необходимых работ, при реконструкции линейных объектов различного назначения и принадлежности;
    • для проведения геологических исследований недр;
    • когда выполняются действия, направленные на развитие и сохранность традиций и промыслов коренных малочисленных народов государства по месту их жительства, кроме зон лесного фонда;
    • при размещении торговых точек нестационарного типа, рекламных конструкций, других построек, разновидности которых определяет Правительство РФ.

    Эксплуатация территорий, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, производится согласно целям, обозначенным в разрешении, которое выдается полномочным ведомствам.

    Разрешение на использование земельного участка без передачи в собственность представляет собой документ стандартного образца, составленный в письменном виде и подписанный должностным лицом полномочного ведомства.

    В разрешении обязательно должны быть указаны такие данные, как:

    • кадастровый номер участка, если рассматривается эксплуатация всего надела или его части;
    • обязанности лиц, получивших разрешение;
    • указание возможности досрочного прекращения действия разрешения.

    Документ предоставляет право гражданам на распоряжение территориями без передачи их в эксплуатацию, однако, вынесенный акт не является разрешительным документом для возведения на площади построек или выполнения реконструкции объекта.

    Порядок получения разрешения на использование земель

    Использование земельного участка без его предоставления начинается с получения разрешения, о чем было сказано выше. Описание процесса получения такого документа отражено в ст. 39.34 ЗК РФ и предполагает совершение следующих действий:

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    1. Заинтересованное лицо обращается в распорядительное ведомство с заявлением о выдаче разрешения на пользование наделом без его предоставления (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о выдаче разрешения на пользование землей]).
    2. Распорядитель участка проверяет поступившую заявку и пакет документов на предмет правильности заполнения и наличие законных оснований для оформления разрешения.
    3. Не позже месяца с момента поступления заявки выносится решение о предоставлении права использования земли или отказ в этом, с указанием причин.
    4. Акт выдается заявителю, а исполнительное ведомство обязано не позже 10 дней с момента выдачи разрешения, передать копию акта в федеральный исполнительный орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Такие функции сейчас выполняет Росреестр.

    Разрешение может иметь различный срок действия, который напрямую зависят от вида разрешенного использования:

    1. Для выполнения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов — до года.
    2. Под возведение зданий определенного типа, хранение материалов и техники, а также реконструкцию линейных строений — на период выполнения указанных мероприятий.
    3. В целях геологического исследования недр — на период действия лицензионного соглашения.
    4. Для сохранения традиций и промыслов коренных народов — бессрочно.

    Действие разрешения заканчивается в тот момент, когда участок будет передан в пользование гражданину или организации.

    Чтобы разрешение на пользование территориями, являющимися муниципальной или государственной собственностью было выдано, потребуется следующий пакет документов:

    • реквизиты заявителя;
    • техническая информация об участке, в отношении которого требуется разрешительный акт, включая кадастровый номер и межевую схему;
    • заявление на выдачу разрешения;
    • бумаги, подтверждающие наличие оснований для выдачи документа, в частности: лицензия на недропользование, разрешение на инженерные изыскания, постановление о проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту линейных объектов, документы на нестационарную торговую точку и ряд других, в зависимости от обстоятельств.

    Бумаги предоставляются в виде копий и удостоверяются оригинальными экземплярами.

    Обязанности лиц, использующих земли на основании разрешения

    Иногда может возникнуть ситуация, при которой земли, разрешенные к эксплуатации, были испорчены или лишены плодородного слоя почвы. В этом случае, лица, которые получили разрешение на пользование земельными участками имеют перед собственником территорий некоторые обязанности:

    1. Привести землю в пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние в соответствии с целевым назначением.
    2. Выполнить все необходимые действия по рекультивации наделов, включая обязательные агротехнические и оросительные процедуры.

    Пример по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

    Руководитель общины северного малочисленного народа обратился в администрацию своего поселения и подал заявку на пользование территорией, принадлежащей в прошлом его предкам. В заявке, мужчина указал, что данная площадь необходима членам их общины, чтобы заниматься охотничьим промыслом, развивать свои коренные традиции и заниматься хозяйствованием.

    Читайте так же:  Кто первый наследник после смерти родителей

    По его заявке был вынесен отказ, поскольку часть указанной территории была включена в категорию земель лесного фонда. Руководитель посчитал действия сотрудника администрации незаконными, и обратился к руководителю органа с жалобой, на что также получил официальный отказ.

    Мужчина не остановился на этом и нанял юриста, с помощью которого было подготовлено и передано исковое заявление в суд. Через несколько недель судья вынес отрицательное решение по иску, сославшись на положения земельного кодекса об особо охраняемых территориях.

    Заявитель был вынужден исключить из заявления земли лесного фонда, после чего оформил новое заявление. На этот раз администрация выдала разрешение на предоставление земель.

    В итоге можно сформулировать несколько выводов:

    1. Законодательством предусмотрено, что государственные и муниципальные земли могут использоваться гражданами и организациями без передачи их в собственность и без установки сервитута.
    2. Для такого действия потребуется наличие законных оснований и выполнение определенных требований, предъявляемых к процедуре оформления соответствующей документации.
    3. Официальным документом, дающим право пользования такими землями, является разрешение, которое выдается уполномоченным ведомством, в распоряжении которого состоит данный участок.
    4. Порядок выдачи разрешения предусматривает ряд этапов, в рамках которых выполняется обращение граждан в уполномоченный орган с заявлением и приложенными документами к нему.
    5. В том случае, когда участку нанесен ущерб или был уничтожен почвенный слой по вине пользователя, виновное лицо обязано выполнить необходимые восстановительные процедуры, включая рекультивацию, орошение и другие действия.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

    Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Я являюсь инженером, и наша бригада получила задание произвести работы по изысканию на некоторых земельных площадях.

    Чтобы все было оформлено законным образом я, как руководитель, обратился в местную администрацию с заявкой о предоставлении соответствующего разрешения, однако, через некоторое время получил отказ.

    Причиной вынесения отрицательно решения стал якобы запрет, наложенный на данные участки местным органом самоуправления. Представить мне соответствующий документ сотрудник администрации отказался, зато предложил оформить участки во временное пользование или аренду.

    Подскажите, правомерен ли данный отказ, и каким образом я могу получить разрешение, чтобы наконец-то заняться своими непосредственными обязанностями?

    Ответ: Здравствуйте, Михаил. В статье 39.33 ЗК РФ описаны основания для выдачи разрешения на пользование площадью без предоставления ее в распоряжение заинтересованному лицу. Одним из таких оснований является передача наделов для проведения инженерных изысканий, то есть именно та процедура, которой намерены заняться вы.

    Согласно этому положению, действия сотрудника муниципалитета абсолютно не правомерны. При том что вы совместно с заявлением подали все необходимые документы, подтверждающие ваше право на получение разрешения.

    Сейчас от вас потребуется повторно обратиться в администрацию, предварительно собрав полный пакет документов и попытаться получить разрешение. Если ничего не получится, то вы имеете полное право обратиться в суд и оспорить вынесенное решение.

    Вам понадобятся следующие образцы документов:

    Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

    Наименование изменено с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    Статья 39.33 . Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

    См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 39.33 ЗК РФ

    Пункт 1 изменен с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

    1) проведение инженерных изысканий;

    2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

    3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

    4) осуществление геологического изучения недр;

    Подпункт 5 изменен с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

    6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 – 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

    3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.

    4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

    Читайте так же:  Иск на судебных приставов

    Использование земли без предоставления участков и установления сервитута

    Земельным кодексом РФ разрешено использовать земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов без передачи земли в собственность и без установки сервитута.

    Нестационарные торговые объекты и рекламные конструкции размещаются на основании специально утвержденных схем в соответствии с федеральными законами от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

    Виды иных объектов, которые могут располагаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов, определены в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300. В это постановление были включены объекты, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. Например, водопроводы и водоводы всех видов; тепловые сети; линии электропередачи; элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения; проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги; ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов; спортивные и детские площадки; зарядные станции (терминалы) для электротранспорта и др.

    Порядок и условия размещения указанных объектов урегулированы в постановлении Правительства Хабаровского края от 07.09.2017 №364-пр.

    Использование земельного участка без его предоставления начинается с получения разрешения, процесс получения которого отражен в статье 39.34 Земельного кодекса РФ и в Административном регламенте предоставления министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики края государственной услуги по выдаче разрешения, утвержденном приказом министерства от 28.04.2018 № 19. Хочется отметить, что использовать без предоставления можно как земли (несформированные земельные участки), так и сформированные, но не предоставленные физическим либо юридическим лицам земельные участки и их части.

    Естественно, разместить объект можно только за плату. Расчет ее размера производится уполномоченным органом и определен в постановлении от 07.09.2017 № 364-пр.

    Одним из составляющих формулы расчета платы за размещение объекта является коэффициент детализации (Кд).

    Размер коэффициента определяется в зависимости от видов объектов. Например, при размещении водопроводов и водоводов он составит 0,7 процента, линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи – 1,4 процента, а проездов – 0,01 процента.

    Есть виды объектов, для которых размер коэффициента детализации в постановлении от 07.09.2017 № 364-пр не установлен, и он должен определяться отдельными нормативными правовыми актами уполномоченных органов.

    Органом, регулирующим размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, является министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края. Оно своим приказом от 03.08.2018 №36 установило размеры коэффициента детализации. Для размещения элементов озеленения, покрытий, ограждений (заборов), уличного коммунально-бытового и технического оборудования и элементов освещения коэффициент применяется в размере 0,1 процента.

    При исчислении платы за размещение:

    •подземных линейных сооружений, а также их наземных частей и сооружений используется коэффициент, составляющий 0,7 процента;

    •объектов, предназначенных для обеспечения пользования недрами, – 2 процента;

    •лодочных станций и зарядных станций (терминалов) для электротранспорта – 5 процентов;

    •иных элементов благоустройства территории, пунктов приема вторичного сырья, передвижных цирков, зоопарков и луна-парков, сезонных аттракционов, пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, общественных туалетов нестационарного типа – 7 процентов;

    •отдельно стоящих ветроэнергетических установок и солнечных батарей, нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (аэрариев, соляриев, душевых кабинок, временных павильонов и киосков, туалетов и другого оборудования, в том числе для санитарной очистки территории, пунктов проката инвентаря, площадок или полян для пикников, танцевальных и детских игровых площадок и городков), платежных терминалов для оплаты услуг и штрафов – 10 процентов.

    Размер коэффициента детализации за использование земель, находящихся в муниципальной собственности, устанавливают соответствующие органы местного самоуправления.

    На территории города Хабаровска действуют коэффициенты, установленные постановлением администрации от 27.12.2017 № 4395. Их размеры зависят не только от наименования вида объекта, но и от оценочной зоны и варьируются от 0,01 до 10 процентов.

    Для муниципальных земель в городе Комсомольске-на-Амуре администрация города своим постановлением от 17.01.2018 №68-па определила, что для размещения подземных линейных сооружений, их наземных частей и сооружений; элементов благоустройства территории; объектов, предназначенных для обеспечения пользования недрами; отдельно стоящих ветроэнергетических установок и солнечных батарей; пунктов приема вторичного сырья передвижных цирков, зоопарков и луна-парков применяется коэффициент в размере 0,7 процента. При размещении лодочных станций используется коэффициент 3 процента, а сезонных аттракционов, пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, платежных терминалов для оплаты услуг и штрафов, общественных туалетов нестационарного типа, зарядных станций (терминалов) для электротранспорта – 5 процентов.

    В Амурском муниципальном районе применяются коэффициенты детализации к размеру платы за размещение объектов, утвержденные постановлением администрации района от 20.07.2018 № 562, а в Советско-Гаванском муниципальном районе – постановлением администрации района от 13.07.2018 № 474. В Ванинском муниципальном районе вышеуказанные коэффициенты установлены Собранием депутатов, которое своим решением от 18.10.2017 № 394 определило их значения на 2018 год.

    Материал подготовлен с использованием документов, содержащихся в СПС «КонсультантПлюс».

    ЕЛЕНА ТИМОШ, РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ОБЩЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ОТДЕЛА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РИЦ «КОНСУЛЬТАНТПЛЮС» В ХАБАРОВСКЕ

    Читайте так же:  Как делится имущество при разводе приобретенное до брака

    Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 09 (191) дата выхода от 20.09.2018.

    Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

    Некоторые вопросы использования земельных участков без предоставления и установления сервитута (Корнеев А.Л.)

    Дата размещения статьи: 28.02.2017

    Значительные изменения земельного законодательства, в том числе принятие Федерального закона Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” , затронули самые различные аспекты нормативно-правовой регламентации земельных отношений, включая основания, по которым допускается возможность использования земельных участков.
    ——————————–
    См.: СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. I). Ст. 3377.

    В Земельном кодексе Российской Федерации (далее – ЗК РФ) появился новый правовой институт, сконцентрированный в нормах главы V.6 и поименованный “Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута”. Прежде чем давать ему правовую оценку и осуществлять правовую квалификацию отношений, возникающих в таких ситуациях, определим фактическую сторону взаимодействия .
    ——————————–
    См. также: Чмыхало Е.Ю. Совершенствование процедур предоставления земельных участков как одно из направлений государственной политики по управлению земельным фондом // Аграрное и земельное право. 2014. N 10. С. 51 – 56; Липски С.А. О новых правилах предоставления земельных участков // Журнал российского права. 2015. N 11.

    Литература

    1. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Юрайт-Издат, 2002. С. 132 – 135.
    2. Липски С.А. О новых правилах предоставления земельных участков // Журнал российского права. 2015. N 11.
    3. Пашова М.С., Пашов Д.Б. Основания возникновения и прекращения прав на земельные участки // Аграрное и земельное право. 2014. N 2. С. 50 – 54.
    4. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 112 [и др.].
    5. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: НОРМА, 2002. С. 183 – 184.
    6. Чмыхало Е.Ю. Совершенствование процедур предоставления земельных участков как одно из направлений государственной политики по управлению земельным фондом // Аграрное и земельное право. 2014. N 10. С. 51 – 56.

    Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

    СТ 39.33 ЗК РФ

    1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:

    1) проведение инженерных изысканий;

    2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

    3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

    4) осуществление геологического изучения недр;

    5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

    6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 – 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

    3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.

    4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

    Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута является новым институтом земельного законодательства, введенным Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Ранее вопросы, связанные с необходимостью временного использования земельных участков без принятия решений о предоставлении или совершения сделок, иногда разрешались путем применения положений подп. 3 п. 1 ст. 57 ЗК РФ о временном занятии земельных участков, которые, однако, зачастую вызывают немало вопросов в теории и на практике . Вместе с тем, по мнению отдельных специалистов, применение указанных новых институтов также может породить большое количество споров .
    ——————————–
    См., напр.: Иванихина О. Компенсация убытков при временном занятии земельных участков // Жилищное право. 2013. N 5; Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками: Учеб. пособие. М.: Городец, 2006.

    Майборода В.А. Споры о порядке пользования земельными участками при перезагрузке значения термина // Мировой судья. 2014. N 12. С. 16 – 21.

    Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из главных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, одновременно и как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

    Читайте так же:  Замена электросчетчиков в многоквартирном доме

    Руководствуясь данным принципом, законодателю в комментируемой статье 39.33 ЗК РФ удалось выделить цели использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при которых приоритетными являются только определенные свойства земли.

    Так, например, при проведении инженерно-геологических изысканий и осуществлении геологического изучения недр, а также при ремонте линейного объекта лица, осуществляющие эти работы, проявляют интерес к соответствующей части земной поверхности только как к недвижимому имуществу, под поверхностью которого находится интересующий их объект (в данном случае участок недр или линейный объект ). При этом природные свойства земли и ее поверхностного (почвенного) слоя или возможность ее использования как средство производства в сельском или лесном хозяйстве таких лиц не интересуют. Аналогичным образом земля или земельный участок только в качестве “пространственной опоры” используются в случаях получения разрешения на использование земли или земельного участка для строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники, а также для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций .
    ——————————–
    В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19 июня 2006 г. N 15737/05 (Вестник ВАС РФ. 2006. N 9) указано, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право в границах этого отвода осуществлять пользование недрами, а не земельным участком, под которым они расположены.

    Для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ также допускается установление публичного сервитута. Однако исходя из требований п. 2 ст. 23 ЗК РФ это возможно только в случае, если такие работы осуществляются для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения и проводятся на сформированных земельных участках, а не на землях.

    В законодательстве РФ имеются случаи иного подхода к правовому регулированию вопросов размещения временных и вспомогательных сооружений. Так, например, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” предусматривается возможность установления сервитута для размещения временных объектов.

    Напротив, при осуществлении деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности земля представляет собой интерес именно в качестве природного объекта, природного ресурса.

    Так, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
    ——————————–
    СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.

    Несмотря на то что при оформлении отношений, регулируемых комментируемой статьей 39.33 ЗК России, речь не идет о земле как об объекте права собственности и иных прав на землю, это не освобождает участников таких отношений от необходимости идентифицировать используемый объект. При этом в качестве средств индивидуализации земельного участка используется кадастровый номер земельного участка или координаты характерных точек границ соответствующей территории, в случае если планируется использование земель или части земельного участка.

    Законодатель посчитал необходимым особо отметить, что разрешение на использование земель или земельного участка, предусмотренное комментируемой статьей 39.33 Земельного кодекса РФ, не дает права лицу, которому оно выдано, на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства. Это соответствует общим положениям законодательства РФ, устанавливающим возможность осуществления строительства только лицом, у которого имеются документы о правах на землю.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Так, согласно ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками. В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть выдано только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.

    Изображение - Без предоставления земельных участков и установления сервитутов 580374612
    Автор статьи: Сергей Синицын

    Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 5 проголосовавших: 4

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here