Антимонопольный орган это

Самое актуальное и важное на тему: "антимонопольный орган это" с комментариями профессионалов. Мы постарались доступно все объяснить. Если будут вопросы - вы можете обратиться за консультацией к дежурному юристу сайта.

СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность на основании Положенияо территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2006 г. N 324 . Территориальный орган действует на территории одного или нескольких субъектов РФ во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кафедра частного права

НЕНАДЛЕЖАЩАЯ РЕКЛАМА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ

(англ antimonopoly organs) – специальные органы государства, осуществляющие проведение гос-ной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В РФ указанные функции реализует федеральный орган исполнительной власти – федеральный А.о. Согласно ст. 3 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»** основные задачи, функции и полномочия федерального А.о., а также ответственность его должностных лиц определяются указанным Законом и др. нормативными правовыми актами РФ.

Федеральный А.о. выполняет следующие основные функции: а) направляет в Правительство РФ предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и др. нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции; б) дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции; в) разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения; г) контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; д) контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Согласно ст. 12 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» федеральный А.о. вправе:

давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с др. хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;

давать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов гос-ной поддержки;

принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, кроме случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в т.ч. о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с др. хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;

направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;

устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

Федеральный А.о. для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы и назначает соответствующих должностных лиц. Территориальные органы подведомственны федеральному А.о. и действуют в соответствии с законодательством РФ на основе положения, утверждаемого федеральным А.о. Федеральный А.о. наделяет свои территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.

Средства на содержание А.о. предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Статус ФАС России основывается на ст. 10, 77 Конституции РФ, ст. 22—26 Закона о защите конкуренции, определяется Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Читайте так же:  Кто привлекает к уголовной ответственности

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами. Таким образом, федеральная система антимонопольных органов России состоит из ФАС и территориальных органов (управлений).

Территориальные органы создаются федеральным антимонопольным органом в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, актами федерального законодательства, на основе Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службе, утвержденного приказом ФАС России от 13 октября 2004 г. № 135.

ФАС России и ее территориальные органы являются юридическими лицами со всеми необходимыми признаками и атрибутикой.

Основными функциями ФАС России являются: а) организационная; б) контрольная; в) репрессивная. Статья 22 Закона о защите конкуренции содержит развернутый перечень основных функций антимонопольного органа в контексте предмета и целей настоящего Закона.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

  • обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими эти функции, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  • выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению его нарушения и привлекает к ответственности виновных лиц, органы и организации за такие нарушения;
  • предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими данные функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  • осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализуя свои основные задачи и функции, ФАС России и ее территориальные органы (управления) обладают широкими полномочиями (компетенцией). В ст. 23 Закона о защите конкуренции сформулированы основные полномочия антимонопольного органа, которые также можно сгруппировать с учетом вышеназванной классификации функций. К ним относятся полномочия, направленные:

  1. на осуществление организационных и регулятивных функций (например, утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных ст. 32 Закона);
  2. осуществление контрольных функций (например, осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, в том числе на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары);
  3. пресечение нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти, местного самоуправления, а также иными органами и организациями (например, право давать субъектам обязательные для исполнения предписания).

Данный перечень полномочий не является исчерпывающим.

В порядке иллюстрации и сравнительного анализа можно привести следующие группы полномочий ФАС России:

  1. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (подп. 1 п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции). Глава 9 Закона посвящена рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, т. е. получила легальную прописку административная форма рассмотрения дел. Здесь нет экономического спора и соответственно искового заявления. Такого рода дела рассматриваются специально созданной комиссией;
  2. выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Причем спектр предписаний для хозяйствующих субъектов является достаточно широким. Такие же предписания выдаются органам государственной власти, местного самоуправления, иным органам и организациям, осуществляющим эти функции, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам. Однако круг предписаний заметно ограничен;
  3. вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями;
  4. некоторые функции и полномочия антимонопольный орган реализует совместно с иными федеральными органами.

Разграничение полномочий между ФАС России и ее территориальными органами происходит двумя способами: законодательным и делегированным.

Так, в Положении о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы закреплены полномочия территориального органа путем перечисления его прав в различных сферах.

При этом используются несколько критериев, позволяющих провести указанное разграничение:

  1. объект контроля и надзора;
  2. субъектный состав участников деятельности и действий, подлежащих контролю;
  3. местонахождение соответствующего хозяйствующего субъекта.

Например, территориальный орган ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг, в том числе при совершении сделок, если размер уставного капитала финансовой организации не превышает: 300 млн руб. для кредитных организаций, 100 млн руб. для страховых организаций и перестраховочных обществ, 30 млн руб. для профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных финансовых организаций.

Другой пример: к полномочиям территориального органа относится осуществление контроля и надзора за субъектами естественных монополий в сферах услуг транспортных терминалов, портов и аэропортов, стоимость активов которых по последнему балансу не превышает 20 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям; услуг по передаче тепловой энергии; услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям; услуг железнодорожного транспорта необщего пользования; услуг общедоступной электрической и почтовой связи.

Читайте так же:  Клиенты для адвоката

Наряду с делегированием конкретных полномочий территориальным органам ФАС России в случае необходимости может запросить у территориального органа материалы для своего рассмотрения.

Федеральный А.о. выполняет следующие основные функции: а) направляет в Правительство РФ предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и др. нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции; б) дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции; в) разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения; г) контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; д) контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Согласно ст. 12 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» федеральный А.о. вправе:

давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с др. хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;

давать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов гос-ной поддержки;

обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в т.ч. о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с др. хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;

направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;

давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

Федеральный А.о. для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы и назначает соответствующих должностных лиц. Территориальные органы подведомственны федеральному А.о. и действуют в соответствии с законодательством РФ на основе положения, утверждаемого федеральным А.о. Федеральный А.о. наделяет свои территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.

Средства на содержание А.о. предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Как известно, рыночная экономика существует за счёт конкуренции между предприятиями. А когда одно из них становится монополистом и подавляет всех своих противников, конкуренция исчезает и начинается безобразие. Фирма-монополист может накручивать цены как ей угодно, выпускать некачественную продукцию, технологически деградировать, и всё это ей сойдёт с рук, ибо некому вытеснить эту фирму с рынка. Поэтому с монополиями ведётся тщательная борьба. Для этого создаются государственные антимонопольные органы.

Видео (кликните для воспроизведения).

В США, например, монополии настолько не прижились, что их начали считать вредными по умолчанию, то есть исходить из принципа «презумпции вредности». Каждая монополия должна доказать властям, что в её деятельности будет польза для общества и страны, её деятельность могут разрешать. В Европе же были несколько иные способы борьбы с фирмами-самодержавцами. Как только стражи порядка замечают монополиста, его сразу, образно выражаясь, окружают частоколами, и начинают пристально за ним наблюдать. Как только обнаруживается, что монополист приносит больше вреда, чем пользы, государство в праве прекратить его деятельность или наложить штрафные санкции. Как правило, штрафы приходится платить баснословные. Вспомним компанию Microsoft, которой ежегодно приходится платить сотни миллионов долларов из-за разных нарушений (подробнее это будет описано в конце статьи).

Выше упоминался этот термин. Так что же он означает? Здесь всё просто: это федеральный комитет, нацеленный на борьбу против монополий и обеспечение честной конкуренции на рынке, а также обеспечение равного доступа потребителей к товарам. Этот комитет также пресекает проявления нечестной конкуренции (демпинга цен, например).

Фирма-монополист или хозяйствующий субъект – предприятие (или группа предприятий), занимающее доминирующее положение на рынке товара, не имеющего себе замены, что даёт ему возможность блокировать доступ на рынок другим предприятиям и манипулировать товаром в своих интересах.

Выражаясь простым языком, монополист – это хулиган, который занял лавочку и не подпускает к ней никого. Он может делать с лавочкой всё, что ему вздумается и никто не в силах будет этому помешать, ибо он на ней единственный хозяин.

Читайте так же:  Что такое реорганизация в форме выделения

Существует три вида предприятий-монополистов, зависимо от их предназначения:

  • Естественная монополия – ситуация, при которой производство товара одной фирмой значительно выгодней, чем двумя. Такое бывает, когда оптимальный размер предприятия относительно к размеру рынка настолько велик, что фирмы-новички просто не рентабельны. То есть добавить нового игрока на такой рынок слишком дорого и бессмысленно. Самые яркие примеры предприятий-потенциальных естественных монополистов: железнодорожные перевозки, системы водоснабжения, энергетика, газотранспортные системы. Такие предприятия представляют самую большую сложность для антимонопольных комитетов.
  • Открытая монополия – ситуация, когда одно предприятие обретает важную технологию, не известную его конкурентам. В таком случае оно будет монополистом до тех пор, пока конкуренты не достигнут того же уровня технической эволюции.
  • Закрытая (государственная) монополия – монополия государства на продажу товаров массового потребления. В России, например сбыт большинства видов алкоголя и табачных изделий захвачен страной. Для частных бизнесменов этот рынок закрыт.
  • Чистая монополия – положение дел, когда конкретный товар или услугу на территории страны представляет только одно предприятие.
  • Концерн – несколько разнородных предприятий с единым финансовым центром.
  • Синдикат – ситуация, когда распределение заказов и сбыт продукции осуществляется централизовано.

Изображение - Антимонопольный орган это proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F96892%2F194051

Антимонопольное регулирование – комплекс мер, осуществляемых государством, направленных на формирование и защиту честной конкуренции. Это очень важно, ибо, как говорилось выше, экономика государства без конкуренции чахнет по всем фронтам. В странах СНГ традиционно используется европейская «либеральная» система борьбы с монополиями. Т. е. монополиям позволяют существовать до тех пор, пока они не приносят вреда.

В разных странах существуют разные комитеты для регулирования деятельности комитетов. Они действуют разными путями, но цели их едины: поддержание конкуренции на рынке, контроль цен товаров и не допускание того, чтобы хоть одна фирма стала зависимой от монополии. Для контроля над монополиями создается отдельное законодательство, в котором указывается свод правил их функционирования на рынке. Из всех видов монополий естественные регулировать сложнее всего. Прежде чем предпринимать против них какие-то меры, ставится вопрос об экономической рациональности их деятельности, формировании цен и доходности. Комитет в праве выяснять информацию о лицах, что стоят за деятельностью предприятия.

Но перед этим выясняются сферы деятельности, в которых может существовать естественная монополия. Далее проверяется целесообразность и логическая обоснованность затрат и цен предприятий-естественных монополистов. После этой проверки монополию могут «взять под колпак» – отслеживать все изменения на рынке, которые провоцирует монополия и предпринимать против них конкретные действия в случае нужды. Таким образом монополия скорее начнет работать во вред себе, чем во вред обществу и государству. Для еще более эффективного контроллирования монополии государство может её национализировать.

Регулирование естественных монополий производится целым арсеналом инструментов, которые можно условно разделить на три группы.

Непосредственная установка цен на товары (или услуги) естественных монополистов. Это может базироваться на огромном количестве соображений. Например может учитываться уровень доходов целевой аудитории и значимость поставляемой услуги для них. Кстати, в России преобладает именно такой метод регулировки. Углубляться в эту тему не будем, ибо описать её одними только экономическими понятиями будет очень сложно. Выражаясь кратко, фиксация цен государством на продукцию предприятия-монополиста происходит с учётом по большей части общественных интересов.

Посредственный контроль цен посредством установки пороговых и предельных величин доходности. При этом используются следующие классические механизмы ценообразования: прямое и косвенное установление цен; цены Рамсея; линейное и нелинейное ценообразование.

И третий способ: введение конкурентных механизмы, как способ контроля передачи прав на оказание услуг (или производство товаров). Самый яркий пример, которым можно проиллюстрировать данный способ – передача железных дорог в концессию другой стране, дабы повысить эффективность их эксплуатации. В России эта практика тоже довольно широко применялась.

Особого внимания антимонопольных комитетов в славянских странах заслужила сфера электроэнергетики. Комитеты следят буквально за всем: распределением акций, мощностями электростанций, деятельностью администраторов станций, соблюдением юридических правил и так далее. Перечислять это всё пришлось бы, пожалуй, несколько часов. Это вполне объяснимо, ведь сфера электроэнергетики для любой страны имеет огромное значение, поэтому нужно контроллировать её уровень отдачи, стараясь удерживать его на предельно возможном значении.

Федеральная антимонопольная служба России (далее ФАС) образовалась в 1990 году. Ныне она выполняет следующие функции:

  • Контроль за соблюдением свода законов антимонопольного комитета (во всех коммерческих сферах!);
  • Контроль соблюдения законодальства о рекламе;
  • Контролирование сферы размещения тендеров на поставки услуг, товаров, выполнения работ, а также сферы оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
  • Контроль за потоком иностранных инвестиций в предприятия, имеющие стратегическое значение для государств, сферы её обороны и безопасности.
  • Защита прав потребителей. Любой уважающий себя антимонопольный комитет обязан защитить потребителей от явно завышенных цен. Предприятия должны развиваться, но не ценой обворовывания граждан.

Харви Лейбенстайл считает, что у монополии, ввиду отсутствия конкуренции, нет стимулов заниматься поддержкой эффективного производства.

Читайте так же:  Кодекс рф об админ правонарушениях

Ричард Познер склонен пологать, что монополии нерационально тратят свои ресурсы на завоевание и поддержку своего монопольного положения. Например, фирма-самодержавец может смело занизить цены и некоторое время поработать во вред себе только для того, чтобы придушить конкурента.

Исходя из мнения Арнольда Харбенгера, одно только присутствие монополии на рынке приводит к потерям благосостояния общества.

Изображение - Антимонопольный орган это proxy?url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatas%2Fekonomika%2FMonopolija-i-konkurentsija%2F0005-005-Prichiny-vozniknovenija-i-suschestvovanija-monopolij

А теперь несколько примеров того, как антимонопольные комитеты разных стран осаждали разные предприятия и концерны.

Как видно, современные комитеты по борьбе с фирмами-самодержавцами никого не жалеют и всеми силами пресекают злоупотребление властью монополии. Вот и подошла к концу эта статья. Её целью было дать объемное глубокое представление о монополиях, о том, как им противостоят, и что бывает, если игнорировать требования комитетов.

(англ antimonopoly organs) — специальные органы государства, осуществляющие проведение гос-ной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В РФ указанные функции реализует федеральный орган исполнительной власти — федеральный А.о.

Согласно ст. 3 Закона РСФСР

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

** основные задачи, функции и полномочия федерального А.о.

Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интере­сов участников деловых отношений является политика антимо­нопольного регулирования, которую проводит государство в ли­це соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль соблюдения законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства работники антимонопольного органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства (далее — проверка) имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органы или организации, а также в государственные внебюджетные фонды, коммерческие организации, некоммерческие организации для получения необходимых органу документов и информации.

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом,* который создает свои территориальные органы.

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение,

Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) — это орган исполнительной власти, выполняющий действия принимающие нормативные правовые акты и контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, закона в области работы субъектов естественных монополий, контролированию за воплощением зарубежных инвестиций в общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения защиты страны и сохранности государства, не имеющих никакого отношения к казённому оборонному заказу, информация о которой составляет государственную тайну.

В настоящее время функции антимонопольного осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Статус ФАС основывается на ст.

10, 77 Конституции РФ, ст. 22–26 Закона о защите конкуренции, определяется Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.04.2004 г.

№ 311. – обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства государственной власти, местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими эти функции, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; – предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими данные функции указанных, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; – осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных ФЗ.

Предприятия должны развиваться, но не ценой обворовывания граждан.Взгляд экспертов на монополии Харви Лейбенстайл считает, что у монополии, ввиду отсутствия конкуренции, нет стимулов заниматься поддержкой эффективного производства. Ричард Познер склонен пологать, что монополии нерационально тратят свои ресурсы на завоевание и поддержку своего монопольного положения. Например, фирма-самодержавец может смело занизить цены и некоторое время поработать во вред себе только для того, чтобы придушить конкурента.

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Исполнение государственной функции ФАС России осуществляет в соответствии с Федеральным законом “О защите конкуренции”; Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 “Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти”; Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331; Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 Л° 30; Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447 и др.

Целью деятельности ФАС России является устранение административных, организационных, межрегиональных и межведомственных барьеров, оптимизация структуры товарных рынков.

Объектами регулирования антимонопольного органа являются горизонтальные и вертикальные соглашения, картельные соглашения, недобросовестная конкуренция, монополизация рынков, незаконные слияния хозяйствующих субъектов, ценовая дискриминация.

Читайте так же:  Через сколько дней оплачивается больничный

Органы местного самоуправления, начиная с районных, формируют свои структуры (отделы) по защите прав потребителей. Они имеют право проводить проверки, приостанавливать продажу некачественной продукции и т.д.

Полномочия и функции антимонопольного органа зафиксированы в гл. 6 Федерального закона “О защите конкуренции”.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

В соответствии со ст. 23 Закона антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений Закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных проверок.

Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:

  • 1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством РФ;
  • 2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  • 1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • 2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства:
  • 3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа (ст. 25.1 Закона).

В октябре 2009 г. принят второй антимонопольный пакет нормативных документов. С этого момента должностные лица могут подвергаться административному наказанию, а также дисквалификации до трех лет после трех нарушений антимонопольного законодательства. Статья 178 УК к уголовно наказуемым деяниям относит: сговор, согласованные действия, злоупотребление доминирующим положением в форме монопольно высоких цен, ограничение доступа на рынок. Второй антимонопольный пакет направлен на то, чтобы дать законодательную возможность доказать наличие картели, т.е. ценового сговора, сговора о разделе рынка. До последнего периода удалось доказать только один крупный сговор — это дело большой тройки мобильных операторов, которые сговорились по поводу трафиков, и в результате его раскрытия тарифы на телефонную связь не только не растут, но даже падают.

Таким образом, уголовное дело в отношении конкретного менеджера будет возбуждаться правоохранительными органами только после того, как ФАС России признает, что руководимая им компания нарушила антимонопольное законодательство, и законность этого решения будет подтверждена арбитражным судом. Только тогда ФАС сможет передавать дела в правоохранительные органы.

ФАС России — это не эксклюзивное изобретение отечественного законодателя — органы с такими задачами существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. В Великобритании такие функции выполняет Комиссия по монополиям, во Франции — Генеральная дирекция по конкуренции, потребительской политике и борьбе со злоупотреблениями, в Финляндии — Управление свободной конкуренции, в Японии — Комиссия по справедливой торговле. В бывших социалистических странах Восточной Европы действуют аналогичные учреждения. Так, в Чехии — Ведомство по защите экономической конкуренции, в Румынии — Совет по конкуренции. В Австрии государственные функции антимонопольного регулирования возложены на Федеральное министерство экономики и труда. В США функцию антимонопольного регулирования выполняют сразу несколько ведомств: Федеральная торговая комиссия, Министерство юстиции и атторнеи штатов (главные должностные лица по правовым вопросам штатов, консультирующие администрацию штатов по законодательству о конкуренции, выполняющие функции обвинителей или защитников). В Италии антимонопольная служба является антимонопольной прокуратурой, которая выполняет свои полномочия жестко и оперативно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно сделать вывод о том, что в ряде стран задачи формирования и реализации антимонопольной политики выполняют органы, формируемые на коллегиальной основе, в других — единоличном порядке, в третьих странах — осуществление антимонопольного регулирования выполняют несколько государственных органов. Но в любом случае антимонопольное регулирование является обособленной и непременной задачей исполнительной власти, в том числе и в России.

Изображение - Антимонопольный орган это 580374612
Автор статьи: Сергей Синицын

Доброго времени суток, Сергей. Я чуть менее 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here